Страшные факты о фильмах “Пила”. История развития пилы

Считается, что первая пила появилась еще до начала летописной истории. Первые предметы, которые можно считать прародителями современных пил, были произведены более четырех тысяч лет назад. Это были зазубренные камни, применявшиеся для создания изображений на кости или другом относительно мягком материале (некоторые породы камня, дерево). Древние египтяне, а потом и римляне, создавали пилы из бронзы для распиливания камней, причем зубьями у них служили алмазы и другие драгоценные камни. Зубья египетских пил имели наклон в сторону рукояти, что позволяло совершать рез «на тягу». Такие пилы до сих пор используются на Востоке.

Античные греки и римляне считали, что первыми изготовили пилу из челюстей и позвоночников крупных рыб могущественные боги.

В бронзовом веке пилы стали делать из бронзы, а в железном - из железа, причем их снабдили сравнительно удобной рукояткой типа «лисий хвост». Железные пилы первыми научились делать скандинавские ремесленники, отливая их в каменных формах. Но качество зубьев и их заточка не позволяли таким пилам конкурировать с топорами. Только через столетия в Древней Греции в 50-х годах до н.э. появились кованые пилы. Сделанные кузнецами зубья были значительно острее и правильнее заточены, что и сделало их неоспоримым лидером среди пил того времени.

Однако пилы распространялись медленно, так как пользоваться применяемыми на делянке двуручными пилами приходилось втроем: двое пилили, а третий, помощник, смотрел и подталкивал шестом готовое упасть дерево в нужную сторону. Между тем, свалить такое же дерево за такое же время мог и один лесоруб, вооруженный топором. Правда, пильщики не раз пытались навязать роль помощника самому инструменту, зачастую находя простые и остроумные решения. Например, делали одноручные пилы, изготовленные из согнутого ствола тонкой березки, к концам которого крепилось пильное полотно.

В ХIХ веке широко применялись "американки", представлявшие комбинацию ножовки и двуручной пилы. Таким инструментом спилить небольшие деревья можно в одиночку. Куда сложнее была пила, оснащенная поддерживающими опорами, подпружиненными роликами и винтами, регулирующими прижим полотна к стволу. Видимо, из-за этой самой сложности она и не пользовалась популярностью у лесозаготовителей.

Много лет, и небезуспешно, для валки деревьев применяли лучковые пилы. Их тонкие, из легированной стали полотна имели особенность - толщина спинки была больше, чем режущей части со сложным профилем зубьев. В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ в. шведская фирма "Сандвикен" выпускала подпружиненные пилы "Компис", которые работали следующим образом. Сначала в ствол дерева упирали штангу, к ней крепилась возвратная пружина. Другой ее конец соединялся с одноручной пилой-ножовкой, которую в одну сторону тянул лесоруб, а в другую - пружина.

В середине ХIХ века происходит интенсивное развитие техники, что отражается и на технологии лесозаготовок, где появляются первые лесоповалочные механизмы. Так, в устройстве, придуманном американским инженером Гамильтоном в 1861 году, двое рабочих рукоятками вращали колесо-маховик с зубчатым венцом, тем самым приводя в возвратно-поступательное движение пильное полотно. Примерно в те же годы русский изобретатель Д. И. Журавский первым предложил пилу, в которой роль режущего органа выполнял диск с зубьями. Вращался он от ручного привода, через коническую передачу, а крепился на раме, передвигавшейся по двум пазам в горизонтальном направлении.

Естественно, создатели подобных механизмов старались применять прежде всего стандартные узлы и детали, уже опробованные в технике. Тогда самой распространенной была паровая машина. Ее-то и включил в свой передвижной агрегат английский инженер Рансоме (1860 г.). От её силовой установки пар поступал по длинным шлангам к цилиндрам нескольких рабочих машин, к штокам которых крепились собственно пилы. Такие агрегаты можно было кое-где встретить в начале ХХ столетия.

Но вот на смену пару пришло электричество. И уже в первые годы ХХ века в Германии изобрели способ валки деревьев с его помощью. Ствол обтягивали внизу стальной проволокой. Затем включали электромотор, проволока начинала быстро, словно лента транспортера, вращаться. Нагреваемая током, а также от трения она обугливала древесину и легко перепиливала ствол. При этом опасность лесного пожара исключалась, поскольку проволока нагревалась не докрасна.

Появление электродвигателей открыло возможность создавать разнообразные варианты электропил. Самый простой из них - механизм, разработанный в 1936 году архангельским механиком Н. Ф. Харламовым. На раме крепился электромотор, на его удлиненном валу устанавливался конический фрикционный каток, соприкасавшийся с пильным диском и приводивший последний во вращение. Пилой Харламова, недостаток которой заключался в том, что она была тяжела, обычно управляли моторист с помощником. Позже этот агрегат пробовали облегчить, вырезав среднюю часть пильного диска - образовавшееся рабочее кольцо удерживалось изнутри распорными роликами, соединенными с фрикционной передачей и двигателем.

Стремление объединить достоинства лучковой пилы с возможностями электрифицированного привода способствовало возникновению довольно любопытных конструкций. Еще перед войной в Архангельске испытывалось необычное устройство. Из небольшого переносного контейнера, в котором располагались мотор, редуктор и цепная передача, выходили два длинных троса. Они соединялись с концами лучкового полотна. Происходило попеременное натяжение каждого троса и перемещение пильного полотна вперед-назад.

Новым этапом развития стало появление ленточных пил. Это круглая стальная лента с множеством зубьев, расположенных вдоль одного края. Она натянута на двух вертикальных шкивах, а зубья направлены в сторону распиливаемой древесины. Первый патент на данный вид пил был выдан в Англии в 1808 году. В 1834 году некий Этьено получил патент на это же вид пилы во Франции. Первым американцем, запатентовавшим ленточную пилу, оказался Б. Бейкер, сделавший это только в 1836 году. Однако долгие годы не удавалось добиться точного соединения концов ленточной пилы, из-за чего их широкое распространение начинается только после 70-х годов XIX века. В те времена одни из лучших ленточных пил изготовляли во Франции.

И все-таки ни диск, ни ленточное полотно, даже кольцеобразное, не стали основой современных переносных механических пил. Ею стала режущая цепь, впервые предложенная ещё в 1858 году американцем Брауном. Его современники не оценили изобретения. Первые серийные образцы подобных пил появились лишь спустя несколько десятилетий. Они были громоздкими, орудовать ими в одиночку было невозможно. Пример тому - мотопила "Сектор", разработанная в 20-30-х годах ХХ века шведским инженером Вестфельтом. На ней режущая цепь, натянутая по треугольному контуру через звездочки (одна ведущая), приводилась во вращение от бензинового двигателя через коническую передачу и длинный вал.

Немалый вклад в пилостроение сделали два человека, творения которых сейчас известны многим строителям, которые ценят качественный инструмент. Это Андреас Штиль и Джозеф Бафорд Кокс. Андреас Штиль, немецкий механик, запатентовал в 1926 году первую электрическую цепную пилу, а в 1929 году первую бензопилу под маркой Shtihl. Сейчас этот немецкий производитель имеет несколько десятков разных патентов в области машиностроения, немалую долю рынка среди подобных товаров, а так же признание покупателей, которые ценят марку за точность и надежность.

В эти же годы предельно тяжелые условия лесозаготовительного труда и низкая его производительность подталкивали вперед и инженерную мысль в СССР. В конце 1927 года приказом ВСНХ СССР была учреждена Северная опытная станция по механизации и рационализации лесозаготовок. С целью изучения зарубежной техники в 1927 году в СССР завезли для испытания появившиеся за границей моторные пилы «Сектор», «Рапид» и другие. С этого, собственно, и начиналась история моторных пил в СССР. Время показало, что электропилы хороши на раскряжевке, но малопригодны для валки. В 1931 году Бюро приспособлений Машинотреста проектирует и изготавливает первые опытные образцы бензомоторной пилы «Пионер», а Главное военно-инженерное Управление РККА организует изготовление бензомоторных пил МП-300 и серии электропил «Большевик». Вслед за этим ученый совет ЦНИИМЭ утвердил для реализации проект облегченных бензомоторных пил под марками ЦНИИМЭ-1 с поворотным пильным аппаратом и ЦНИИМЭ-2 цельноповоротной конструкции, а также дальнейшие модификации - ЦНИИМЭ-3 и ЦНИИМЭ-4.

Период 30-40-х годов характерен исключительной интенсивностью опытных работ по созданию переносных механических цепных пил, и результатом этой работы явилось создание вскоре после Великой отечественной войны новой модели электропилы ЦНИИМЭ - ВАКОПП. Будучи почти вдвое легче своих предшественниц, пила ВАКОПП с 1946 года находит широкое применение в лесной промышленности. Одновременно в лес поступают передвижные электростанции ПЭС-12-50 нормальной частоты тока (50 Гц), мощностью 12 кВт.

Однако наряду со значительным снижением общего веса электропила ВАКОПП имела недостаточную рабочую длину шины (500 мм) и малую мощность двигателя - 1,3 кВт.

Подлинную техническую революцию в механизации валки леса произвела пила ЦНИИМЭ-К5. В ней был применен электродвигатель повышенной частоты тока (200 Гц). Вместо 3000 оборотов в минуту вал электродвигателя развивал 12000 оборотов, что и позволило снизить вес двигателя более чем вдвое, не уменьшив при этом его мощности (1,3 кВт).

В дальнейшем научные организации и отдельные изобретатели, используя электродвигатели повышенной частоты тока, создали ряд конструкций облегченных электропил. В это же время началось серийное производство электропилы модели ПЭП-3.

В послевоенный период в 1947 году лесоруб Джозеф Бафорд Кокс усовершенствовал цепь для цепной пилы, оптимизировав ее работу и повысив эффективность инструмента. Наблюдая во время перерыва в работе за личинкой жука-короеда, он обратил внимание на легкость, с которой она прогрызает себе путь в древесине крепкого пня, двигаясь при этом в любую сторону независимо от направления волокон. Повторив из стали С-образные челюсти личинки лесоруб сделал новую цепь. Затем он со своей женой создал компанию Oregon по производству цепей и шин, которые используются сейчас в большинстве цепных пил. Считается, что детали именно этой фирмы говорят об эффективности и относительной простоте инструмента.

В 1949 году, в нашей стране, началось серийное производство бензомоторных пил, которые оказались значительно эффективнее на лесосеках, удобнее в управлении, чем электропилы. Десятилетиями царствовала на делянках бензопила «Дружба", названная так создателями в честь 300-летней годовщины воссоединения Украины с Россией.

В ее конструкцию вводились новый глушитель, одноручейный съемный стартер, улучшалась система зажигания, были упрочнены многие узлы и детали пилы. В модификации «Дружба-60» мощность на двигателе пильной цепи достигала 3,5 л.с. На смену «Дружбе» впоследствии пришли более совершенные пилы «Урал», «Тайга».

Пила далековато не «молодой» инструмент. 1-ые предметы, которые есть возможность считать прародителями современных пил, были произведены более 4 тыщ годов назад. Это были зазубренные камешки, применявшиеся для сотворения изображений на кости либо другом относительно мягеньком материале (некие породы камня, дерево). Такие пилы делали, затачивая край камня, или находили готовыми.

Древнейшие египтяне, а позже и римляне, стали делать пилы из меди с алмазными зубцами для распиливания камешков. Стальные пилы первыми научились делать скандинавские ремесленники, отливая их в каменных формах. Однако качество зубьев и их заточка не позволяли подобным пилам соперничать с топорами. Только через столетия в Древней Греции в 50-х годах до н.э. появились кованые пилы . Изготовленные кузнецами зубья были существенно острее и вернее заточены, что и сделало их бесспорным фаворитом посреди пил тех пор.

Первую механическую лесопилку изобрели в 1322 году в Германии. Она приводилась в движение гидравлическим механизмом. Это совершило переворот в способах вырубки леса в Германии. Подобные пилы с течением времени были задействованы в Великобритании, Шотландии, Португалии. В итоге дровосеки стали лишаться работы. Это повлекло восстания, в процессе которых подобные «нововведения» уничтожались. Позже в США от схожих протестов пострадала 1-ая в истории паровая лесопилка , которая стала прародительницей подобных всераспространенных на данный момент бензопил.

Новым шагом развития стало возникновение ленточных пил . Это круглая железная лента с обилием зубьев, расположенных повдоль 1-го края. Она натянута на 2-ух вертикальных шкивах, а зубья ориентированы в сторону распиливаемой древесной породы. 1-ый патент на данный вид пил был выдан в Великобритании в 1808 году. В 1834 году некоторый Этьено получил патент на это вид пилы во Франции. Первым американцем, запатентовавшим ленточную пилу, оказался Б. Бейкер, сделавший это исключительно в 1836 году. Но долгие и длительные годы не удавалось достигнуть четкого соединения концов ленточной пилы, из-за чего их обширное распространение начинается только после 70-х годов XIX века. В те периоды одни из наилучших ленточных пил изготовляли во Франции. На данный момент эта страна - один из глобальных фаворитов ленточных пил.

Не считая классической и ленточной пил, многие компании утверждают о собственном первенстве в разработке цепной пилы. Они ссылаются на механизм цепной пилы, который был выдумал в 20-х годах ХХ столетия. По сути, 1-ая цепная пила была выдумана германским врачом-протезистом Бернардом Хайном для разрезания костей. Однако его изобретение не получило широкого распространения, так как пилы выходили очень томными и неловкими. Только через столетие население земли смогло все-же сделать шаг вперед.

Большой вклад в пилостроение сделали два человека, творения которых на данный момент известны многим строителям, которые ценят высококачественный инструмент. Андреас Штиль, германский механик, запатентовал в 1926 году первую электронную цепную пилу, а в 1929 году первую бензопилу под маркой Shtihl. На данный момент этот германский производитель имеет немного 10-ов различных патентов в области машиностроения, большую долю рынка посреди схожих продуктов, а так же признание покупателей, которые ценят марку за точность и надежность.

В период после войны в 1947 году дровосек Джозеф Бафорд Кокс усовершенствовал цепь для цепной пилы, оптимизировав ее работу и повысив эффективность инструмента. Следя во время перерыва в работе за личинкой жука-короеда, он направил внимание на легкость, с которой она прогрызает для себя путь в древесной породе крепкого пня, двигаясь при всем этом в всякую сторону независимо от направления волокон. Повторив из стали С-образные челюсти личинки дровосек сделал новейшую цепь. Потом он со собственной супругой сделал компанию Oregon по производству цепей и шин, которые употребляются на данный момент в большинстве цепных пил. Считается, что детали конкретно этой компании говорят об эффективности и относительной простоте инструмента.

Источники:

  • Короткая история пилы: от древности до наших дней
  • История заготовок древесной породы
  • От топора... - история машин и оборудования для лесозаготовок
  • Алмазы и пирамиды - о древних алмазных пилах
  • Глядеть также:
  • Как появились ножницы?
  • Какова история катаны?
  • Какова история возникновения весов?
  • Процесс резки и пиления у человека в крови: начиная от батона и колбасы и заканчивая деревьями в три обхвата и глыбами мрамора. Без качественной и надежнойбензопилы, прошедшей свой многовековой и еще неоконченный путь развития, свою жизнь и работу теперь не может представить ни домашних дел мастер, ни профессионал. Техника пиления была освоена первобытными людьми еще восемь тысяч лет назад с пришедшим к ним пониманием, что зазубренный инструмент режет лучше, чем гладкий. Древнейшая, дошедшая до наших времен примитивная пила для распиловки кости и дерева была сделана из цельного куска кремния – для такой работы требовалось значительное применение физической силы.


    Для обработки каменных глыб в конце эпохи неолита появилась кремниевая пластина с зубцами, под которые в процессе пиления для лучшего трения сыпали смоченный водой и выполняющий роль абразива песок. Пиление насквозь при таких трудозатратах не являлось таким уж необходимым: мастер делал глубокий пропил, а затем клиновидной колотушкой раскалывал камень на две части. Именно благодаря технике пиления появилась возможность придавать изделиям правильные геометрические формы, что стало эволюционным прорывом в технологических и строительных процессах.

    Историческое развитие первой бензопилы

    Ключевые элементы, вошедшие в дальнейшем в конструкцию самой первой бензопилы (цепная пила Уолтера С. Шайпа, шина, карбюраторный двигатель внутреннего сгорания) были изобретены в конце XIX века.

    Прародитель современной бензопилы появился сравнительно недавно – в начале XX века. В 1926 году известным немецким инженером-механиком и владельцем машиностроительного завода «A. Stihl Ingenieursbüro» по производству стиральных машин и паровых котлов Андреасом Штилем был оформлен патент на механическую цепную пилу, оснащенную электрическим двигателем.

    Запатентованная цепная пила весила почти полцентнера и обслуживалась двумя физически крепкими рабочими-операторами. При всей мощной работе инженерной мысли к 1929 году удалось уменьшить ее солидный вес только на пару килограмм. Штиль начал искать другие пути увеличения мощности инструмента при уменьшение его веса и в качестве эксперимента решился на замену электродвигателя бензиновым. В том же году изобретатель представил пробный экземпляр цепной механической пилы с ДВС мощностью 6 л.с. и весом 46 кг, это была самая первая бензопила в мире.
    Это инновационное направление и стало основополагающим для дальнейшей эволюции бензопилы – Штиль оформляет патент на созданную им пильную цепь и шины, внедряет в собственное производство центробежную муфту сцепления и систему смазки маслом цепей под давлением.

    В 1943 году Штилем по заказу Вермахта для военно-стратегических целей была выпущена двуручная цепная бензопила KS-43 . Особо легкие, из сплава магния, корпуса воздухонагнетателя, топливного бака и поплавкового карбюратора снизили общий вес до 36 кг.

    В 1947 году лесоруб и основатель компании «Oregon» Джозеф Буфорд Кокс модернизировал пильную цепь, разработав новую C-образную форму стальных зубьев.

    По-прежнему тяжелый вес инструмента ограничивал спрос на него среди рядовых потребителей, и до конца сороковых годов пила оставалась востребована только как профессиональный инструмент лесорубов и строителей. Выпущенная в 1950 году компанией STIHL сверхлегкая пила весом всего 16 килограмм произвела эффект разорвавшейся бомбы, а дальнейшее усовершенствование конструкции позволило в 1954 году вывести на рынок садово-строительного инструмента еще более легкую 11-килограммовую модель с двухтактным ДВС. И, начиная с этого момента, бензопила прочно закрепилась в бытовом арсенале домашних мастеров.

    1959 стал годом создания безредукторной, ставшей легендой среди первых бензопил STIHL Contra с мембранным карбюратором, допускающим вращение пилы во всех пространственных плоскостях. Незначительный по сравнению с предыдущими моделями вес 12,2 кг впервые позволил работать с ней одному оператору, увеличивая производительность лесозаготовок в разы. Так началась эпоха компактных бензопил.

    В 60-х годах цепные бензопилы продолжают совершенствоваться: разрабатывается антивибрационная система и электронный блок зажигания, компанией Husqvarna предлагается принцип «двух масс» с отделением двигателя от рукоятки.

    Разработки 70-х годов направлены на создание максимально комфортных условий для работающего с бензопилой: появился обогрев рукояти, тормоз моментальной остановки цепи QuickStop, активируемый инерционной силой автоматический тормоз, однорычажная система управления, рычаг блокировки газа.

    В середине 80-х годов разрабатывается боковое устройство натяжения цепи, система смазки цепи Ematic, экологически чистое адгезионное масло для цепей BioPlus, катализатор двухтактных двигателей.

    В 90-х конкуренция между STIHL и Husqvarna дает несколько знаковых патентов: безынструментальное натяжение цепи и центробежную систему очистки воздуха Air Injection.

    Двадцать первое столетие

    Совершенствование и модификация как самих бензопил, так и их ключевых составляющих продолжается и в наше время. Новые и новейшие технологии позволяют делать бензопилы более мощными, экологически чистыми и экономными.

    На рынке достаточно много зарекомендовавших себя производителей современных, надежных и качественных бензопил: это и стоявшие у истоков самого изобретения STIHL и Husqvarna , и другие компании – японская ECHO , итальянская Oleo-Mac , американская Partner , южнокорейская Hyundai .

    До начала съёмок

    Сценаристы фильма Джеймс Ван и Ли Уонелл познакомились в киношколе в Мельбурне, Австралия. В качестве зачётной работы они написали сценарий к фильму «Пила» и сняли короткометражный фильм на его основе (он был очень похож на эпизод с Амандой, только вместо Шоуни Смит там играл Ли Уоннелл). Их руководитель был настолько впечатлён увиденным, что отправил эпизод в Голливуд. Отправил и забыл. Через несколько месяцев пришло письмо, в котором говорилось, что Вана и Уоннелла приглашают снимать фильм по их сценарию. Продюсерами фильма выступили Грегг Хоффман, Питер Блок, Ларк Бернини, прежде работавшие только с мультипликационными и детскими фильмами. Они не стали делать из интересного сценария обычный дешёвый триллер для показа по телевидению, а позволили дебютантам снять то, что они хотели. Подготовка к съёмкам длилась пять дней. Никаких репетиций не планировалось, актёрам пришлось играть с чистого листа. Согласно комментарию на DVD , ночные кошмары Джеймса Вана и Ли Уонелла легли в основу большинства жутких и страшных сцен фильма. Прочитав сценарий, агент Джеймса Вана и Ли Уонелла посоветовал им снять одну из сцен в качестве короткометражки и рассылать её по голливудским студиям вместе со сценарием.

    Кастинг

    Агент по кастингу Эми Липпенс поинтересовалась у Джеймса Ванна, кого бы он хотел видеть в роли Аманды. Ван, не задумываясь, ответил: Шоуни Смит, в которую он был влюблён в юности. Спустя пару дней, к большому удивлению Джеймса, Эми сообщила, что Шоуни согласилась сыграть в фильме. Кэри Элвис, в свою очередь, согласился на роль после того, как посмотрел видеокассету, которую Джеймс Ван и Ли Уонелл специально создали для продюсеров.

    Съемки

    Съёмки длились восемнадцать дней, из них шесть дней снимали сцены в туалете. Поскольку бюджет фильма был ограничен (всего 1,2 млн $), съёмки велись в одном павильоне. Роль Адама исполнил сценарист фильма Ли Уонелл. В фильме он исполнил не только эту роль: в некоторых сценах ему пришлось замещать отсутствующих актёров. Съёмки велись таким образом, чтобы в кадре не мелькали лица. Уонелл сыграл детектива Синга, входящего в здание с дробовиком, а также персонажа Шоуни Смит, режущую свою жертву ножом. Чтобы тень на стене была похожа на женскую, Уонеллу пришлось надевать парик. Нога, которую «отпиливает» Лоуренс - его собственная. Однако актёр так сильно двигал по ней затупленной пилой, что действительно порезался. Тобину Беллу, исполнителю роли «Конструктора», пришлось неподвижно лежать на полу в течение шести дней. Его не стали подменять манекеном, поскольку создатели ленты не могли позволить себе этого по финансовым соображениям ввиду очень высокой стоимости качественного манекена. Мёртвого сокамерника Аманды сыграл Орен Коулес, один из продюсеров фильма. Сцена автомобильной погони была снята в гараже склада при выключенном свете с добавлением искусственного дыма; при этом несколько человек раскачивали машины для создания эффекта движения. Основная часть съёмок прошла на заброшенном складе. Нужные комнаты отремонтировали для съёмок тех или иных сцен. Только для туалета сделали отдельные декорации.

    Для того чтобы актёр Тобин Белл лежал неподвижно, ему вкалывали успокаивающее, причём каждый день в течение шести дней, пока снимали сцены с его участием.

    Выход фильма

    Поскольку за исключением Дэнни Гловера весь актёрский состав состоял из малоизвестных канадских сериальных актёров, фильм не обещал быть коммерчески успешным и планировался к выходу сразу на видео, так как по всем критериям фильм являлся типичным представителем т. н. «независимого малобюджетного кино», заведомо не пользующегося популярностью у широких масс. Но на премьерном показе на кинофестивале «Санденс» фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы и получил самые лестные отзывы. До премьеры Ли Уонелл и Джеймс Ван (последний был ещё и режиссёром фильма) рискнули, отказавшись от обычного гонорара в пользу процентов от прибыли. Риск оказался оправданным, и с микроскопическим по голливудским меркам бюджетом $1,2 млн фильм собрал в мировом прокате неслыханные $103 млн, немедленно взлетев на седьмое место в рейтинге самых прибыльных фильмов всех времен. На кинофестивале в Торонто фильм закрывал конкурсную программу.

    Филососфия
    Философия

    • Цени то, что у тебя есть, и береги свою жизнь
    • Доверься мне, правила просты, но их нарушение чревато смертью
    • Будь внимателен, ключ к спасению в твоих руках
    • Не помогай им, они сами должны себе помочь
    • Не убивай их, а реабилитируй… ставь под испытание… если они пройдут испытание, то станут другими людьми
    • Всё взаимосвязано, все отдельные части ведут к главному
    • Всё должно быть продумано до мельчайших деталей… если ты знаешь ход мыслей человека, случайностей не будет
    • Пока человек не посмотрел в глаза смерти, невозможно угадать, что он сделает ради жизни
    • Всё сводится к одному правилу: чтобы научиться ценить свою жизнь, нужно лично познать смерть

    О.БУЛАНОВА

    Пила – инструмент-то простой, да вот история ее уходит вглубь веков. Однако пила все-таки “моложе” топора.

    Прообраз современной пилы был создан человеком чуть более четырех тысяч лет назад. Естественно, ни о каком металлическом полотнище с зубцами речь тогда не шла, “прабабушки” современной пилы представляли собой камни, имеющие зазубрины с одного края.

    Применялись такие пилы для обработки древесины, кости, мягких пород камней. Затачивали каменные пилы об углы скал или подбирали уже готовые куски. Аналогичные инструменты использовали и древние скульпторы при создании статуй богов из кости или другого относительно мягкого материала (некоторые породы камня, дерево).

    Античные греки и римляне считали, что первыми изготовили пилу из челюстей и позвоночников крупных рыб могущественные боги. Сами они лишь повторяли “придумку” богов.

    Древние египтяне, а потом и римляне, создавали пилы из бронзы для распиливания камней. Таким инструментом они пилили даже камень, но т.к. бронза намного мягче камня, место распила следовало подсыпать абразивными материалами типа песка. Позже зубьями у них служили алмазы и другие драгоценные камни. Зубья египетских пил имели наклон в сторону рукояти, что позволяло совершать рез “на тягу”.

    Затем пилы начали делать из железа, причем их снабдили сравнительно удобной рукояткой типа “лисий хвост”. Пилы из железа, как считают историки, впервые появились у скандинавов, отливавших свои орудия труда в каменных формах. Однако качество этих пил было низким, и они не выдерживали конкуренцию с топорами.

    И только спустя много столетий – в 50-х гг. I в. до н.э. древние греки догадались делать пилы методом ковки, что позволило добиться высокой твердости металла и, как следствие, повысить качество изделий. Зубцы этих пил были острее и вследствие более правильной заточки лучше пилили материал.

    Однако пилы распространялись медленно, т.к. пользоваться применяемыми на делянке двуручными пилами приходилось втроем: двое пилили, а третий, помощник, смотрел и подталкивал шестом готовое упасть дерево в нужную сторону. Между тем, свалить такое же дерево за такое же время мог и один лесоруб, вооруженный топором. Правда, пильщики не раз пытались навязать роль помощника самому инструменту, зачастую находя простые и остроумные решения. Например, делали одноручные пилы, изготовленные из согнутого ствола тонкой березки, к концам которого крепилось пильное полотно.

    Механические пилы впервые появились в Германии в 1322 г. Они были установлены на лесопилке и приводились в движение водой. Данное изобретение перевернуло представление немцев о методах добычи древесины. Впоследствии аналогичные лесопилки появились в Шотландии, Англии и других странах.

    Но имелась и обратная сторона в механизации процесса вырубки леса. Лесорубы не могли конкурировать с механизированными лесопилками и разорялись. В результате, лишившись работы, они начинали мстить виновникам, уничтожая своих механических конкурентов. Так, в США именно по вышеуказанным причинам была ликвидирована первая паровая лесопилка, прообраз будущих бензопил.

    Следующим этапом в истории создания пилы стало изобретение ленточных экземпляров. Они представляли собой замкнутые стальные ленты с зубьями, расположенными с одного края. Натягивалась такая лента на двух вертикальных шкивах, а зубцы направлялись в сторону распиливаемой древесины. В 1808 г. в Англии впервые была запатентована такая конструкция пилы. Интересно, что спустя 26 лет на такую же пилу был получен патент во Франции человеком по фамилии Этьено, а еще через два года – неким Б.Бейкером из США.

    Но широкое распространение ленточные пилы получили лишь к концу XIX в. Такая задержка была вызвана тем, что производители не могли добиться точного соединения концов ленточной пилы. Лучшие инструменты этого класса в те времена изготавливали во Франции.

    В середине ХIХ в. происходит интенсивное развитие техники, что отражается и на технологии лесозаготовок, где появляются первые лесоповалочные механизмы. Так, в устройстве, придуманном американским инженером Гамильтоном в 1861 г., двое рабочих рукоятками вращали колесо-маховик с зубчатым венцом, тем самым приводя в возвратно-поступательное движение пильное полотно.

    Примерно в те же годы русский изобретатель Д.И. Журавский первым предложил пилу, в которой роль режущего органа выполнял диск с зубьями. Вращался он от ручного привода, через коническую передачу, а крепился на раме, передвигавшейся по двум пазам в горизонтальном направлении.

    В ХIХ в. широко применялись и “американки”, представлявшие комбинацию ножовки и двуручной пилы. Таким инструментом спилить небольшие деревья можно в одиночку. Куда сложнее была пила, оснащенная поддерживающими опорами, подпружиненными роликами и винтами, регулирующими прижим полотна к стволу. Видимо, из-за этой самой сложности она и не пользовалась популярностью у лесозаготовителей.

    Создатели разнообразных пил старались применять прежде всего стандартные узлы и детали, уже опробованные в технике. Тогда самой распространенной была паровая машина. Ее-то и включил в свой передвижной агрегат английский инженер Рансоме в 1860 г. От ее силовой установки пар поступал по длинным шлангам к цилиндрам нескольких рабочих машин, к штокам которых крепились собственно пилы. Такие агрегаты можно было кое-где встретить в начале ХХ в.

    Много лет, и небезуспешно, для валки деревьев применяли лучковые пилы. Их тонкие, из легированной стали полотна имели особенность – толщина спинки была больше, чем режущей части со сложным профилем зубьев. В конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. шведская фирма “Сандвикен” выпускала подпружиненные пилы “Компис”. Принцип был простой: сначала в ствол дерева упирали штангу, к ней крепилась возвратная пружина. Другой ее конец соединялся с одноручной пилой-ножовкой, которую в одну сторону тянул лесоруб, а в другую – пружина.

    Но вот на смену пару пришло электричество. И уже в первые годы ХХ в. в Германии изобрели способ валки деревьев с его помощью. Ствол обтягивали внизу стальной проволокой, затем включали электромотор и проволока начинала быстро, словно лента транспортера, вращаться. Нагреваемая током, а также от трения она обугливала древесину и легко перепиливала ствол. При этом опасность лесного пожара исключалась, поскольку проволока нагревалась не докрасна.

    Появление электродвигателей открыло возможность создавать разнообразные варианты электропил. Самый простой из них – механизм, разработанный в 1936 г. архангельским механиком Н.Ф. Харламовым. На раме крепился электромотор, на его удлиненном валу устанавливался конический фрикционный каток, соприкасавшийся с пильным диском и приводивший последний во вращение. Пилой Харламова, недостаток которой заключался в том, что она была тяжела, обычно управляли моторист с помощником.

    Стремление объединить достоинства лучковой пилы с возможностями электрифицированного привода способствовало возникновению довольно любопытных конструкций.

    Еще перед Второй мировой войной в Архангельске испытывалось необычное устройство. Из небольшого переносного контейнера, в котором располагались мотор, редуктор и цепная передача, выходили два длинных троса. Они соединялись с концами лучкового полотна. Происходило попеременное натяжение каждого троса и перемещение пильного полотна вперед- назад.

    И все-таки ни диск, ни ленточное, ни даже кольцеобразное полотно не стали основой современных переносных механических пил. Ею стала режущая цепь, впервые предложенная еще в 1858 г. американцем Брауном.

    Его современники не оценили изобретения. Первые серийные образцы подобных пил появились лишь спустя несколько десятилетий. Они были громоздкими, орудовать ими в одиночку было невозможно. Пример тому – мотопила “Сектор”, разработанная в 20-30-х гг. ХХ в. шведским инженером Вестфельтом. На ней режущая цепь, натянутая по треугольному контуру через звездочки (одна ведущая), приводилась во вращение от бензинового двигателя через коническую передачу и длинный вал.

    Прорывом в истории создания пил стали запатентованные изобретения Андреаса Штиля: электрическая цепная пила (1926 г.) и бензопилы марки “Shtihl” (1929 г.).

    В эти же годы предельно тяжелые условия лесозаготовительного труда и низкая его производительность подталкивали вперед и инженерную мысль в СССР. В конце 1927 г. была учреждена Северная опытная станция по механизации и рационализации лесозаготовок. С целью изучения зарубежной техники в 1927 г. в СССР завезли для испытания появившиеся за границей моторные пилы “Сектор”, “Рапид” и др. С этого, собственно, и начиналась история моторных пил в СССР.

    Время показало, что электропилы хороши на раскряжевке, но малопригодны для валки. В 1931 г. Бюро приспособлений Машинотреста проектирует и изготавливает первые опытные образцы бензомоторной пилы “Пионер”, а Главное военно-инженерное Управление РККА организует изготовление бензомоторных пил МП- 300 и серии электропил “Большевик”.

    Период 30-40-х гг. характерен исключительной интенсивностью опытных работ по созданию переносных механических цепных пил, и результатом этой работы явилось создание вскоре после Великой Отечественной войны новой модели электропилы ЦНИИМЭ – ВАКОПП. Будучи почти вдвое легче своих предшественниц, пила ВАКОПП с 1946 года находит широкое применение в лесной промышленности. Одновременно в лес поступают передвижные электростанции ПЭС-12-50 нормальной частоты тока (50 Гц), мощностью 12 кВт.

    После Второй мировой войны, в 1947 г., эффективность цепной пилы была существенно повышена путем усовершенствования цепи инструмента и оптимизации его работы. Это сделал лесоруб Джозеф Бафорд Кокс. Однажды во время отдыха он наблюдал за личинкой жука-короеда, которая с необычайной легкостью прогрызала себе путь в твердом дереве, при этом направление ее движения и скорость никак не зависели от направления волокон дерева.

    Рассмотрев поближе челюсти этого жука, Кокс повторил их форму в стальных зубьях-резцах цепной пилы. Эффект не заставил себя ждать. Форма оказалась настолько удачной, что его инструменты стали активно покупаться. В дальнейшем Кокс вместе с женой создал фирму “Oregon”, специализирующуюся на производстве шин и цепей.

    В 1949 г. в СССР началось серийное производство бензомоторных пил, которые оказались значительно эффективнее на лесосеках, удобнее в управлении, чем электропилы. Десятилетиями царствовала на делянках многих стран бензопила “Дружба”, названная так создателями в честь 300-летней годовщины воссоединения Украины с Россией. На смену “Дружбе” впоследствии пришли более совершенные пилы “Урал”, “Тайга” и др.