Жан батист мольер цитаты. Мольер - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы

* Верн Ж. * Гарсиа Лорка Ф. * Гашек Я. * Гейне Г. * Гете И. * Голсуорси Д. * Джером К. Джером * Дрюон М. * Дюма А. * Зальтен Ф. * Карнеги Д. * Кастанеда К. * Киплинг Р. * Лондон Д. * Милн А. * Митчелл М. * Мольер * Мопассан Г. - новый автор * Моэм С. * Муркок М. * Оруэлл Д. * Петрарка Ф. * Пьюзо М. * Риплей А. * Роден О. * Ростан Э. - новый автор * Сент-Экзюпери А. * Твен М. * Уэллс Г. * Форд Г. * Хемингуэй Э. * Цвейг С. * Черчилль У. * Шекспир В. * Шиллер Ф. * Шоу Б. * Эразм Роттердамский * Якокка Л.

Мольер (Moliere)
(наст. имя и фамилия - Жан-Батист Поклен, Poquelin, псевдоним - Поклена) (1622 - 1673)

Цитаты - лист 1 () ()

Цитаты из комедии Мольера "Тартюф, или Обманщик", 1664
Перевод с французского: М. Донской

Да, в большинстве своем мы, люди, чудаки
И действуем своей природе вопреки.
Зачем мы разуму дать не желаем веры?
И почему нигде, ни в чем у нас нет меры?
Порой наш замысел прекрасен и велик,
Но начинаем мы рубить сплеча и вмиг
Переусердствуем и добрую основу
Испортим, извратим. - (Клеант)

Не стыдно ли, когда святоши площадные,
Бездушные лжецы, продажные витии,
В одежды святости кощунственно рядясь,
Все, что нам дорого, все втаптывают в грязь;
Когда стяжатели в соперничестве яром
Торгуют совестью, как мелочным товаром,
И, закатив глаза, принявши постный вид,
Смекают, кто и чем за то их наградит;
Когда они спешат стезею благочестья
Туда, где видятся им деньги и поместья;
Когда, крича о том, что жить грешно в миру,
Они стараются пробиться ко двору;
Когда клеветники без совести, без чести,
Личиной благостной скрывая жажду мести,
Дабы верней сгубить того, кто им не мил,
Вопят, что он бунтарь противу высших сил?
И оттого для нас они опасней вдвое,
Что приспособили меч веры для разбоя,
С молитвою вершат преступные дела,
И стало в их руках добро орудьем зла.
Таких притворщиков немало в наше время. - (Клеант)

Коль девушку ведут неволей под венец,
Тут добродетели нередко и конец.
Ведь может быть супруг за честь свою спокоен
Лишь при условии, что сам любви достоин.
И если у мужей растет кой-что на лбу,
Пускай винят себя - не жен и не судьбу.
Уж ежели тебе жених попался скверный,
То, как ты ни крепись, женой не будешь верной. - (Дорина)

Худо, ежели противен тестю зять,
Но если муж жене противен - вдвое хуже. - (Дорина)

Все вам подобные - а их, к несчастью, много -
Поют на этот лад. Вы слепы, и у вас
Одно желание: чтоб все лишились глаз.
И потому вам страх внушает каждый зрячий,
Который думает и чувствует иначе. - (Клеант Оргону)

Круг совести, когда становится он тесным,
Расширить можем мы: ведь для грехов любых
Есть оправдание в намереньях благих. - (Тартюф)

Завистники умрут, но зависть - никогда. - (Г-жа Пернель)

Коль в жизни встретился вам лицемерный плут,
При чем, скажите мне, все праведники тут?
Пусть вы на удочку попались шарлатану,
Пусть благочестие служило здесь обману,
Но это значит ли, что мерзок целый свет,
Что вовсе уж людей благочестивых нет? - (Клеант)

Кто время выиграл - все выиграл в итоге. - (Дорина)

У нас таких особ немалое число:
Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годами
Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть - судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств - из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам? - (Дорина)

Кто любит - должен тот быть твердым, как скала. - (Дорина)

Коль нанесли тебе сердечную обиду,
Плати забвением - так гордость нам велит,
Не можешь позабыть - тогда хоть сделай вид,
Не унижай себя. Нет, не могу постичь я,
Как можно нежностью платить за безразличье. - (Валер)

Тема урока: Х VII век - эпоха расцвета классицизма в литературе и искусстве.

Жан Батист Мольер. Жизнь и творчество великого французского комедиографа.

Знакомство с комедией «Мещанин во дворянстве».

Цели: дать понимание отличительных особенностей классицизма в литературе и искусстве, условий и причин его возникновения; познакомить с личностью и творчеством французского комедиографа Ж.Б.Мольера; выяснить, в чем причина популярности личности и творчества драматурга; содействовать воспитанию интереса к творчеству Мольера и литературы в целом.

Эпиграф к уроку: « Вот он – король французской драматургии!» М.А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет Ж.Б. Мольера, презентация «Жизнь и творчество французского комедиографа Мольера Ж.Б.», таблица «Основные особенности классицизма как литературного направления, роман М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

Ход урока:

1.Актуализация опорных знаний.

1.Чтение сонетов У. Шекспира наизусть.

2.Почему 2 этап творчества Шекспира называется трагическим?

11. Работа над темой урока.

Слово учителя. Эпоху Возрождения, пережившую крах гуманистических идей, сменила эпоха разума- эпоха классицизма, которая царствовала в век Просвещения.

Что представляет собой век Просвещения? Каковы причины возникновения классицизма – нового литературного направления, господствовавшего в век Просвещения?

1). Лекция учителя (основные положения в виде тезисов записываются в тетради обучающихся)

Классицизм (лат. classicus – образцовый)-художественное направление в литературе и искусстве. Исторические рамки: 17- начало 19 века. Родина возникновения – Италия. Представители: в Италии – Альфьери; во Франции – Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен; в Германии – Лессинг, Гете, Шиллер; в России – Сумароков, Княжнин, Ломоносов, Тредиаковский. Теоретические принципы изложены в статье Николя Буало «Поэтическое искусство».

2). Работа с таблицей «Особенности классицизма как литературного направления». (Использую заранее подготовленную в ноутбуке).

3). Знакомство с личность и творчеством Ж.Б. Мольера.

А). Чтение отрывка из романа М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

Б). Презентация творческой группы обучающихся «Жизнь и творчество французского комедиографа Мольера».

4). Работа с учебником. Составление хронологической таблицы по творчеству Мольера.

5).Словарная работа. Этимология и значение слов «мизантроп», «тартюф», «невежа» и «невежда».

6). Знакомство с комедией «Мещанин во дворянстве». Действующие лица комедии.

111. Рефлексия.

Чем вызвано возникновение классицизма?

Что характерно для нового художественного направления?

Как вы понимаете слова Булгакова «Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король ваш Людовик Х111, он станет более знаменит, чем следующий король, э этого короля назовут…Король Солнце!» ?

Домашнее задание по группам:

1 группа – используя текст комедии составить рассказ о Журдене;

2 группа – доказать, что невежественный человек;

3 группа – сделать анализ композиции комедии.

Мольер (Жан-Батист Поклен), (1622-1673 гг.) комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства

Бессильна с клеветой бороться добродетель.

Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.

В любви притворство очень похоже на правду.

Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь.

Грамматика повелевает даже царями.

Добродетель - это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.

Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком - и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую… Пересаливать не бойся, туг и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглоти, и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили.

Правдивость не порок.

Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерии.

Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.

Самое несносное в любви - это спокойствие. Безоблачное может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.

Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так.

Никто не хочет быть смешным.

Терять поклонников кокеткам тяжело,
И чтобы вновь привлечь внимание, с годам
и Они становятся завзятыми ханжами.
Их страсть - судить людей. И как суров их суд!
Нет, милосердия они не признают.
На совести чужой выискивают пятна,
Но не из добрых чувств - из зависти, понятно.
Злит этих праведниц: зачем доступны нам
Те радости, что им уже не по зубам?

Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.

Ученость в дураке несноснее всего.

Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное - такое, чего никакие ученые не могут объяснить.

Из всех вечных вещей любовь длится короче всего.

В проступке нет вреда, в огласке только вред.
Смущать соблазном мир - вот грех, и
чрезвычайный,
Но не грешно грешить, коль грех окутан тайной.

«Я должен смешить людей, исправляя их», — часто повторял Жан-Батист Поклен, более известный как Мольер. Автор «Тартюфа» и «Дон Жуана» покинул наш бренный мир в пятницу, 17 февраля 1673 года, спустя месяц после своего 51-го дня рождения.

Анна Зарубина вспоминает великого французского комедиографа подборкой цитат из его бессмертных произведений.

«Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь»

«Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви — в переменах»

«Добродетель — это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам»

«Кто всякому друг, того я другом не считаю»

«Лицемерие — модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели»

Жан-Батист Мольер, портрет работы Шарля Антуана Куапеля

«Коль жены думают лишь о своих мужьях;

Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах»

«Женщины больше всего любят, когда на них тратятся»

«Нет ничего более сладостного, чем сломить сопротивление красавицы»

«Кто всегда уныл, ревнив и мрачен,

Того дебют в любви частенько неудачен»

«Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть»


Мольер в роли Цезаря в пьесе Пьера Корнеля «Смерть Помпея». Никола Миньяр, 1658 год

«Многие люди умирают не от своих болезней, а от лекарств»

«Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное — такое, чего никакие ученые не могут объяснить»

«Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком — и делай из них что хочешь; это самый лучший путь, можно смело играть в открытую… Пересаливать не бойся, тут и самый умный человек поймается, как последний дурак, явный вздор, явную нелепость проглотит и не поморщится, если только это кушанье приправлено лестью. Нельзя сказать, чтобы это было честно, но к нужным людям необходимо применяться. Раз другого средства нет, виноват уже не тот, кто льстит, а тот, кто желает, чтобы ему льстили»

«Слова нынче дешевы»

«Коль нанесли тебе сердечную обиду,

Плати забвением — так гордость нам велит;

Не можешь позабыть — тогда хоть сделай вид,

Не унижай себя»



Бюст Мольера работы Жан-Жака Кафери, 1785 год

«Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают»

«От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова»

«Кто время выиграл — все выиграл в итоге»

«Кто добродетелен, тех травят бессердечно;

Завистники умрут, но зависть будет вечно»

«В душе померк бы день и тень настала б вновь,

Когда бы из нее изгнали бы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно что не жил…»


Мольер (Жан Батист Поклен) родился около 1618-1622 гг. Величайший комедиограф Франции, создатель классической комедии. Автор пьес - "Летающий доктор", "Школа мужей", "Брак поневоле", "Тартюф", "Дон Жуан", "Скупой", "Проделки Скапена" и др. Умер 17 февраля 1673 года, в городе Париж.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Мольер (Жан Батист Поклен)

  • Правдивость не порок.
  • Любовь - великий учитель.
  • Не рассудок управляет любовью.
  • Умрем лишь раз, но это уж надолго.
  • Ученость в дураке несноснее всего.
  • Грамматика повелевает даже царями.
  • Дурная жизнь приводит к дурной смерти.
  • Как приятно знать, что ты что-то узнал.
  • От книжной мудрости глупец тупее вдвое.
  • Завистники умрут, но зависть - никогда.
  • Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?
  • Кто время выиграл - все выиграл в итоге.
  • Бессильна с клеветой бороться добродетель.
  • Кто не знал любви,тот все равно что не жил.
  • В любви притворство очень похоже на правду.
  • Я вижу - человек страшней, чем лютый зверь.
  • Любовь ревнивца более походит на ненависть.
  • Благоразумие просвещает,а страсть ослепляет.
  • Музыка - чудесная приправа к хорошему обеду.
  • Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.
  • Кто любит - должен тот быть твердым, как скала.
  • Кто всякому друг,того я другом своим не считаю.
  • Из всех вечных вещей любовь длится короче всего.
  • Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.
  • Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил.
  • Медицина - одно из величайших заблуждений человечества.
  • Многие люди умирают не от своих болезней, а от лекарств.
  • Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.
  • Лучше умереть по всем правилам, нежели выздороветь против правил.
  • Красавица все может себе позволить, красавице все можно простить.
  • Нет ничего более сладостного, чем сломать сопротивление красавицы.
  • Лицемерие - модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели.
  • Высшее доказательство любви - это подчинение воле того, кого любишь.
  • На словах все люди одинаковы, и только поступки выявляют их различие.
  • Чем только не поступаются ради того, чтобы именоваться знатною дамой!
  • Мы любим иногда, не ведая о том, но часто бред пустой любовью мы зовем.
  • Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, того дебют в любви частенько неудачен.
  • Худо, ежели противен тестю зять, Но если муж жене противен - вдвое хуже.
  • Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия.
  • Кто чересчур насчёт рогов опаслив, тот вовсе не женись - другого средства нет.
  • Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.
  • Коль жены думают лишь о своих мужьях; Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.
  • Молодые люди дурно себя ведут чаще всего потому, что отцы их плохо воспитывают.
  • Ей старость помогла соблазны побороть. Да, крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть.
  • Движения ревности должны быть несносны, когда происходят от любви, которая нам противна.
  • Зарождющееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование,вся прелесть любви - в переменах.
  • Нет ничего настолько дерзкого и смешного, чего нельзя было бы проглотить, приправив похвалами.
  • Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания - те раздувают его словами.
  • Добродетель - это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.
  • От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова.
  • Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное - такое, чего никакие ученые не могут объяснить.
  • Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится ученостью, а всякая глупость - разумной речью.
  • На свете нет лекарств противу клеветы. Нам надо честно жить и презирать злословье, а сплетники пускай болтают на здоровье.
  • На фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения - это вложить вам что-нибудь в руку.
  • Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.
  • Самое несносное в любви - это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше.