Как расценивать приобретение Лопахиным вишневого сада? Характеристика Лопахина из «Вишневого сада Почему лопахин покупает вишневый сад.

Введение

«…если она (роль) не удастся, то значит и пьеса вся провалится». Так в одном из писем Чехов отзывался о роли Лопахина из пьесы «Вишневый сад». Как ни странно, но в центр внимания автор помещает не Раневскую, владелицу вишневого сада, а именно Лопахина. Купец, достаточно ограниченный человек, сам честно сознающийся, что он в сущности «болван и идиот» – такая характеристика Лопахина из «Вишневого сада» вспоминается читателям в первую очередь. И все же именно его автор именует «центральной» фигурой в произведении! Вторит ему и ряд критиков, определяющих этого героя как героя нового времени, жизнеспособного человека «новой формации», с трезвым и ясным взглядом на вещи. Для того, чтобы лучше разобраться в этом противоречивом образе, проведем анализ Лопахина.

Жизненный путь Лопахина

Судьба Лопахина, Ермолая Алексеевича с самого начала тесно переплетена с судьбой семьи Раневской. Его отец был крепостным у отца Раневской, торговал «на деревне в лавке». Однажды, – вспоминает Лопахин в первом действии – отец выпил и разбил ему лицо. Тогда молодая Раневская отвела его к себе, умыла и утешила: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет».

Лопахин до сих пор помнит эти слова, и они отзываются в нем двояко. С одной стороны его радует ласка Раневской, с другой – слово «мужичок» больно задевает его гордость. Это его отец был мужиком, протестует Лопахин, а сам он «выбился в люди», стал купцом. У него много денег, «белая жилетка и желтые башмаки» – и всего этого добился он сам. Родители его ничему не обучали, отец только спьяну бил. Вспоминая об этом, герой признается, что, в сущности, он остался мужик мужиком: почерк у него скверный, а в книгах он ничего не понимает – «читал книгу и заснул».

Несомненного уважения заслуживает энергичность и трудолюбие Лопахина. С пяти часов он уже на ногах, работает с утра до вечера и не мыслит своей жизни без работы. Любопытная деталь – из-за его деятельности ему все время не хватает времени, постоянно упоминаются какие-то деловые поездки, в которые он отправляется. Этот герой в пьесе чаще других смотрит на часы. В противовес поразительно непрактичной семье Раневской он знает счет и времени, и деньгам.

В то же время Лопахина нельзя назвать стяжателем или беспринципным «купцом-хапугой», подобно тем купцам, образы которых так любил рисовать Островский. Об этом может свидетельствовать хотя бы та легкость, с которой он расстается со своими деньгами. По ходу пьесы Лопахин не раз даст или предложит денег в долг (вспомним диалог с Петей Трофимовым и вечного должника Симеонова-Пищика).

А самое главное – Лопахин искренне тревожится о судьбе Раневской и ее имения. Купцы из пьес Островского никогда бы не стали делать того, что приходит в голову Лопахину – он сам предлагает Раневской выход из ситуации. А ведь прибыль, которую можно получить, сдав вишневый сад под дачные участки, совсем не маленькая (Лопахин сам ее и подсчитывает). И куда выгоднее было бы дождаться дня торгов и втихомолку купить доходное имение. Но нет, герой не таков, он не раз предложит Раневской подумать о своей судьбе. Лопахин вишневый сад покупать не стремится. «Я вас каждый день учу» – с отчаянием говорит он Раневской незадолго до торгов. И не его вина, что в ответ он услышит следующее: дачи – это «так пошло», на это Раневская никогда не пойдет. Но он, Лопахин, пусть не уходит, с ним «все-таки веселее»…

Характеристика Лопахина глазами других персонажей

Итак, перед нами предстает незаурядный персонаж, в котором деловая хватка и практичный ум сочетаются с искренней привязанностью к семье Раневских, а эта привязанность в свою очередь противоречит его желанию нажиться на их имении. Чтобы составить боле точное представление об образе Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Чехова, посмотрим на то, как отзываются о нем остальные герои. Диапазон этих отзывов будет широким – от «громаднейшего ума человека» (Симеонов-Пищик) до «хищного зверя, съедающего все на своем пути» (Петя).

Яркая негативная характеристика принадлежит брату Раневской, Гаеву: «хам, кулак». Несколько украшает Лопахина в глазах Гаева то обстоятельство, что он «Варин женишок», и все же это не мешает Гаеву считать купца человеком ограниченным. Однако же посмотрим, из чьих уст звучит в пьесе подобное описание Лопахина? Сам Лопахин и повторяет его, причем повторяет беззлобно: «Пускай говорит». Для него, по его собственным словам, важно одно-единственное – чтобы «удивительные, трогательные глаза» Раневской глядели на него «как прежде».

Сама же Раневская относится к Лопахину с сердечной теплотой. Для нее он – «хороший, интересный человек». И все же из каждой фразы Раневской явствует, что они с Лопахином люди разного круга. Лопахин же видит в Раневской нечто большее, чем просто старую знакомую…

Испытание любовью

На протяжении всей пьесы то и дело заходит разговор о женитьбе Лопахина и Вари, об это говорится как о деле уже решенном. В ответ на прямое предложение Раневской взять Варю в жены герой отвечает: «Я не прочь… Она хорошая девушка». И все же свадьбы так и не состоится. Но отчего?

Разумеется, можно объяснить это практичностью Лопахина-купца, не желающего брать за себя бесприданницу. К тому же, Варя имеет определенные права на вишневый сад, болеет за него душой. Вырубка сада встает между ними. Варя объясняет себе любовную неудачу еще проще: по ее мнению, у Лопахина просто нет времени на чувства, он – делец, неспособный любить. С другой стороны, и сама Варя не подходит Лопахину. Ее мир ограничен хлопотами по хозяйству, она суха и «на монашенку похожа». Лопахин же не раз проявляет широту своей души (вспомним его высказывание о великанах, которых так не хватает на Руси). Из бессвязных диалогов Вари с Лопахиным становится понятно: они абсолютно не понимают друг друга. И Лопахин, решая для себя гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», поступает честно. Понимая, что не обретет с Варей счастья, он, словно уездный Гамлет, говорит: «Охмелия, иди в монастырь»…

Дело, однако, не только в несовместимости Лопахина и Вари, а в том, что у героя имеется другая, не высказанная любовь. Это – Любовь Андреевна Раневская, которая он любит «больше, чем родную». На протяжении всей пьесы лейтмотивом проходит светлое, трепетное отношение Лопахина к Раневской. Он и предложение-то Варе решается сделать после просьбы со стороны Раневской, но здесь пересилить себя так и не может.

Трагедия Лопахина состоит в том, что он так и остался для Раневской тем мужичком, которого она когда-то заботливо умывала. И в тот момент, когда он окончательно понимает, что то «дорогое», что он хранил в своей душе, не будет понято, случается перелом. Все герои «Вишневого сада» теряют нечто свое, заветное – не исключение и Лопахин. Только в образе Лопахина вишневым садом выступает его чувство к Раневской.

Торжество Лопахина

И вот свершилось – Лопахин приобретает с торгов имение Раневской. Лопахин – новый хозяин вишневого сада! Теперь в его характере и вправду проступает хищническое начало: «За все могу заплатить!». Понимание того, что он купил имение, где некогда, «нищим и безграмотным», не смел зайти дальше кухни, опьяняет его. Но в голосе его слышится ирония, насмешка над самим собой. Видимо, Лопахин уже понимает, что его торжество не продлится долго – он может купить вишневый сад, «прекраснее которого нет на свете», но купить мечту не в его власти, она развеется, как дым. Раневская еще может утешиться, ведь она, в конце концов, уезжает в Париж. А Лопахин остается один, отлично это понимая. «До свиданция» – вот и все, что может сказать он Раневской, и нелепое это слово подымает Лопахина до уровня трагического героя.

Тест по произведению

Вопрос

Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев?

Ответ

Лопахин – представитель буржуазии, приходящей на смену дворянству. Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов».

Пошлость жизни наступает на него со всех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинает бравировать своим происхождением и некультурностью.

Ответ

«Боже милосердный! Мой отец был крепостным у вашего деда и отца…»

«…Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

Вопрос

Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять?

Ответ

Этот персонаж не чужд сентиментальности. Он чувствителен к поэзии в широком смысле этого слова, у него, как говорит Петя Трофимов, «тонкие, нежные пальцы, как у артиста… тонкая нежная душа».

Лопахин искренне готов помочь Раневской, он почти влюблен в нее. В конце концов он покупает вишневый сад, т.е. поступает вопреки своим желаниям.

Лопахин очень зависим от времени. Он постоянно смотрит на часы, подгоняет себя и других: «Пора», «Поторапливайтесь». Он так зависит от времени, что не смеет следовать своим чувствам: хочет видеть Раневскую, говорить с ней – и уезжает, отложив разговор. В его жизни есть свои «призрачности», неясности, неопределенности, например его взаимоотношения с Варей. С горечью Лопахин признается Пете: «А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего». Лопахин завладел вишневым садом, но чувствует непрочность своего положения, предчувствует коренную ломку жизни. Таким образом, в Лопахине сосуществуют «хищный зверь» и «нежная душа».

Вопрос

Какое качество победит в Лопахине?

Ответ

Прагматичность

Вопрос

Какие черты Лопахина привлекательны?

Вопрос

Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина?

Ответ

Лопахин прагматик, человек дела. Уже в первом действии он радостно объявляет: «Выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».

Правда, «выход» этот в иную, материальную плоскость – плоскость пользы и выгоды, но не красоты, поэтому хозяевам сада он представляется «пошлым».

Выводы

Смысл сложного и противоречивого образа Лопахина – показать новых «хозяев жизни». В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о родине, о нескладной, несчастливой жизни – это голос самого автора.

Вопросы

Почему Лопахин не делает предложения Варе?

О каком будущем России он говорит?

Почему он не раз называет жизнь «дурацкой», «нескладной»?

В чем своеобразие речи Лопахина?

Как характеризует его отношение к Раневской и Гаеву?

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.

Род: драма

Лит. направление: реализм

Жанр: комедия

Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сочетание комического и серьезного – отличительная черта чеховской поэтики. Это ЧЕХОВСКИЙ ЖАНР, сочетающий вечные драматические противоположности – СМЕХ и СЛЕЗЫ.

Почему Лопахин хочет помочь Раневской? Лопахин хочет помочь Раневской, потому что когда-то в прошлом Раневская помогала Лопахину. Лопахин очень хорошо относится к Раневской. Он ей благодарен за ее доброе отношение в прошлом. Почему Раневская отказывается от предложения Лопахина? Раневская отказывается от предложения Лопахина, потому что она – легкомысленный и неделовой человек. Для нее вишневый сад – это символ ее молодости и счастья. Она не хочет извлекать выгоду из этого. Зачем и почему Лопахин покупает вишневый сад? Лопахин купил вишневый сад, потому что имение с садом находится в прекрасном месте. Оно может приносить хороший доход. Также Лопахину приятно стать хозяином имения, в котором когда-то его отец и дед были крепостными. Почему сад достается именно Ермолаю Лопахину? Сад достается именно Ермолаю Лопахину, потому что на аукционе он дает за него самую высокую цену. Судя по всему, на торгах цена поднимается довольно высоко. Но Лопахин не жалеет денег. Он выкупает имение и становится его полноправным хозяином. Что значит вишневый сад для Лопахина? Вишневый сад для Лопахина – это символ старой жизни, символ барщины и лени, символ крепостной жизни. Для Лопахина вырубить вишневый сад – значит покончить с прошлой жизнью и старым режимом. Почему Лопахин не делает предложение Варе и не женится на ней? Варя и Лопахин нравятся друг другу давно. Но Лопахин и Варя - разные люди. Лопахин - человек с "тонкой душой", хотя и простого происхождения. А Варя - девушка с ограниченная. Варя не пара Лопахину. Лопахин восхищается такими женщинами, как Раневская, а Варя для него просто хорошая девушка. Лопахин - целеустремленный человек. Он покупает вишневый сад за большие деньги, потому что он этого хочет. А значит, Лопахин не женится на Варе, потому что он этого не хочет.

Герои:

· Раневская (Раневская Любовь Андреевна. Девичья фамилия Раневской - Гаева, как у ее брата. У Раневской есть две дочери - родная дочь Аня и приемная дочь Варя: "...Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 лет..." Раневская - разорившаяся помещица. Она растратила свое состояние. Теперь у нее нет денег. Раневская - хороший, простой и легкий человек. Раневская - добрая, славная женщина. Раневская привыкла сорить деньгами. Она не умеет экономить: "...Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая..." "...Сестра не отвыкла еще сорить деньгами..." "...И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю..." Раневская понимает, что сорит деньгами, но не может остановиться. Раневская называется себя грешной женщиной. Раневская - глупая, доверчивая женщина. Она любит негодяя, который ее использует: "...Ведь он негодяй, только вы одна не знаете этого! Он мелкий негодяй, ничтожество…" .Раневская любит Россию. Когда она едет домой из-за границы, она плачет в поезде. Имение с вишневым садом выставляют на аукцион за долги. Купец Лопахин предлагает Раневской вырубить вишневый сад и сдавать землю в аренду. Так можно выплатить долги.Для Раневской вишневый сад - это жизнь, молодость и счастье. Раневская и ее брат Гаев не делают ничего, чтобы спасти вишневый сад. Они надеются на чудо.



· Лопахин (Ермолай Алексеевич Лопахин богатый купец, сын крепостного крестьянина. Отец и дед Лопахина были крепостными ("рабами") в имении Раневской. Необразованный человек, однако умный. Не стесняется своего прошлого. У Лопахина было трудное детство. В детстве Лопахин ходил босиком зимой. Отец бил его палками. Трудолюбивый. Восхищается Россией. Лопахин знает Раневскую с детства. Занимает ей деньги. Предлагает вырубить Вишневый сад, дабы сделать лучше. В конце концов Лопахин сам выкупает вишневый сад на торгах. Лопахин и Варя влюблены.)

· Гаев (разорившийся помещик, много пьет и ест. Болтливый, постоянно говорит глупости. Любит леденцы и постоянно их ест.)



· Петя Трофимов (Петр Сергеевич. Петя Трофимов - бывший учитель Гриши, сына Раневской. Петю называют "облезлым барином" из-за его бедности. Петя Трофимов - вечный студент. Он никак не может закончить учебу, его отчисляли 2 раза, зарабатывает на жизнь переводами с иностранных языков)

· Аня (17 лет. Мечтательница. Хочет учиться и работать. Петя Трофимов и Аня беседуют не о любви, а о свободе, счастье, будущем)

· Варя (24 года. На монашку похожа. Занимается хозяйством. Варя мечтает бросить все и уйти в монастырь. Простая и трудолюбивая, не может сидеть без дела. Варе нравится купец Лопахин.Уже 2 года Варя ждет предложения от Лопахина. Но он не решается на этот шаг.)

· Симеонов‑Пищик (Борис Борисович обедневший помещик. Сосед Раневской. постоянно занят тем, где и как занять денег. Засыпает во время разговоров.

· Шарлотта Ивановна (гувернантка в семье Раневской, родилась в семье циркачей. Показывает фокусы, меняет голоса, умеет говорить по-немецки)

· Фирс (старый слуга в семье Раневской и Гаева. Фирс отказался от свободы, когда отменили крепостное право в 1861 году. Он остался служить семье Раневской. Грустит по тому времени, когда было крепостное право, считает что отмена к.п. – несчастье. В конце пьесы Фирс заболевает, его хотят отправить в больницу, но забывают дома. Когда все уезжают, в запертом доме остается больной Фирс)

· Яша (лакей помещицы Раневской. Прожил 5 лет вместе с ней за границей. Бесстыдный, жестокий, плохо относится к матери. Дуняша влюблена в него. Яша развлекается несколько месяцев с Дуняшей, но потом бросает ее.)

· Дуняша (гувернантка. одевается и ведет себя как барышня. Епиходов делает Дуняше предложение. Она становится его невестой. Но в это время в из Парижа приезжает лакей Яша. Дуняша влюбляется в него. Влюбившись в Яшу, Дуняша избегает своего жениха Епиходова. Несколько месяцев Яша развлекается с Дуняшей, а потом бросает ее и уезжает в Париж)

· Епиходов (Епиходов - конторщик в имении Раневской. Он занимается хозяйством. С Епиходовым все время случаются неприятности. За это его называют "двадцать два несчастья". Епиходов - ленивый человек. Он не занимается делами имения. Варя выгоняет Епиходова за его лень. Когда Лопахин покупает вишневый сад, он берет к себе на работу Епиходова)

Любовь Андреевна ходит по комнате, не может сдержать своих эмоций по поводу возвращения в родной дом, целует шкаф, затем садится и пьет кофе, слушает предложение Лопахина. Меняется ли у нее голос в момент ответа ему?" Школьники отметили, что Раневская несколько раз меняет интонацию во время данной мизансцены, градация колеблется от выражения тихого счастья до усталости. После предложения Лопахина вырубить сад в голосе Любови Андреевны появляется высокомерие: "Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеевич. Гаев и Раневская воспринимают предложение Лопахина как личное оскорбление. "Извините, какая чепуха!" - говорит Гаев. Но это возмущение аристократов, проявляющееся лишь в отдельных нюансах. В ходе проведенной беседы школьники описали основные пластические формы данной мизансцены: "Гаев чуть чашку с кофе из рук не выронил"; "Раневская сжалась вся, глаза широко раскрыты".

Через поведенческие особенности Раневской и Гаева учащиеся поняли, что значит для них вишневый сад, о котором "даже в Энциклопедии написано". Вишневый сад - гордость их рода. Уничтожение сада равно уничтожению сути его владельцев. "Раневскую сейчас ранили, ей даже физически больно", - говорят ученики.

В результате мы приблизились к образному постижению мотивов поведения героев. На первый взгляд необъяснимое поведение Лопахина, искренне преданного Раневской, в то же время намеревающегося вырубить сад, в котором она видит дух матери, было осознано учащимися как непреднамеренное ("он не понимает сад"). Лопахин - человек иного склада, он искренне пытается помочь хозяевам имения выпутаться из долгов, не понимая причин их стремления сохранить сад, не приносящий более прибыли.

В русле реализации приема "дополнение образа" школьникам было предложено написание этюдов, варианты которых выбирались самостоятельно на основе предложенной тематики, отражающей взаимодействие основного и сопутствующего мотивов: "Раневская и сад", "Гаев и сад", "Аня и сад", "Варя и сад", "Лопахин и сад", "Трофимов и сад", "Шарлотта Ивановна и сад", "Фирс и сад". Для написания этюда необходимо было выбрать из текста реплики избранного персонажа и ремарки, связанные с ним, представить внешность, дальнейшую судьбу персонажа. Этюд предлагалось озаглавить цитатой из текста ("фраза-ключ").

Этюды, написанные старшеклассниками, опирались на знание текста и содержали индивидуальную интерпретацию образов. Образ Раневской оказался "озаглавленным", например, такими репликами: "Что же со мной, глупой, делать?", "А я вот, должно быть, ниже любви...", в которых заключена самооценка героини, или репликами, в которых отражено понимание ее личности другими: "Господь в вами, мамочка...." (Варя) "Ах, мамочка, в доме есть нечего, а вы ему отдали золотой..." (Варя). Пониманию образу Гаева сопутствовали фразы следующего содержания: "Я неисправим, это очевидно...", "Я человек восьмидесятых годов..."; Шарлотты Ивановны - "Эти умники все такие глупые, не с кем мне поговорить..."; Трофимова: "Мы выше любви...", "да, я облезлый барин и горжусь этим..."; Лопахина - "Я купил..."; Фирса - "А Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал...", "Жизнь-то прошла, словно и не жил..."

Детальная опора на текст сказалась на работах, отражающих индивидуальную интерпретацию образов: "...отношение к Гаеву все время меняется... разговоры Гаева до добра не доводят. Но когда речь заходит о саде, он говорит мудрые мысли: "Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима..." Эстетика "Вишневого сада" тоже сыграла немалую роль.

"Раневская - это веточка цветущей вишни, которая оторвалась от дерева. Кора у этой веточки черная, мертвая, а цветы белые и все еще красивые...

Эта веточка скоро погибнет... Останется только аромат, который слышно чуть-чуть..."

Эмоционально-личностное отношение школьников к персонажам повлекло за собой в некоторых случаях чрезмерно субъективную их оценку, объясняемую юношеским максимализмом. Так, встречающееся в ответах безоговорочное осуждение Вари ("она подлая, кормит старых слуг одним горохом и скрывает это"), Фирса ("холоп и холуй, пресмыкается перед господами") были подвергнуты корректировке.

Варя слепо предана усадьбе и господам. Она скрывает подлинную нищету имения, щадя хозяев, не желая причинять им боль. Однако в отношении Вари к саду учащиеся отметили ее ограниченность и обусловленную этим фанатичную, рабскую службу барам. Дальнейшая судьба Вари, оторванной от имения, без которого она не представляла свою жизнь, вызвала у учащихся настроение сочувствия:

"Ей будет сниться Любовь Андреевна, Аня, Лопахин, которого она так любила... И Варя будет горько плакать по ночам..."

Фирс искренне предан барам, усадьбе и саду. За свою службу он не ждет вознаграждения. Фирс живет для других, не осознавая ценности собственной личности. Несмотря на действительно зависимую психологию, он выглядит более позитивно, чем Яша, отказавшийся от матери-крестьянки после перехода лакея в "чистое сословие".

Один из моментов этапа понимания был связан с приходом в жизнь "новых людей", новых хозяев сада. Он проходил под эпиграфом "Настроим мы дач..."

Разделение героев на "старых" и "новых" людей касается в "Вишневом саде" хозяев имения, гостей и даже слуг.

После обсуждения отношения к саду Трофимова и влияния его на Аню внимание школьников было обращено на противоречивые реплики Ани, обращенные к нему {"я уйду, даю вам слово") и обращенные к Раневской ("мы насадим новый сад"). Учащиеся объяснили противоречивость высказываний добротой Ани и ее наивностью. Она верит Трофимову и в то же время не может сделать больно матери.

Влияние Трофимова на Аню было оценено как негативное. Призыв "будьте свободны, как ветер" многими учениками истолковывался как призыв к утрате корней.

Классу были зачитаны выдержки, характеризующие возраст Пети (Лопахин: "Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент"; Трофимов - Ане: "Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес!"; Раневская: "Вам двадцать шесть лет или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса!"). На основе текста школьникам было предложено рассказать о своем образном представлении внешности Пети. Устные ответы отражали негативное отношение к "вечному студенту" ("борода не растет, из под очков блестят злые глаза").

Лопахин, как значится в авторской ремарке в начале пьесы, купец. Его отец был крепостным отца и деда Раневской, торговал в лавке в деревне. Теперь Лопахин разбогател, но с иронией говорит о себе, что остался «мужик мужиком»: «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна... В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

Лопахин искренне хочет помочь Раневской, предлагает разбить сад на участки и отдавать в аренду. Он чувствует сам свою огромную силу, которая требует приложения и выхода. В конце концов покупает вишневый сад, и эта минута становится моментом его высшего торжества: он становится владельцем имения, где его «отец и дед были рабами, где их не пускали даже на кухню». Чем дальше, тем больше он усваивает привычку «размахивать руками»: «За все могу заплатить!», — его пьянит сознание своей силы, удачливости и силы своих денег. Торжество и сострадание к Раневской противоборствуют в нем в минуту его высшего торжества.

Чехов подчеркивал, что роль Лопахина — центральная, что «если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится», «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, немелко, без фокусов». При этом Чехов предостерегал от упрощенного, мелкого понимания этого образа. Он удачливый делец, но с душой артиста. Когда он говорит о России, это звучит как признание в любви. Его слова напоминают гоголевские лирические отступления в «Мертвых душах». Самые проникновенные слова о вишневом саде в пьесе принадлежат именно Лопахину: «имение, прекрасней которого нет на свете».

В образ этого героя, купца и в то же время артиста в душе, Чехов внес черты, характерные для некоторых русских предпринимателей начала ХХ века, оставивших свой след в русской культуре, — Саввы Морозова, Третьякова, Щукина, издателя Сытина.

Знаменательна конечная оценка, которую Петя Трофимов дает своему, казалось бы, антагонисту: «Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...» О реальном предпринимателе, о Савве Морозове, М. Горький сказал похожие восторженные слова: «И когда я вижу Морозова за кулисами театра, в пыли и трепете за успех пьесы — я готов ему простить все его фабрики, в чем он, впрочем, не нуждается, я его люблю, ибо он бескорыстно любит искусство, что я почти осязаю в его мужицкой, купеческой, стяжательной душе».

Лопахин не предлагает погубить сад, он предлагает его переустроить, разбить на дачные участки, сделать общедоступным за умеренную плату, «демократичным». Но в конце пьесы герой, достигший успеха, показан не как торжествующий победитель (а старые владельцы сада — не только как побежденные, то есть потерпевшие на некоем поле боя — «боя» то не было, а было лишь нечто нелепое, вяло-бытовое, конечно уж, не «героическое»). Интуитивно он чувствует иллюзорность и относительность своей победы: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь». И его слова о «нескладной, несчастливой жизни», которая «знай себе проходит», подкрепляются его судьбой: он один способен оценить, что такое вишневый сад, и он сам своими руками его губит. Личные его хорошие качества, добрые намерения почему-то нелепо расходятся с действительностью. И причин не может понять ни он сам, ни окружающие.

И личного счастья Лопахину не дано. Его взаимоотношения с Варей выливаются в непонятные для нее и других его поступки, он так и не решается сделать предложение. К тому же у Лопахина особое чувство к Любови Андреевне. Он с особой надеждой ждет приезда Раневской: «Узнает ли она меня? Пять лет не видались».

В знаменитой сцене несостоявшегося объяснения между Лопахиным и Варей в последнем действии герои говорят о погоде, о разбитом градуснике — и ни слова о самом важном в эту минуту. Почему объяснение не состоялось, любовь не состоялась? На протяжении всей пьесы замужество Вари обсуждается как дело почти решенное, и тем не менее... Дело, видимо, не в том, что Лопахин — делец, не способный на проявление чувств. Варя именно в этом духе объясняет себе их отношения: «У него дела много, ему не до меня», «Он или молчит, или шутит. Я понимаю, он богатеет, занят делом, ему не до меня». Но, наверное, Варя не пара Лопахину: он широкая натура, человек большого размаха, предприниматель и в то же время артист в душе. Ее же мир ограничен хозяйством, экономией, ключами на поясе... К тому же Варя — бесприданница, не имеющая никаких прав даже на разоренное имение. При всей тонкости души Лопахина ему не хватает человечности и такта, чтобы внести ясность в их отношения.

Диалог персонажей во втором действии на уровне текста ничего не проясняет в отношениях Лопахина и Вари, но на уровне подтекста становится ясным, что герои бесконечно далеки. Лопахин уже решил, что с Варей ему не быть (Лопахин здесь — провинциальный Гамлет, решающий для себя вопрос «быть иль не быть»): «Охмелия, иди в монастырь... Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!»

Что же разделяет Лопахина и Варю? Может быть, их отношения во многом определяются мотивом вишневого сада, его судьбой, отношением к нему персонажей пьесы? Варя (вместе с Фирсом) искренне переживает за судьбу вишневого сада, имения. Лопахиным же вишневый сад «приговорен» к вырубке. «В этом смысле Варя не может соединить свою жизнь с жизнью Лопахина не только по “психологическим” причинам, прописанным в пьесе, но и по причине онтологической: между ними буквально, а не метафорически, встает смерть вишневого сада». Не случайно, когда Варя узнает о продаже сада, она, как сказано в чеховской ремарке, «снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит».

Но, кажется, есть и еще одна причина, не сформулированная в пьесе (как и многое — подчас самое главное у Чехова) и лежащая в сфере психологического подсознательного, — Любовь Андреевна Раневская.

Пунктирно в пьесе намечена другая линия, пронзительно нежная и трудноуловимая, обозначенная с исключительной чеховской тактичностью и психологической тонкостью: линия Лопахина и Раневской. Попытаемся сформулировать ее смысл, каким он нам представляется.

Когда-то в детстве, еще «мальчонком», с окровавленным от отцовского кулака носом, Раневская подвела Лопахина к рукомойнику в своей комнате и сказала: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет». Тем более по контрасту с отцовским кулаком сочувствие Раневской было воспринято как явление самой нежности и женственности. Собственно, Любовь Андреевна сделала то, что должна была сделать мать, и не она ли причастна к тому, что у этого странного купца «тонкая, нежная душа»? Это прекрасное видение, эту любовь-признательность Лопахин хранил в своей душе. Вспомним его слова в первом действии, обращенные к Любови Андреевне: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную... больше, чем родную». Это, конечно, «признание» в давней любви, в первой любви — нежной, романтической, любви — сыновней благодарности, юношески светлой влюбленности в прекрасное видение, ни к чему не обязывающее и ничего взамен не требующее. Может быть, только одного: чтобы этот романтический образ, запавший в душу входящего в мир юноши, не был как-либо разрушен. Не думаю, чтобы это признание Лопахина имело какой-либо иной смысл, кроме идеального, как иногда этот эпизод воспринимают.

Но однажды пережитое невозвратимо, и это «дорогое» Лопахина не было услышано, не было понято (не услышали или не захотели услышать). Наверное, этот момент был для него в психологическом отношении переломным, он стал его прощанием с прошлым, расчетом с прошлым. Начиналась новая жизнь и для него. Но теперь он стал более трезвым.

Однако тот памятный юношеский эпизод имеет отношение и к линии Лопахин — Варя. Романтический образ Раневской лучших ее времен — времен ее молодости — стал тем идеалом-эталоном, которого, сам того не сознавая, искал Лопахин. И вот Варя, девушка хорошая, практичная, но... Показательна, например, реакция Лопахина во втором действии на слова Раневской (!), которая прямо просит его сделать предложение Варе. Именно после этого Лопахин с раздражением говорит о том, как хорошо было раньше, когда мужиков можно было драть, начинает бестактно поддразнивать Петю. Все это — результат спада в его настроении, вызванного непониманием его состояния. В прекрасный, идеальный образ юношеского видения была внесена резко диссонирующая со всем его гармоничным звучанием нота.

Среди монологов персонажей «Вишневого сада» о неудавшейся жизни невысказанное чувство Лопахина может прозвучать как одна из самых щемящих нот спектакля, именно так был сыгран Лопахин лучшими исполнителями этой роли последних лет В.В. Высоцким и А.А. Мироновым.