Устав автономной некоммерческой организации — АНО (образец). Устав НКО: где взять типовую форму и как разработать свою

Чтобы регистрация новой компании прошла успешно, нужно правильно подготовить документацию для проведения регистрационной процедуре в госоргане, при этом уставу отвести особое внимание. Данный документ обязательно включается в состав пакет бумаг, подаваемых в ФНС для открытия юридического лица. Неточности в составлении устава ведут к отказу в закреплении юридического статуса за организацией, а в дальнейшем вносят хаос в деятельность компании. Дадим в статье образец устава НКО, покажем, как оформляется титульный лист и весь документ.

Особенности устава НКО

Устав – это документ учредительного типа, который составляется на этапах формирования любой организации, независимо от ее формы. Для некоммерческого партнерства, общественной организации и фонда устав – это основа учредительного пакета. Если создается ассоциация или союз, то в число обязательных документов включают договор акционеров.

В устав НКО включается огромное количество информации:

  • Обязательства о формировании;
  • Перечень обоюдной работы над формированием предприятия, очень важно внести данные о порядке выборов и утверждения органов управления, при этом для каждой формы организации существует свой список;
  • Условия передачи имущества – важно указать источники его происхождения и варианты эксплуатации после ликвидации;
  • Условия участия в рабочем процессе организации;
  • Условия и порядок выхода/входа членов – если организация создана посредством членства, следует указать их права и обязанности, правила исключения.
  • Далее в устав включается предмет и цели, причем важно отобразить полный перечень деятельности, которая будет осуществляться, это относится и к предпринимательству, которым разрешено заниматься НКО, если оно обосновано;
  • Юридический адрес – важно указать место нахождения создаваемой организации с упоминанием о филиалах, отделениях и представительствах.

Как составить устав НКО

Устав некоммерческой организации следует создавать, соблюдая все догмы законодательства РФ, опираясь при этом на опыт формирования подобной документации для данных организаций. Обобщенный вариант устава необходимо совершенствовать дополнительными пунктами, зависимо от сферы действия НКО, так как сегодня законодательство относительно данных формирований терпит значительные изменения.

При составлении устава важно брать во внимание требования указанные в п. 41 Административного регламента.

Необходимо учитывать следующие правила данного регламента:

  • Страницы всех экземпляров нумеруются;
  • Устав составляется в трех экземплярах;
  • Два из них перед предоставлением на регистрацию прошиваются и резервируются лично составителем на месте прошивки последней страницы.

Вариант оформления титульного листа

Титульный лист не обязателен, но если он сформирован, то в следующем варианте:

  • На нем пишется слово «Устав»;
  • Полное название некоммерческой компании в родительном падеже;
  • Информация об утверждении уставного документа;
  • Год его утверждения;
  • Также первый лист может содержать прочие сведения и отметки, предусмотренные законом, например, о согласовании документа.

Структура и содержание устава

После создания титульного листа, наступает необходимость формирования внутреннего содержания устава некоммерческого лица. Грамотная структуризация устава и создание ссылок значительно облегчает применение документа. При этом структурировать уставной документ следует по нисходящей линии:

Наименование структурного составного элемента устава Поясняющая информация
Раздел Обладает порядковым номером, обозначается римскими цифрами и названиями, все печатается прописными литерами в центре страницы друг под другом.
Глава Нумерация выполняется арабскими цифрами. Создаются названия глав, их обозначение выполняется с абзаца прописью. Название начинается с номера, после чего идет точка, далее название в одну строку прописью.
Статья Основная структурная единица документа, нумеруется арабскими цифрами, наименование не обязательно создавать, если же оно есть, пишется прописью в одну строку, впереди указывается номер с точкой после него, определение начинается с абзаца и пишется прописью.

Если статья без наименования, то определение начинается с красной строки, прописью и полужирным шрифтом, в данном случае точка после цифры отсутствует.

Статья также должна быть четко структурирована:

  • Делится на части, пронумерованные арабской цифрой с точкой;
  • Каждая часть статьи содержит, в свою очередь, пункты, обозначенные арабской цифрой со скобкой;
  • Далее могут быть подпункты с обозначением в виде русских букв со скобкой. Пункты и подпункты разделяются на абзацы, рекомендовано не больше 5.

Если нумерация в структурных элементах устава используется, она должна пройти сквозь весь документ, частичное применение нежелательно.

Устав иногда имеет приложение, содержащее символику, изображение и описание НКО. При наличии нескольких приложений, используется нумерация арабскими цифрами без знака No, название пишется в центре.

Устав НКО с одним учредителем

Создание предприятия одним учредителем не только возможно, но и является самой распространенной практикой. Формирование устава в данном случае является неотъемлемой частью процесса, как единственного учредительного документа. В принципе он не имеет отличий от общего порядка, единственное это то, что вместо Протокола принимается Решение о создании в лице единственного учредителя, и уставной капитал также принадлежит ему.

Участник должен внести необходимую сумму в Уставной капитал до конца года, имеет право уменьшить капитал, переуступить или продать свою долю на все 100% третьим лицам.

Собрание проводиться при участии всех учредителей, в данном случае в лице одного человека. В Положении документа значится, что переход доли к кому-либо, порядок распределения дохода и условия выхода члена не применяется до увеличения их численности свыше одного.

Особенности устава для спортивного клуба

Особенности формирования устава спортивной организации зависит от ее вида:

  • Международные федерации, основой которых выступает международный образец устава, что не совсем стыкуется с нормами российского законодательства;
  • Олимпийские комитеты – существуют национальные и международные. В ОКР представлены все национальные организации: федерации, союзы, ассоциации, имеющие членство в нем. В Уставе ОКР сказано, что его членами могут стать юрлица и общественные объединения, то есть все те лица, которые следуют цели комитета – продвижение олимпизма, как спортивного и духовного развития человека;
  • Параолимпийский комитет;
  • Фонды благотворительности и спонсорства.

Все эти организации должны располагать учредительными документами, среди которых основным является устав. Читайте также статью: → “ ». Данный документ для физкультурно-спортивных фракций должен нести стандартную информацию НКО, а также дополнительно предусматривать:

  • Виды спорта, на базе которых развивается спортивный клуб;
  • Структуру спортивной организации;
  • Территорию, используемую организацией для собственных интересов и потребностей;
  • Утвержденный перечень показателей отбора спортсменов с целью включения их в состав клуба, школы, команды;
  • Периодичность, с которой проводятся спортивные состязания;
  • Права самой организации и ее подразделений на руководство спортивным инвентарем;
  • Порядок уплаты вступительных и членских взносов;
  • Очередность реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации;
  • В том числе устав содержит сведения о формировании попечительского совета, о порядке назначения и освобождения должностных лиц.

На сегодня документ должен содержать информацию о правилах перехода спортсмена в другие ассоциации и размер сделанных при этом выплат. В приложении устава спортивное общество может указать свои лозунг и эмблему. Устав играет важную роль в учреждении и процессе деятельности некоммерческой организации любого вида, так как на основе положений данного документа она развивает свою деятельность и взаимодействует с другими лицами.

Заказать формы документов (с 9:00 до 20:00. Заявки 24 часа!).

Устав Протокол Решение Другой вопрос

Мы гарантируем, что Ваши данные не будут переданы третьим лицам!

Услуг по регистрации АНО.

Обращаем Ваше внимание, что в настоящий момент предъявляются новые требования к уставу АНО.

Наименования образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с новым Федеральным законом об образовании не позднее 1 января 2016 года —

Так же, предъявляются новые требования к описанию логотипа в устав ано.

Будем рады Вам помочь. Наши специалисты подготовят комплект документов для приведения (перерегистрации) устава АНО в соответствие с законом.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

У С Т А В

Автономной некоммерческой организации

2016 — 2017 год

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Автономная некоммерческая организация __________________________________ (далее — «Организация») является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной по решению учредителей, на основе добровольных имущественных взносов.

1.2. Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях», настоящим Уставом и другими нормативными актами, регулирующими создание и деятельность некоммерческих организаций на территории Российской Федерации.

1.3. Полное наименование Организации на русском языке - Автономная некоммерческая организация ___________________________, сокращенное наименование Организации на русском языке - _________________________.

Полное наименование Организации на английском языке - _____________________________.

1.4. Место нахождения Организации определяется местом нахождения исполнительного органа: _________________________________________.

1.5. Организация приобретает права юридического лица с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

1.6. Организация имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

1.7. Имущество, переданное Организации ее учредителями, является собственностью Организации. Учредители не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной Организации, а она не отвечает по обязательствам учредителей.

1.8. Организация использует имущество для целей, определенных в Уставе. Организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом и соответствующую целям, для достижения которых она создана. Организация в интересах достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом, может создавать другие организации, а также вступать в ассоциации и союзы.

1.9. Организация имеет самостоятельный баланс, вправе в установленном порядке открывать счета, в том числе валютные, в банках и иных кредитных учреждениях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

1.10. Организация имеет круглую печать, содержащую ее полное наименование на русском языке. Организация вправе иметь штамп со своим наименованием, эмблему, зарегистрированную в установленном законом порядке.

2. ЦЕЛИ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Основной целью Организации является оказание услуг по организации и проведению международных фестивалей и других мероприятий, направленных на развитие культуры и искусства, а также формирование и реализация программ и проектов в области искусства.

2.2. Для достижения указанной в п. 2.1. настоящего Устава цели Организация осуществляет следующие предметы деятельности:

— организация и проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий — международных фестивалей, представлений, смотров, конкурсов, выставок, вечеров;

— организация и проведение спектаклей, концертов и других культурно-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей, авторов;

— организация и проведение конференций, лекций, семинаров, мастер-классов в области искусства;

— аналитическая и научно-информационная деятельность по вопросам, связанным с уставной целью Организации;

— создание и организация работы творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований;

— организация работы по выявлению и раскрытию талантов в различных областях искусства;

— содействие в организации работы по краеведению, охране памятников истории, культуры и искусства;

— удовлетворение потребностей населения в сохранении и развитии традиционного народного художественного творчества, любительского искусства, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения;

— развитие современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения;

— оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий;

— издательская деятельность в установленном законом порядке;

— участие в работе средств массовой информации в соответствии с уставной целью Организации;

— сотрудничество с российскими и иностранными организациями по вопросам уставной деятельности;

— международная деятельность, осуществляемая путем поддержки международных контактов и связей, заключения соглашений с иностранными организациями по вопросам уставной деятельности.

2.3. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Организация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

3. ИМУЩЕСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Организация может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, земельные участки, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

3.2. Организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

3.3. Источниками формирования имущества Организации в денежных и иных формах являются:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей;

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности Организации;

— другие не запрещенные законом поступления.

3.4. Собственностью Организации является приобретенное или переданное гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями имущество, включая денежные средства, акции, другие ценные бумаги и права на интеллектуальную собственность.

3.5. Все имущество Организации, доходы от предпринимательской деятельности являются ее собственностью и не могут передаваться учредителям Организации. Организация осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с его назначением и только для выполнения уставных целей.

3.6. Учредители Организации не обладают правом собственности на имущество Организации, в том числе на ту его часть, которая образовалась за счет их взносов и пожертвований.

3.7. Заинтересованные лица (члены Совета, Президент) обязаны соблюдать интересы Организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности и не должны использовать возможности Организации или допускать их использование в иных целях, не предусмотренных настоящим Уставом. Без одобрения Совета Организации заинтересованными лицами не могут совершаться сделки, если указанные лица состоят с организациями-поставщиками или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками или кредиторами этих организаций, либо являются кредиторами этих граждан.

3.8. Если лица, перечисленные в п. 3.7. настоящего Устава, имеют заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть Организация, а также в случае иного конфликта интересов указанного лица и Организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:

— они обязаны сообщить о своей заинтересованности Совету Организации до момента принятия решения о заключении сделки;

— сделка должна быть одобрена Советом Организации.

3.9. Сделка, совершенная лицами, перечисленными в п. 3.7. настоящего Устава, с нарушением требований, изложенных в п. 3.8. настоящего Устава, по иску Организации может быть признана судом недействительной по основаниям, предусмотренным законом. Заинтересованное лицо несет перед Организацией ответственность за убытки, причиненные ей, в размере и порядке, установленном законом.

3.10. Внешнеэкономическая и международная деятельность Организации осуществляется для реализации целей, определенных настоящим Уставом, и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

4.1. Коллегиальным высшим органом управления Организации является Совет Организации - постоянно действующий руководящий орган Организации.

Совет Организации формируется Учредителями Организации в составе не менее трех человек, сроком на 5 (пять) лет, в дальнейшем формируется самим Советом в составе не менее трех человек, на тот же срок.

Основная функция высшего органа управления Организации - обеспечение соблюдения Организацией целей, в интересах которых она создана.

4.2. К компетенции Совета Организации относится решение следующих вопросов:

4.2.1. Изменение Устава Организации.

4.2.2. Определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества.

4.2.3. Избрание Президента Организации и досрочное прекращение его полномочий.

4.2.4. Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса.

4.2.5. Утверждение финансового плана Организации и внесение в него изменений.

4.2.6. Создание филиалов и открытие представительств Организации.

4.2.7. Участие в других организациях.

4.2.8. Реорганизация и ликвидация Организации.

4.2.9. Другие вопросы по соглашению членов Совета в соответствии с действующим законодательством. Вопросы, предусмотренные п.п. 4.2.1.-4.2.8. настоящего Устава, относятся к исключительной компетенции Совета.

4.3. Заседание коллегиального высшего органа управления (Совета) правомочно, если на заседании присутствует более половины его членов. Решения по вопросам, отнесенным Уставом к исключительной компетенции Совета, принимаются квалифицированным большинством (2/3 голосов), присутствующих на заседании членов Совета Организации. Решения по остальным вопросам принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на заседании членов Совета Организации.

4.4. Совет избирает из числа своих членов Председателя Совета сроком на 5 (пять) лет. Председатель Совета организует сбор и проведение заседаний Совета Организации. Функции Председателя Совета может осуществлять Президент.

4.5. Очередное заседание членов Совета созывается не реже одного раза в год и не позднее двух месяцев по окончании финансового года. Заседания членов Совета, организуемые раньше этого срока, являются внеочередными. Внеочередное заседание Совета Организации может быть созвано по решению Президента или 1/3 голосов членов Совета Организации.

4.6. О повестке дня, месте и времени проведения заседания члены Совета Организации уведомляются не позднее, чем за семь дней до начала его проведения.

4.7. Работники Организации не могут составлять более чем одну треть от общего числа членов Совета Организации.

4.8. Организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам Совета за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе Совета.

4.9. Президент является единоличным исполнительным органом Организации, осуществляет текущее руководство деятельностью Организации и подотчетен Совету Организации. Президент первоначально избирается учредителями сроком на 5 (пять) лет, в последующем Президент избирается Советом Организации на тот же срок.

4.10. К компетенции Президента Организации относится:

— осуществление действий без доверенности от имени Организации во всех органах государственной власти, организациях и учреждениях, в России и за рубежом;

— исполнение решений Совета Организации;

— распоряжение имуществом Организации в её интересах;

— осуществление исполнительно-распорядительной функции;

— издание приказов, распоряжений, инструкций и других актов, обязательных для исполнения должностными лицами и работниками Организации;

— назначение на должность и освобождение от должности сотрудников Организации;

— распределение обязанности между сотрудниками Организации, определение их полномочий;

— распоряжение финансовыми средствами, открытие расчётных и иных счетов (в рублях и иностранной валюте) в банковских учреждениях РФ и за рубежом, осуществление по ним необходимых денежных операций;

— выдача доверенностей от имени Организации;

— проведение переговоров, заключение сделок, договоров и других юридических актов;

— предъявление от имени Организации претензий и исковых заявлений к юридическим и физическим лицам;

— решение всех иных вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию Совета Организации.

5. ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

5.1. Организация вправе создавать филиалы и открывать представительствана территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Филиалом Организации является ее обособленное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения Организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

5.3. Представительством Организации является обособленное структурное подразделение, которое расположено вне места нахождения Организации, представляет интересы Организации и осуществляет их защиту.

5.4. Филиалы и представительства Организации наделяются имуществом за счет Организации и действуют на основании утвержденного Организацией положения. Руководители филиала и представительства назначаются Советом Организации и действуют на основании выданной доверенности.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И НАДЗОР ЗА ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

6.1. Организация ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

6.2. Размер и структура доходов Организации, а также сведения о размерах и составе имущества, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности Организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

6.3. Учредители осуществляет надзор за деятельностью Организации, за принятием органами Организации решений и обеспечением их исполнения, соблюдением Организацией действующего законодательства Российской Федерации.

6.4. Для проведения надзорных мероприятий учредители вправе требовать от членов Совета и должностных лиц Организации предоставления всех необходимых документов. В случае выявления нарушений в деятельности Организации, Совет, по требованию учредителей, обязан в разумные сроки принять меры по их устранению. Совет обязан представить учредителям отчет о проведенных мероприятиях по устранению выявленных нарушений. В случае принятия Советом решения, противоречащего законодательству РФ или не соответствующего цели и предмету деятельности Организации, учредители имеют право принять решение о расформировании Совета и о формировании нового состава Совета.

7. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ

7.1. Изменения, вносимые в Устав, утверждаются Советом Организации квалифицированным большинством (2/3 голосов) членов Совета, присутствующих на заседании и подлежат государственной регистрации.

7.2. Государственная регистрация Устава Организации с изменениями осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

7.3. Устав Организации с изменениями вступает в силу с момента государственной регистрации.

8. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ.

ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА В СЛУЧАЕ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

8.1. Организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами. Реорганизация Организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

8.2. Организация вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании Организации принимается Советом Организации. При преобразовании Организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности Организации в соответствии с передаточным актом.

8.3. Организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

При реорганизации Организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

8.4. Организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

8.5. Организация может быть ликвидирована:

— в случае достижения цели, ради которой создана Организация, или в случае невозможности достижения указанной цели, а необходимые изменения целей Организации не могут быть произведены;

— в случае уклонения Организации в ее деятельности от целей, предусмотренных Уставом;

— в случае признания судом недействительности регистрации некоммерческой организации, в связи с допущенными при ее создании нарушениями закона, иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— в других случаях, предусмотренных законом.

8.6. Совет Организации или суд, принявший решение о ликвидации Организации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» порядок и сроки ликвидации Организации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Организации. Ликвидационная комиссия от имени Организации выступает в суде.

8.7. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации Организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации Организации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации Организации.

8.8. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества Организации, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

8.9. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Советом Организации или судом, принявшим решение о ее ликвидации.

8.10. Если имеющиеся у Организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества Организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

8.11. Выплата сумм кредиторам Организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается Советом Организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

8.12. При ликвидации Организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с Уставом Организации на цели, в интересах которых она была создана. В случае если использование имущества Организации в соответствии с ее Уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Регистрация автономной некоммерческой организации — АНО.

УТВЕРЖДЕН

Решением учредителей

Протокол № 1

от «___» __________201_ г.

УСТАВ
Автономной некоммерческой организации …

г. ______________


1. Общие положения

1.1. Автономная некоммерческая организация (собственное наименование, содержащее указание на характер деятельности) , именуемая в дальнейшем «Организация», является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов учредителей, в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг .

1.2. Полное наименование Организации: Автономная некоммерческая организация (собственное наименование, содержащее указание на характер деятельности) . Сокращенное наименование Организации: АНО …..

1.3. Правовое положение Организации, права и обязанности учредителей определяются настоящим Уставом, а в части, не урегулированной им, Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

1.4. Организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

1.5. Организация имеет круглую печать и угловой штамп со своим наименованием, эмблему, собственную символику и другие реквизиты. Эмблема, символика и иные реквизиты утверждаются Правлением Организации. Эмблема и символика подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке.

1.6. Организация вправе создавать свои филиалы и открывать представительства в Российской Федерации и за рубежом, не являющиеся юридическими лицами и действующие на основании утвержденных ею положений. Филиалы и представительства наделяются имуществом Организации, которое учитывается на отдельном балансе подразделения и на балансе Организации.

1.7.Место нахождения Организации: (указывается полный юридический адрес) .

1.8. Организация не имеет целью извлечение прибыли при осуществлении образовательной и иной деятельности, направленной на достижение уставных целей.

1.9. Государство не несет ответственности по обязательствам Организации. Организация не несет ответственности по обязательствам государства.

Учредители не отвечают по обязательствам Организации, а Организация не отвечает по обязательствам своих учредителей и созданных Организацией юридических лиц.

1.10. Организация использует имущество для целей, определенных в Уставе. Организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых она создана, и соответствующей эти целям. Для осуществления предпринимательской деятельности Организация вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них, участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика.

2. П редмет и цели деятельности

2.1. Целями деятельности Организации являются предоставление услуг в сфере (указывается конкретная сфера (сферы) .

2.2. Для реализации данной цели реализуются следующие задачи:

2.3. Предметом деятельности Организации является:

(указываются организацией самостоятельно)

3. Управление организацией

3.1 Руководство Организацией осуществляет Правление, являющееся высшим коллегиальным органом управления, которое формируется учредителями. В состав Правления Организации входят учредители (либо учредители и участники - . 3.2. Правление Организации:

Вносит в Устав изменения и дополнения;

Решает вопрос о включении в Организацию новых участников;

Избирает и освобождает от должности Директора Организации;

Формирует Наблюдательный совет и Ревизионную комиссию (ревизора);

Обеспечивает достижение Организацией целей, для которых она была создана;

Утверждает договоры (соглашения) о займах или грантах, связанных с проектами совместного осуществления, а также принимает работы, выполняемые в рамках целевых грантов и проектов совместного осуществления;

Утверждает производственные и финансовые планы Организации и внесение в них изменений;

Утверждает годовые отчеты и годовой бухгалтерский баланс;

Принимает решения о создании филиалов и открытии представительств Организации, утверждает положения о них, а также другие внутренние документы Организации, определяющие порядок деятельности органов управления и иные вопросы ее деятельности;

Устанавливает размеры вознаграждений Директору Организации;

Принимает решения об участии Организации в других организациях;

Рассматривает вопросы и принимает решения о порядке выхода участников, подавших заявление о выходе из Организации, и об исключении участников;

Определяет приоритетные направления деятельности Организации, принципы формирования и использования ее имущества;

Принимает решения о реорганизации и ликвидации Организации.

Заседание Правления правомочно, если на нем присутствует все учредители (либо все учредители и участники, либо более половины учредителей и(или) участников - определяется организацией самостоятельно) . Решения Правления принимаются единогласно (либо квалифицированным большинством голосов - определяется организацией самостоятельно) . Периодичность проведения заседаний Правления - по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

3.3. Надзор за деятельностью Организации осуществляют ее учредители посредством формирования Наблюдательного совета. Наблюдательный совет Организации осуществляет свою деятельность на общественных началах и формируется из числа представителей органов местного самоуправления, представителей общественности. Основная функция Наблюдательного совета - обеспечение соблюдения Организацией целей, для достижения которых она создана.

На заседания Наблюдательного совета выносится решение следующих вопросов:

Осуществление общего надзора и координации деятельности Организации, обеспечение необходимого межведомственного взаимодействия;

Оказание помощи Директору Организации в оперативном поиске средств для решения ее первоочередных задач.

Заседания Наблюдательного совета проводятся не реже, чем один раз в год. Заседание Наблюдательного совета правомочно, если на заседании присутствует более половины его членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании.

Члены Наблюдательного совета могут принимать участие в заседаниях Правления Организации с правом совещательного голоса.

3.4. Директор Организации избирается Правлением сроком на пять лет.

К компетенции Директора относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию Правления и Наблюдательного совета.

Директор может быть избран из числа учредителей либо представителей учредителей (либо из участников - определяется организацией самостоятельно) .

Директор:

  • распоряжается имуществом и средствами Организации, действует от ее имени без доверенности;
  • заключает договоры и совершает иные сделки;
  • осуществляет исполнительно-распорядительные функции;
  • представляет Организацию в отношениях с российскими и иностранными юридическими и физическими лицами без доверенности;
  • выдает доверенности;
  • открывает в банках счета Организации;
  • издает приказы, распоряжения, инструкции и другие акты, обязательные для исполнения сотрудниками Организации;
  • принимает на работу и увольняет с работы сотрудников Организации;
  • распределяет обязанности между работниками Организации, определяет их полномочия;
  • проводит повседневную работу для реализации решений Правления и Наблюдательного совета.

Директор в своей деятельности руководствуется Федеральным законом "О некоммерческих организациях", другими федеральными законами и настоящим уставом.

3.5. Ревизионная комиссия (ревизор), избранная Правлением, осуществляет контроль за финансовой деятельностью Организации, правильностью расходования его средств, выполнением Устава и решений органов управления Организации.

Ревизионная комиссия (ревизор) избирается сроком на три года.

На основании документов, представляемых Директором Организации, и результатов проверок Ревизионная комиссия (ревизор) представляет ежегодный отчет о работе Организации Правлению и Наблюдательному совету.

Отчет представляется не позднее чем через один месяц после окончания финансового года.

3.6. Организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам Правления или Наблюдательного совета за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе соответствующего органа управления Организации.

4. Имущество и финансово-хозяйственная деятельность

4.1. Организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.

4.2. Организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

4.3. Источниками формирования имущества Организации являются:

  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • доходы от реализации товаров, работ, услуг;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от использования собственности Организации;
  • гранты или иные финансовые обязательства, связанные с осуществлением или вытекающие из целей Организации и ее основных видов деятельности;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

4.4. Собственностью Организации является созданное ею, приобретенное или переданное гражданами и организациями имущество, включая денежные средства, акции, другие ценные бумаги и права на интеллектуальную собственность.

4.5. Все имущество Организации, доходы от предпринимательской деятельности являются ее собственностью и не могут перераспределяться учредителями. Организация осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с его назначением и только для выполнения уставных задач и целей.

4.6. Учредители Организации не обладают правом собственности на ее имущество, в том числе и на ту его часть, которая образовалась за счет их взносов и пожертвований.

4.7. Заинтересованные лица (учредители, Директор, члены Наблюдательного совета и Ревизионной комиссии) обязаны соблюдать интересы Организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности Организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных настоящим уставом.

Заинтересованными лицами не могут совершаться сделки, если указанные лица состоят с организациями-поставщиками или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций или являются кредиторами этих граждан.

4.8. Если лица, перечисленные в пункте 5.7 настоящего устава, имеют заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть Организация, а также в случае иного конфликта интересов указанного лица и Организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:

Они обязаны сообщить о своей заинтересованности Правлению или Наблюдательному совету до момента принятия решения о заключении сделки;

Сделка должна быть одобрена Правлением или Наблюдательным советом.

4.9. Сделка, совершенная лицами, перечисленными в пункте 5.7 настоящего устава, с нарушением требований, изложенных в пункте 5.8 настоящего устава, по иску Организации может быть признана судом недействительной по основаниям, предусмотренным законом. Заинтересованное лицо несет перед Организацией ответственность за убытки, причиненные ей, в размере и порядке, установленных законом.

4.10. Внешнеэкономическая деятельность Организации осуществляется для реализации целей, определенных настоящим уставом, и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5. Внесение изменений и дополнений в Устав

5.1. По единогласному определяется организацией самостоятельно) решению Правления в устав Организации могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.

5.2. Изменения и дополнения, внесенные в настоящий устав, подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

6. Учет и отчетность. Предоставление информации

6.1. Организация ведет бухгалтерский учет, предоставляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю и членам Наблюдательного совета и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.

6.2. Размер и структура доходов Организации, а также сведения о размерах и составе имущества Организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности Организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

7. Прекращение деятельности Организации

7.1. Прекращение деятельности Организации может осуществляться в виде ее ликвидации или реорганизации.

7.2. Решение о реорганизации принимается Правлением Организации единогласно (либо квалифицированным большинством голосов - определяется организацией самостоятельно) . Организация вправе преобразоваться в фонд. При преобразовании к вновь возникшей организации переходят права и обязанности Организации в соответствии с передаточным актом.

7.3. Организация может быть ликвидирована по единогласному решению Правления (либо принятому квалифицированным большинством голосов - определяется организацией самостоятельно) либо по решению суда на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.

7.4. Учредители Организации или орган, принявший решение о ликвидации Организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Организации. Ликвидационная комиссия от имени Организации выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации Организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации Организации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации Организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества Организации, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями Организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

7.5. Если имеющиеся у Организации денежные средства не достаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу ее имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

7.6. Выплаты кредиторам Организации производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации Организации.

7.7. При ликвидации Организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с настоящим Уставом на цели, в интересах которых она была создана. В случае, если использование указанного имущества в соответствии с Уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

7.8. Ликвидация считается завершенной, а Организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

7.9. После реорганизации или прекращения деятельности Организации все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и др.) передаются в соответствии с установленными правилами организации-правопреемнику. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы. Документы по личному составу (приказы, личные дела, карточки учета, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив, на территории деятельности которого находится Организация. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Организации в соответствии с требованиями архивных органов.

Ее организаторы и руководитель должны всё знать об основных документах. Главную роль играет устав. Его нужно прописывать по определенным правилам, включая в него самую важную информацию. На этот документ опирается НКО в работе над выбранным направлением общественной деятельности. Далее в нашей статье мы подробно расскажем, что собой представляет устав некоммерческой организации.

В 2017 году требования к уставу НКО не изменились. По-прежнему, он должен отражать сведения, которые определяются ст. 52 ГК РФ. Ошибки в уставе ведут к тому, что в регистрации организации будет отказано. Поэтому к составлению документа подходят со всей серьезностью.

Самое главное – прописать цели, для реализации которых была создана НКО. Также требуется указать следующее:

  1. Название организации. Важно выбирать его так, чтобы оно отражало . В наименовании обязательно нужно указывать и вид организации, например фонд.
  2. Адрес. Точное месторасположение организации, всех филиалов и подразделений.
  3. Цели деятельности. Здесь прописываются все виды деятельности, которыми планирует заниматься НКО. Если организация будет заниматься деятельностью, которая не указана в , это повлечет за собой штрафные санкции со стороны контролирующих инстанций, о чем надо знать. Если планируется предпринимательская деятельность, должно быть указано, какая именно и что доходы от нее будут направлены на достижение поставленных целей.
  4. Порядок управления деятельностью. Указываются особенности управления: собрание, совет, выбор председателя, попечительский совет и прочее. Эти органы управления будут решать основные вопросы, которые возникнут у НКО в ходе работы.
  5. Обязанности и права участников. Сюда относятся правила вступления и выхода из организации. Этот пункт важен только для тех организаций, которые подразумевают членство.
  6. Указать все источники формирования бюджета и приобретения . Определяется и способ использования этого имущества при закрытии организации.

Если планируется предпринимательская деятельность, должно быть указано, какая именно и что доходы от нее будут направлены на достижение поставленных целей.

Эти пункты должна прописать в уставе каждая общественная организация. Что касается , это тоже возможно, но нужно соблюдать правила. Порядок внесения изменений прописывается заранее. Если этого сделано не было, изменения могут быть внесены только через судебную инстанцию.

Причиной отказа в регистрации некоммерческой организации часто являются ошибки в уставе. Как грамотно его разработать, учитывая особенности отдельных видов организаций. Как при необходимости правильно внести, утвердить и зарегистрировать изменения.

Читайте в нашей статье:

Юридические лица в Российской Федерации действуют на основании устава (), в том числе это касается НКО. Правовой статус некоммерческих организаций и содержание их учредительных документов определяются федеральными законами « » и « ».

Устав некоммерческой организации (НКО): как разработать и где в 2018 году взять образец

Грамотно составленный устав однозначно определяет сферу и указывает, что и как следует предпринимать в ситуациях, возникающих в связи с управлением НКО или ее функционированием. Некоммерческие организации особенно заинтересованы в создании качественного документа, так как их работа обладает множеством индивидуальных нюансов.

В уставе обязательно закрепляются:

  • название;
  • форма;
  • цель деятельности (уставная цель);
  • виды деятельности;
  • символика организации;
  • порядок формирования имущества;
  • порядок руководства и принятия решений;
  • порядок вступления в члены (если членство предусмотрено);
  • права и обязанности участников;
  • возможность вести предпринимательскую деятельность;
  • порядок реорганизации;
  • порядок внесения изменений;
  • основания и порядок ликвидации;
  • судьба средств, оставшихся после ликвидации НКО.

Некоммерческая организация вправе включить в свой устав и другие аспекты, но они не должны вступать в противоречие с нормами закона .

Где посмотреть типовой устав НКО

Лучше всего пользоваться типовыми формами устава, которые некоммерческим организациям предоставляет Минюст . Также помочь могут учреждения, занимающиеся поддержкой деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций. В этом случае есть гарантия, что типовой устав составлен правильно с учетом всех последних изменений законодательства.

Если модель устава берется из другого источника, то нужно внимательно проверить содержание и соотнести его с действующей редакцией соответствующих законов.

Что учесть при разработке

Разрабатывая устав некоммерческой организации, необходимо соблюдать логическую структуру. При ней содержание лучше воспринимается, да и пользоваться таким документом будет удобнее.

Неудачным будет вариант, при котором важные нормы о деятельности организации собраны не в конкретном тематическом разделе, а рассредоточены по нескольким другим. Например, статьи о реорганизации, ликвидации, ревизионном органе иногда размещают в разделах о формировании имущества и управлении НКО, а не в отдельные блоки.

Сквозная нумерация всех страниц значительно облегчает работу с документом. Кроме того, при подаче устава НКО на регистрацию в Минюст два из трех экземпляров должны быть:

  • прошиты и пронумерованы,
  • скреплены подписью на обороте последней страницы.

Наличие отдельного титульного листа не является обязательным требованием.

Какие трудности могут возникнуть

При разработке устава у некоммерческой организации иногда возникают неожиданные затруднения, например:

  • при выборе названия. Оно должно емко и кратко отражать суть деятельности, организационно–правовую форму и территориальность (для общественных объединений и организаций). При этом нужно учитывать, что право на фирменное наименование имеют только коммерческие юридические лица. Присутствие фирменного наименования в уставе НКО может послужить основанием для отказа в регистрации. Использование в наименовании слов «Россия» и «Российская федерация» должно соответствовать особым требованиям (ст. 4 закона «О некоммерческих организациях»);
  • при формулировании целей и видов деятельности. Важно не сузить рамки, заранее ограничив организацию в правах, но и не размывать их, чтобы не выйти за пределы полномочий именно некоммерческой организации.

Чтобы избежать ошибок, можно проконсультироваться в территориальном управлении Минюста, где специалисты еще до подачи документа на регистрацию смогут дать необходимые разъяснения.

Какие особенности устава учитывать для некоторых видов организаций

Для учредительных документов отдельных видов организаций, в связи с особенностями их деятельности, предусматриваются специальные требования:

  1. В наименование фонда обязательно должно быть включено слово «фонд», а в раздел об его органах управления внесена информация о попечительском совете.
  2. Казенные или бюджетные учреждения должны обязательно включить в устав указание на собственника имущества, а также закрепить исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми имеют право заниматься.
  3. Некоммерческие партнерства и союзы ассоциации должны содержать статьи о порядке принятия решений органами управления (единогласно или квалифицированным большинством), о судьбе имущества, оставшегося после ликвидации организации.
  4. Организации, основанные на членстве, в уставе должны установить процедуру принятия и исключения из участников НКО.
  5. Образовательные организации, например, автономные некоммерческие, обязательно указывают сведения об учредителях или собственнике имущества.

Кто утверждает и регистрирует устав

Устав НКО:

  • утверждается его учредителями, о чем делается соответствующая пометка в самом уставе;
  • предоставляется вместе с другими документами на регистрацию в территориальное отделение Минюста.

После принятия положительного решения о регистрации специалист Минюста отправит документы в адрес налоговой инспекции для внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. После того, как в ЕГРЮЛ будет внесена необходимая запись, Минюст выдает свидетельство о государственной регистрации НКО.

При изменениях в уставе НКО придерживайтесь процедуры

Необходимость внесения изменений в устав – обычное явление для работы НКО, она может возникать по разным причинам. Среди них:

  • очередная редакция законодательства;
  • смена наименования;
  • уточнение уставной цели;
  • изменение территориальности, видов деятельности, порядка принятия и исключения из членов;
  • необходимость внести другие изменения, насущность которых выявлена практикой.

Поэтому некоммерческой организации важно изначально прописать в уставе возможность и порядок внесения изменений в него. В особенности это касается организаций – фондов. Если этого не сделать, то получить право корректировать устав можно будет только на основании судебного решения.

Процедура внесения изменений в устав имеет сходство с первоначальной регистрацией учредительных документов некоммерческой организации. В местное отделение Минюста для регистрации изменений предоставляются:

  • решение органа управления НКО о внесении изменений в устав;
  • заявление о регистрации изменений;
  • текст вносимых поправок;
  • квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины.

Требования к техническому оформлению поправок такие же, как и к оформлению самого устава.