Трагическая судьба катерины в пьесе островского гроза. Трагедия женской души в произведениях А.Н.Островского

Драма Островского «Гроза» написана в 50-60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы - разночинцев-интеллигентов. В литературе по-явилась новая тема - положение женщины в семье и обществе. Центральное место в драме занимает образ Катерины. Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой - символ душевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение. Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.

Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины были счастливыми и безоблачными. Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина - мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действительности. Девушка и не стремится понять действительную жизнь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску. Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые проявились уже в детстве.

Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка. А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать. «Отчего люди не летают так, как птицы?» – эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.

Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой - тихая, религиозная и покорная судьбе и родительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова. Катерина не любила своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя женщина, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира. Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Заключенная в «темное царство» невежественных диких и кабановых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Катерина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису. Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованностью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калино-ва. Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее. Отчаявшаяся Катерина упрекает его в том, что тот загубил ее. Но Борис только косвенная причина. Ведь Катерина не боится людского осуждения, она страшится гнева Божьего.

Главная трагедия происходит в ее душе. Будучи религиозной, она понимает, что изменить мужу - грех, но сильная сторона ее натуры не может смириться со средой Кабановых. Катерина терзается страшными муками совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, между праведной жизнью и падением. Она не может себе запретить любить Бориса, но сама себя казнит в душе, считая, что своим поступком отвергает Бога. Эти страдания доводят ее до того, что она, не выдержав мук совести и опасаясь кары Божьей, бросается в но
ги к мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. Душевные муки Катерины усиливает гроза. Не зря Дикой говорит, что гроза посылает наказание. «Я и не знала, что ты так грозы боишься», - говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! – отвечает Катерина. – Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…» Удар грома был последней каплей, переполнившей чашу страдания Катерины. На ее признание окружающие реагируют каждый по-своему. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живой, Тихон же, наоборот, прощает Катерину.

Муж простил, Катерина как бы получила отпущение грехов. Но осталась неспокойной совесть, да и желаемой свободы она не обрела и вновь вынуждена жить в «темном царстве». Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приводят Катерину к мысли о самоубийстве. Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить. Гибель ее была неминуема.

В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном царстве».

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 2.00 /5 (40.00%) 1 vote

Драма Островского «Гроза» написана в
50-60-х годах XIX века. Это время, когда в
России существовало крепостное право, но
уже ясно виделся приход новой силы - раз-
ночинцев-интеллигентов. В литературе по-
явилась новая тема - положение женщины в
семье и обществе.
Центральное место в драме занимает об-
раз Катерины. Взаимоотношение с осталь-
ными героями пьесы и определяет ее судьбу.
Многие события в драме происходят под
раскаты грома. С одной стороны, это природ-
ное явление, с другой - символ душевного
состояния, поэтому каждый из героев харак-
теризуется через отношение к грозе. Кате-
рина безумно боится грозы, что показывает
ее душевное смятение. Внутренняя, никому
не видимая гроза бушует и в душе самой ге-
роини.
Чтобы понять трагическую судьбу Кате-
рины, рассмотрим, что же представляет со-
бой эта девушка. Детство ее прошло в патри-
архально-домостроевское время, которое на-
ложило отпечаток на характер героини и на
ее взгляды на жизнь. Детские годы Катери-
ны были счастливыми и безоблачными. Мать
ее очень любила, по выражению Островско-
го, «души в ней не чаяла». Девушка ухажи-
вала за цветами, которых было в доме много,
вышивала «по бархату золотом», слушала
рассказы богомолок, ходила с матерью в цер-
ковь. Катерина - мечтательница, но мир ее
грез далеко не всегда соответствует действи-
тельности. Девушка и не стремится понять
действительную жизнь, она в любую минуту
может отказаться от всего, что ее не устраи-
вает, и снова окунуться в свой мир, где она
видит ангелов. Воспитание придало ее меч-
там религиозную окраску. Эта девушка, та-
кая неприметная на первый взгляд, обладает
сильной волей, гордостью и независимостью,
которые проявились уже в детстве. Еще бу-
дучи шестилетней девочкой, Катерина, оби-
девшись на что-то, убежала вечером на Вол-
гу. Это был своеобразный протест ребенка.
А позже, в разговоре с Варей, она укажет на
еще одну сторону своего характера: «Такая
уж я зародилась горячая». Ее свободная и
независимая натура раскрывается через стрем-
ление летать. «Отчего люди не летают так,
как птицы?» - эти на первый взгляд стран-
ные слова подчеркивают независимость ха-
рактера Катерины.
Катерина предстает перед нами как бы
в двух ракурсах. С одной стороны, это силь-
ная, гордая, независимая личность, с дру-
гой - тихая, религиозная и покорная судьбе
и родительской воле девушка. Мать Катери-
ны была убеждена, что ее дочь «будет лю-
бить всякого мужа», и, польстившись на вы-
годный брак, выдала ее замуж за Тихона
Кабанова. Катерина не любила своего буду-
щего мужа, но безропотно подчинилась воле
матери. Более того, она в силу своей религи-
озности считает, что муж дается Богом,
и пытается полюбить его: «Я буду мужа лю-
бить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя
не променяю». Выйдя замуж за Кабанова,
Катерина попала совсем в другой, чуждый ей
мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя
женщина, понятие греховности связывает ее.
Жестокий, замкнутый мир Калинова отгоро-
жен незримой стеной от внешнего «безу-
держно огромного» мира. Мы понимаем, по-
чему Катерина так мечтает вырваться из го-
рода и полететь над Волгой, над лугами:
«Вылетела бы в поле и летала бы с василька
на василек по ветру, как бабочка».
Заключенная в «темное царство» невеже-
ственных диких и кабановых, столкнувшись
с грубой и деспотичной свекровью, инертным
мужем, в котором не видит поддержки и опо-
ры, Катерина протестует. Ее протест выли-
вается в любовь к Борису. Борис мало чем
отличается от ее мужа, разве что образован-
ностью. Он учился в Москве, в коммерческой
академии, у него шире кругозор в сравнении
с другими представителями города Калино-
ва. Ему, так же как и Катерине, трудно
ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он
такой же инертный и безвольный, как и Ти-
хон. Борис ничего не может сделать для Ка-
терины, он понимает ее трагедию, но совету-
ет ей покориться судьбе и этим самым пре-
дает ее. Отчаявшаяся Катерина упрекает его
в том, что тот загубил ее. Но Борис только
косвенная причина. Ведь Катерина не боится
людского осуждения, она страшится гнева
Божьего. Главная трагедия происходит в ее
душе. Будучи религиозной, она понимает,
что изменить мужу - грех, но сильная сто-
рона ее натуры не может смириться со сре-
дой Кабановых. Катерина терзается страш-
ными муками совести. Она разрывается
между законным мужем и Борисом, между
праведной жизнью и падением. Она не мо-
жет себе запретить любить Бориса, но сама
себя казнит в душе, считая, что своим по-
ступком отвергает Бога. Эти страдания дово-
дят ее до того, что она, не выдержав мук со-
вести и опасаясь кары Божьей, бросается
в ноги к мужу и признается ему во всем, от-
давая свою жизнь в его руки. Душевные
муки Катерины усиливает гроза. Не зря Ди-
кой говорит, что гроза посылает наказание.
«Я и не знала, что ты так грозы боишься», -
говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бо-
яться! - отвечает Катерина. - Всякий дол-
жен бояться. Не то страшно, что-убьет тебя,
а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты
есть, со всеми твоими грехами…» Удар грома
был последней каплей, переполнившей чашу
страдания Катерины. На ее признание окру-
жающие реагируют каждый по-своему. Ка-
банова предлагает зарыть ее в землю живой,
Тихон же, наоборот, прощает Катерину.
Муж простил, Катерина как бы получила от-
пущение грехов. Но осталась неспокойной
совесть, да и желаемой свободы она не обре-
ла и вновь вынуждена жить в «темном цар-
стве». Муки совести и боязнь навсегда ос-
таться среди Кабановых и превратиться в
одну из них приводят Катерину к мысли о
самоубийстве. Как же могла набожная жен-
щина решиться на самоубийство? Сносить
мучения и то зло, которое здесь, на земле,
есть, или же уйти от всего этого по своей во-
ле? Катерина доведена до отчаяния бездуш-
ным отношением к ней людей и муками сове-
сти, поэтому она отвергает возможность ос-
таться жить. Гибель ее была неминуема.
В образе своей героини Островский нари-
совал новый тип самобытной, цельной, само-
отверженной русской девушки, бросившей
вызов царству диких и кабановых. Добролю-
бов справедливо назвал Катерину «светлым
лучом в темном царстве».

2 Варвара, дочь Кабанихи.

3 Катерина, невестка Кабанихи.

Женские судьбы и характеры в пьесе А Н. Островского «Гроза». Несколько десятков пьес написал А. Н. Островский за свою жизнь, и во всех этих произведениях, как в зеркале, отразились те или иные стороны жизни,современной автору. Но только ли о своем времени писал Островский? Несомненно, колорит его пьес принадлежит определенному времени, но характеры людей в своей основе остаются неизменными.

Не потому ли так современно звучат пьесы драматурга и в наши дни? Грозная фигура хозяина-самодура (или хозяики), возвышающаяся над дрожащими домочадцами, расчет, одинаково царящий и в деловой сфере, и в области чувств, человеческих отношений страдания возвышенной души и терзания молочного эгоизма… За всем этим вечным мельтешением человеческой жизни наблюдает пристальный взор мастера, сумевшего подчас несколькими штрихами передать особенности того или иного характера.

Немало произведений Островского посвящено жизни купеческого сословия, быт которого драматург воссоздал с удивительной точностью и яркостью. В других пьесах Островский показал жизнь дворянской усадьбы, перипетии актерского существования.

Внимание драматурга привлекало и описание женских судеб - он в своих пьесах показал множество опоминающихся, своеобразных женских характеров. В качестве примера яркого женского образа в творчестве Островского нередко приводят образ Катерины из пьесы «Гроза». Однако в этой пьесе ость и другие яркие женские образы - это свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна Кабанова, грозная Кабаниха, и дочь Кабанихи, Варвара.

Анализируя эти образы, нужно помнить, что все они продукты одной и той же среды. Чтобы лучше понять сущность каждого характера, целесообразно осуществить их сравнение. Из текста пьесы явствует, что быт в доме Кабановой и в родительском доме Катерины практически ничем не отличался. Когда Катерина рассказывает о своем детстве, Варвара замечает: «Да ведь и у нас то же самое». Легко представить, что и сама суровая Кабаниха в юности точно так же, как Катерина, терпела колкости свекрови. Тираническое правление, которое Кабаниха установила в своем доме, оставшись вдовой, став полноправной хозяйкой - это воплощение ее стремления к воле. Сама Кабаниха скорее всего этого и не подозревает - она искренне убеждена, что печется о счастье сына и невестки, о том, чтобы у них все шло заведенным порядком, как полагается у добрых людей. Кабаниха не лишена положительных черт, когда дело касается общения с людьми, не являющимися членами ее семьи. Она радушно принимает в своем доме странников и богомольцев, рассудительно беседует с самодуром Диким, которого боятся почти все его домашние. Кабаниху с полным основанием можно назвать цельной натурой - она лишена мучительных внутренних противоречий, напротив, убеждена, что ее способ поведения является единственно правильным. Казалось бы, жизнь Кабанихи, не встречающей открытого сопротивления своей власти, пользующейся преимуществами богатства и внешними проявлениями уважения и покорности окружающих, можно назвать завидной участью. Но несокрушимую мощь Кабанихи омрачают тени грядущего - апокалиптические призраки неизбежной катастрофы.

Фантастические рассказы странников о кознях нечисти сплетаются в воображении богатой купчихи с явными признаками ослабления домостроевских традиций. Отход от старины, по мысли Кабанихи, - первый шаг к бездне. «А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят», - сокрушается Кабаниха, размышляя о сыне и невестке. В сущности идея Кабанихи не лишена смысла - жить своим умом тоже не так-то легко, а Тихон, сын Кабанихи, не обладает необходимыми для этого навыками. Зато дочь Варвара оказывается способной самостоятельно принимать значимые решения и осуществлять задуманное. Варвара, несмотря на молодость, хорошо разобралась в том, как нужно вести себя в родительском доме, чтобы избегать лишних неприятностей: «…Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Рассудительность и практичность Варвары проявляется постоянно. Она, как и ее мать, натура цельная, и ее реакция на события проявляется в первую очередь в действии, а не в рефлексии. Варвара способна здраво оценивать и окружающих людей, в первую очередь своих близких и их взаимоотношения. Девушка понимает, насколько тяжело живется Катерине, старается на свой лад поддержать ее. сочувствует ей. Варвара без слов постигла, что Катерина не любит Тихона, «…да и не за что», - беспристрастно отмечает девушка, знающая, что представляет собой ее брат. Варвара очень наблюдательна - по едва уловимым признакам она догадалась, кого любит Катерина.

Итак, живое участие, которое Варвара проявляет к Катерине, проявляется деятельным образом. Интересно отметить: Катерина пытается рассказать девушке о своих сомнениях, но собеседница не воспринимает их слишком серьезно: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить – то!» Деятельная натура Варвары быстро изыскивает < возможность без помех устраивать свидания - и свои с Кудряшом, и Катерины и Борисом. В практических делах Варвара - незаменимый помощник. Но что касается внутренних противоречий, раздирающих душу Катерины, здесь Варвара ничем не может помочь просто потому, что сама она подобных колебаний лишена. Определив свою линию поведения, Варвара уверенно следует избранному пути. Ее побег с Кудряшом лишь один из шагов. Погуляв на «своей воле», они скорее всего поженятся и будут себе жить ладком да мирком. Вполне возможно, что со временем Варвара воспроизведет некоторые формы поведения своей матери. Властный дух Кабанихи уже угадывается в ее дочери. Но Варвара действует иначе: не грубо принуждает, а ловко пользуется человеческими слабостями окружающих - так она заставила Катерину взять ключ от садовой калитки, так завлекла к месту свидания безвольного Бориса.

В характере Варвары соединились различные качества, в ней немало по-настоящему хороших черт. Однако нужно отметить, что фальшивая атмосфера родительского дома навсегда оставила в ее душе свой след. «…Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» - вот лицемерная житейская премудрость Варвары, бессознательно заимствованная у матери, которая «по видом благочестия» тиранит свою семью.

Трагедия Катерины, которую вслед за Добролюбовым нередко именуют «лучом света в темном царстве», заключается отнюдь не только в том. что она попала под власть свекрови. Главная беда Катерины в том, что она, в отличие от Кабанихи и Варвары, не способна избрать для себя линию поведения, которую она сама считала бы правильной. Катерина полагает, что должна хранить верность мужу, и не имеет для этого достаточно стойкости, жаждет свидания с Борисом, но вместо радости эти встречи приносят ей новые терзания. Как ни странно, при ближайшем рассмотрении можно обнаружить некоторое сходство между Катериной и Кабанихой в первую очередь в их предчувствиях, полных драматизма. Но если мрачные предчувствия Кабанихи касаются судьбы мира, направлены вовне, то предчувствия Катерины касаются ее собственной судьбы, направлены внутрь. Мысль материальна: предчувствия Кабанихи воплощаются крушении ценностей «Домостроя» и том «позоре», который Катерина навлекла на семью. Предчувствия Катерины также сбываются - ведь она сама деятельно способствовала этому.

ГЛАВА 1 Женские судьбы в пьесах А .Н. Островского

На протяжении очень долгого времени роль женщины в обществе сводилась исключительно к заботе о семье и хозяйстве. Женщина не имела права голоса, могла быть выдана замуж по усмотрению родителей, во всем должна была слушаться мужа, жить по заведенному порядку его семьи. А.Н. Островский, пожалуй, первым задумался над тем, что может испытывать женщина в подобном положении, зажатая в условности общества , живущего предрассудками, не имеющая права ни на мнение, ни на чувства. Островский на примере своих героинь показал нам трагедию женской души, жаждущей любви и понимания.

«В темном царстве самодержавно-крепостнической деспотии, среди простого народа, появились люди непосредственного протеста – самого действенного и решительного. Олицетворением такого протеста является главная героиня «Грозы» - Катерина» [Ревякин 1962, с.140]. Это натура светлая, поэтическая, возвышенная, мечтательная, с сильно развитым воображением. Вспомним, как она рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Посещения церкви, занятия вышиванием, молитвы, странницы и богомолки, чудесные сны, в которых ей являлись «храмы золотые» или «сады необыкновенные» - вот что составляет воспоминания Катерины. Добролюбов замечает, что она «старается все осмыслить и облагородить в своем воображении... Грубые, суеверные рассказы превращаются у ней в золотые, поэтические сны...» [Добролюбов 1956, с.173]. Таким образом, Островский подчеркивает в своей героине духовное начало, ее стремление к красоте.

Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не простая девушка из мещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Лариса прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара удивительно звучит в ее руках. Она мечтательная и артистичная девушка. Лариса Огудалова обладает самой тонкой натурой и душевной хрупкостью. Живет, будто «поверх быта», не касаясь повседневной суеты, житейских страстей и торгашества. Ее душа постоянно стремится куда-то: в лес, в деревню, за Волгу, одним словом, в какой-нибудь тихий уголок, который покажется ей раем.

Схожесть же этих «горячих сердец» в том, что они обе неординарные личности. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о счастье и любви , идеализирующие мир.

Катерина, попав в дом Кабановых, в котором властвовали грубый произвол и деспотизм, «завяла». Привычки и интересы девушки явно расходились с бытовыми нормами дома Кабанихи. В атмосфере ханжества и назойливости , мелочной опеки конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. «А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! – говорит она» [Островский 1986, с.41]. Катерина вышла за Тихона замуж рано и не по любви, по обычаю. А любовь и уважение к нему так и не появились, потому что, как справедливо сказала Варвара, было «не за что» его любить. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью. В героине борются два начала : искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Она хотела бы стать птицей, летящей, куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем...» [Островский 1986, с.27]. Суровая действительность возвращает героиню в мир Кабановых и Диких . Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно такое поведение.

Поэтому в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Борьба между долгом своим, как она его понимает, и новым чувством ломает ее судьбу. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. У Катерины очень своеобразный характер : она богобоязненна и мятежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности.

В. Мильдон пишет: «Катерина – дитя этого мира сердечной стихии и противостоит ему его же средствами – вот где ее трагедия … Катерина жертвует себя. Судьба героини трагична, ибо ее проблема неразрешима, живи она в темном или в светлом царстве. Иначе бессмысленно говорить о трагедии . «Оптимистическая трагедия» – это полный абсурд, эстетический курьез, и только» [Мильдон 2007, с.139].

Причина трагической судьба Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы» заключается в ином. Все восхищаются ею, вожделеют ее, но никого не интересует, что творится у девушки внутри. Ей так не хватает простого, но теплого и сердечного слова, поддержки и участия. Она живет в обстановке, которая больше напоминает «базар» или «цыганский табор». Даже в родном доме девушка не может найти покоя, ее заставляют улыбаться, навязывают женихов. Главное для девушки в этом обществе, удачно выйти замуж, а это и умение развлекать гостей, и иметь приданое. Если одного из этих компонентов нет, то девушке еще долго придется ждать своего счастливого дня. И Кнурову, и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы , девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь» [Островский 1986, с.193].

Лариса страстно влюбляется в Паратова, но не в его личные качества, а в ту мечту о другой, красивой жизни, которую он ей способен дать. Паратов ассоциируется в сознании Ларисы с легким , поэтичным миром, который она знает только по стихам и романсам, в реальности этот мир недоступен ей. Согласившись от безысходности выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, Лариса чувствует себя униженной. Жених-неудачник раздражает ее, когда пытается сравниться с Паратовым, которым она по-прежнему восхищается, несмотря ни на что. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни. Пытаясь решить свою судьбу, Лариса отправляется с Паратовым в компрометирующую ее поездку на пароходе. Во время этой поездки Лариса неожиданно понимает свое истинное положение – красивой игрушки, которую мужчины не могут поделить между собой. Хорошо об этом написал Б. Костелянец: «Все, все четверо мужчин стремились превратить Ларису в вещь. В свою вещь. Хотел этого и Карандышев. Но он был и остался единственным – да, единственным – из всех четырех , кто не хотел и не мог позволить Ларисе стать чужой вещью. Паратов был готов передать Ларису в любые руки, Карандышеву и даже Робинзону; Кнуров и Вожеватов кинули жребий, и каждый готов был примириться с его исходом» [Костелянец 1982, с.178]. «В финале пьесы Лариса погибает от руки своего жениха. Она подсознательно побуждает сама Карандышева к выстрелу и тем самым торопит единственно возможную развязку, которая становится для нее и смертью, и очищением. Лариса вырывается из пут мира паратовых и кнуровых, нравственно над ними возвышается, отделяет себя от этого мира» [Костелянец 1982, с.188]. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.

У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. Для Катерины деньги еще не имеют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем .

Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти. У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения : либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

А.Н. Островский с замечательным мастерством создает живые и неповторимые, но вместе с тем типичные образы русских женщин. Этой цели он подчиняет все средства художественной выразительности, начиная с отбора и группировки действующих лиц и выбора имен и кончая раскрытием характера в поступках героинь. В этом «темном царстве» красота - проклятие, красота - гибель, или физическая, или духовная. Лариса Огудалова и Катерина - тонкие лучики света в темном царстве, две искорки, вспыхнувшие в ночи зла, бесправия и безысходности. Они погасли, но зажгутся другие, так как человечество только потому и существует, что стремится к лучшему: правде, красоте и совершенству. Без этого оно просто погибнет. Так было, есть и будет вечно.

Сочинение


Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Н. Некрасов

На уроках литературы мы познакомились с биографией Александра Николаевича Островского. Его жизнь была бесконечно многообразна. Он писал комедии, драмы, драматические хроники, сцены из деревенской жизни, картины из московской жизни, семейные сцены; есть у него весенняя сказка, есть драматический этюд. В каждом жанре он создал образцовые произведения, многие из которых до сих пор не сходят со сцены. Но особое место среди шедевров Островского принадлежит двум его прославленным драмам- «Грозе» и «Бесприданнице», написанным соответственно в 1859 г. и 1878 г.

В этих пьесах Островский на примере историй Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой показал нам судьбы женщин своего времени, когда важнее всего было удачно выйти замуж, а о чувствах никто не задумывался. Этой теме уделялось много внимания в русской литературе, ее мы видим в произведениях Н. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова и многих других. На протяжении очень долгого времени роль женщины в обществе сводилась исключительно к заботе о семье и хозяйстве. Женщина не имела права голоса, могла быть выдана замуж по усмотрению родителей, во всем должна была; слушаться мужа, жить по заведенному порядку его семьи. Островский, пожалуй, первым задумался над тем, что может испытывать женщина в подобном положении, зажатая в условности общества, живущего предрассудками, не имеющая права ни на мнение, ни на чувства. Таким образом, неравноправие было неотъемлемой частью того общества. Островский на примере своих героинь показал нам трагедию женской души, жаждущей любви и понимания.

Катерина - тихая и скромная молодая девушка, отданная за нелюбимого и страдающая от нападок свекрови. Главная героиня очень религиозна и набожна, она много получила от воспитания родителей, а ее юность - это ее светлые надежды, торжественные и радостные молитвы. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
Выйдя замуж, Катерина окунулась в совсем другую атмосферу, чуждую ее душе, ее внутреннему миру. Она была словно заживо похоронена: «Здесь, что вышла замуж, что схоронили- все равно».

Характер Катерины, ее внутренний мир находятся в непрестанном драматическом движении, в борении страстей. В пьесе она показана в самых различных эмоциональных состояниях: в тихой радости г и неизбывной тоске, в ожидании счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страстей, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть. В этой ее внутренней борьбе и заключается трагедия. Катерина как будто прислушивается к себе, она пытается отогнать от себя даже мысли о своем возлюбленном Борисе, но не может себя переломить. Но она остается верна сама себе и изменить свой характер никогда не сможет.

Катерина полна героизма как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. И умирает она удивительно. Ее смерть - это последняя вспышка живой любви к деревьям, птицам, цветам и травам. Драма «Бесприданница» очень похожа на «Грозу». Но в этой пьесе героиня - Лариса Огудалова - принципиально другая. В Ларисе нет целостности, которая была присуща Катерине, но разница не только в этом. Сама драма «Бесприданница» во многом новаторская. Связано это прежде всего с тем, что время, отраженное в драме, пореформенное. Это время становления капитализма,- которое и нашло свое отражение в произведении. Лариса живет в мире, где действуют законы купли-продажи, где и она сама становится дорогой вещью. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь».

Натура Ларисы более утонченная и чуткая, не зря Кнуров говорит о ней: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет». В отличие от Катерины, в ней нет и решительности. Хотя Лариса не замечает в людях пошлых сторон, она мечтательна и артистична. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. Но потом она с ужасом понимает, что ее любовь хотят купить, сделать из нее содержанку. Лариса пытается броситься в Волгу, но у нее недостает силы, решимости. Нельзя осудить эту девушку, полную жажды жизни, только за то, что у нее не хватает сил наложить на себя руки. Ведь Лариса сама себя за это жестоко презирает. Смерть приходит к ней в лице Карандышева, который стреляет в нее. Убеждение, что так жить нельзя и не нужно, - вот что самое главное, вот что роднит протест Ларисы с протестом Катерины, вот что делает ее подлинно трагической героиней. Самое страшное для нее - жить в мире, где «любви искала и не нашла», где она «ни от кого... не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

«Грозу» и «Бесприданницу» разделяют два десятилетия. Революционная ситуация в стране разрешилась на этот раз буржуазными реформами. На смену темному царству патриархального самодурства шло темное царство торжествующего чистогана, в котором все покупалось и продавалось. В «Грозе» выдвинуто ханжество патриархальных нравов, а в «Бесприданнице» - цинизм буржуазной безнравственности.

Островский показал, что все эти реформы, которые вместо невежественных Диких и Кабаних поставили на первое место «цивилизованных» Паратовых и Кнуровых, не смогли разрешить общественных противоречий тогдашней российской действительности. В двух драмах отозвались и восторг поэта перед красотой волжских пейзажей, и восхищение его перед силой и цельностью русского женского характера. В них выразились его гнев и боль, оттого что так несправедливо и трагично устроена жизнь в «темном царстве».