"Территория". Мы все обречены на работу

Вот что, ребята: я посмотрела старую экранизацию "Территории", 1978 года, и это дойстойный крепкий фильм. Если нынешняя экранизация говорит о величии человека, честно делающего свое дело, то прежняя - фильм о трудягах. Нет ни величия, ни подвига, но много работы, котораяделается тяжело и хорошо.

Был раньше такой кинопласт - производственная драма, и "Территория" получилась именно такой. Здорово, действительно здорово - странное такое сочетание напряжения и космоса. Хм, как же объяснить. Помните советские фантастические фильмы того времени - от "Соляриса" Тарковского до "Через тернии к звездам" с музыкой Рыбникова? Странные, в них было что-то пульсирующее, неразгаданное, особый нерв. И еще вспомните картины о людях - тех, на которых мы не очень-то сейчас похожи: "Впереди океан" про строителей БАМа или "Мачеху" с Дорониной, вообще любой. Их жизнь была значимой без высокопарности - то самое "Делай". Не ради денег, благополучия и славы - просто так было надо, по совести.

Так вот, "Территория" - это и манящее неизведанное, и изматывающая работа. "Мы все обреченные люди, - думал он на ходу. - Мы обречены на нашу работу. Отцы-пустынники и жены непорочны, красотки и миллионеры - все обречены на свою роль. Мы обречены на работу, и это, клизма без механизма, есть лучшая и высшая в мире обреченность".

И сравнивать два фильма незачем, каждый принадлежит своему времени. В них есть общее - то самое, непопулярное теперь, Общее в противовес Единичному, - но меняются интонации и потребностость в историях. Новый фильм нужен как взгляд из двадцать первого века, попытка найти нового героя и свою дорогу, и это прекрасная работа. Колосья всегда вырастают из прошлогоднего зерна, и в этой картине есть ностальгическая нота, но еще больше - обещанного завтрашнего дня. Хочешь лететь - вылезай из предсказуемого пошлого благополучия.

А "Территория" тысяча девятьсот семьдесят восьмого - картина без пояснений и лирики. Она короче на час, в ней не рассказано многое из книги. Она не сожмет горло, даже порыв не вызовет, и это отлично! Зрителю оставляют возможность подумать, перенести узнанное на свою жизнь. Не мчаться же на Чукотку, узнав, что где-то есть такие вот предпоследние авантюристы.

В этой фильме есть настроение и типажи. Герои, хотя их меньше, похожи на книжных - Баклаков, который "размышлял на тему: крестьянский он сын или сын служащих", Монголов с его убежденностью, что "человек без правил жить не может", Апрятин, перечитывающий жизнеописание Будды, Кефир, Цыган, даже Лидия Макаровна. То ли потому что актеры знали таких людей и главное, что о них рассказать, то ли и сами были из той жизни. Ближе к земле.


Только Чинков не книжный - не похож Банионис на Будду. В Лавроненко чинковское есть, жесткое "кроме эдакого героизма и разэдакой романтики, в людях еще кое-что вижу", а в Банионисе другое: его Чинков вырос из Криса Кельвина в последней сцене "Соляриса", и его Чукотка - тоже разумный Океан.

Видимо, вот в чем дело: священный огонь в каждом горит по-разному, но главное, чтобы он именно горел.

Традиционный «вечер полевиков» служил вехой, отделявшей один экспедиционный сезон от другого. На вечер приглашались только те, кто провел лето в тундре...

В стену управления что-то глухо стукнуло, раздался как бы расширенный вздох и тотчас задребезжали, заныли стекла в торце коридора.

Сочинение

Появившись на свет человек развивается, учится, заводит семью, ходит на работу – в сухом остатке в нашей жизни остается именно это, и мало кто задумывается, с какой целью и для чего мы это делаем. В чем заключается предназначение человека? В данном тексте О.М. Куваев рассуждает именно над этим вопросом.

Актуальность рассматриваемой проблемы, как мне кажется, определяется тем, что во все времена люди искали смысл жизни и задумывались над своим истинным предназначением, но одной правды на всех до си пор найти не удалось. Автор разворачивает пред нами картину традиционного «вечера полевиков» и обращает внимание на то, что в условиях бушующего природного явления, сильнейшего ветра с именем «Южак», целая экспедиционная команда вынуждена находиться в палатках с минимальным количеством средств для выживания. Один из экспедиторов рассуждает: «…зачем и за что? За что работяги мои постанывают в мешках?». Он делает акцент, что не ради личной выгоды они мерзнут в палатках, как и не ради денег люди рискуют своей жизнью на войне. Война – это зло, как эпидемии и неустройство систем. Южак – тоже зло, как и любая другая стихия. А человек - единственное существо, которое может на все это повлиять.

О.М. Куваев убеждает читателя, что предназначение человека в том, чтобы бороться субъективным злом. Объективное зло – это природные катаклизмы, субъективное – это проблемы крупного масштаба, которые человечество по глупости своей создает себе само. И автор считает, что наша задача состоит в том, чтобы это зло устранять, «общая задача для предков, тебя и твоих потомков».

Я, как и автор, убеждена в том, что на протяжение всего своего существования человек сам себе создает проблемы, сам вносит в свою жизнь зло. Это и конфликты, перерастающие в революции и войны, и новые болезни души и тела, и всяческие политические, социальные, экономические системы, которые, по идее, должны делать нашу жизнь лучше, но которые, по итогу, только все усложняют. Наша задача, наше истинное предназначение состоит в том, чтобы уметь противостоять всеобщему злу, как объективному, так и субъективному, и делать тем самым не только свою жизнь лучше, но и жизнь наших будущих потомков.

В этом видел смысл своего существования герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников имел свою собственную теорию, по которой «злом» являлись люди, не способные принести в нашу жизнь что-то новое. Их, не имеющих «дар или талант сказать в среде своей новое слово» по теории героя можно и нужно было убивать – ведь они, будучи злом, такое же зло в массы и приносили. Эта часть людей, по мнению героя, не имела право на жизнь, потому что именно они порождали преступность, пьянство, нищету и чудовищное расслоение население, из-за которого мучились все, в том числе и те, кого Родион причислял к другой группе людей, к «право имеющим». О, том, насколько состоятельна была эта теория, говорит финал романа, однако само стремление героя сделать жизнь лучше, уничтожить зло и попытаться построить «рай на земле» не может не вызывать уважения у читателя.

«Так кто ж ты, наконец?»

Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», - так звучит эпиграф к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В представлении обычного человека, хоть сколько-нибудь знакомого с религией, дьявол – это, можно сказать, официальный представитель грехов и пороков, полная противоположность Бога. Но в романе М.А. Булгакова Воланд обладает несколько иными качествами. Да, за ним закреплено право наказывать человека за его грехи, и на протяжение всего романа герой творит разного рода бесчинства, сводя многих людей с ума. Но каждая выходка его есть ничто иное как «зло во имя добра» - Воланд намеренно указывает на пороки людей, гиперболизируя их, чтобы те поняли, что живут неправильно. Мы понимаем, что этот герой борется со злом, когда видим его добрые намерения к Мастеру и порядочность его действий по отношению к Маргарите. Этот, казалось бы, априори нечестный представитель Ада, исполняет свое обещание и помогает Мастеру и Маргарите вновь воссоединиться. В этом романе настоящим злом являются обычные люди, сами своими пороками усложняющие себе жизнь, а Волан и его свита, какими бы внешне пугающими они не были, пытаются проучить людей и сделать их существование менее порочным.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что, конечно, уничтожить все зло на земле невозможно, но можно уменьшить его количество в нашей жизни, начав с себя. Если каждый из нас будет достойно относиться к себе и окружающим, будет думать о будущем и периодически делать добро – то в мире не станет зла. И я верю, что мысль эта не утопична – все в наших руках.

С вершины холма было видно сверкающую тундру, уже испещренную темными проталинами. Стена Кетунгского нагорья казалась совсем рядом. Баклаков описал зону контакта. Сбоку нахально тявкал и негодовал песец, уже потемневший, в грязной клочкастой шерсти. Баклаков кинул в песца камень, песец отскочил, по-кошачьи фыркнул. Баклаков рассмеялся. История повторяется. Прошлый год он швырял камни в зайцев и переправлялся через Ватап. Вспоминая о прошлом, он покосился на винчестер Монголова, гревшийся на солнце.
Сосредоточенное настроение рабочего лета снова вернулось к Баклакову, и он забыл о Гурине. Принудительная сила реальности в том, что теперь ему придется изменить план работы. Ему придется отказаться от кольцевых маршрутов и ходить в одиночку длинным пилообразным ходом. Седой и Карзубин будут в группе Куценко. Теперь главное - сбить границы с маршрутами Семена Копкова и Жоры Апрятина.
«Не суетись, не суетись, - внушал себе Баклаков. - Главное, работать методично и без рывков, тогда тебя хватит на целое лето. Главное, работать ежеминутно, не расслабляться, и тогда ты выдержишь это двойное лето».
Едва они успели выбраться в нагорье, как пришла пора теплых туманов. На тундру, на сопки, на речные долины лег пронизанный солнцем и влагой парной воздух. Снег исчезал на глазах. В тумане все казалось искаженным и невероятным: пуночка была величиной с барана, палатка выглядела скалой. Всюду журчала невидимая вода и мягко вздыхал оседающий снег.
От новой базы до ближайшей бочки с продуктами было шестьдесят километров. Отсюда Баклаков решил сходить на запад, в верховья Лосиной. Куценко готовился шлиховать верхнее течение Китама.
Собираясь в маршрут, Баклаков извлек свою трубочку с обломанным краем и пачку махорки.
- Начальник! - изумился Валька Карзубин. - Ты разве куришь?
- Летом курю.
- Правильно, начальник. Я так считаю, что, если мужик не пьет и не курит, лучше к нему не поворачиваться спиной. Такого лучше перед собой иметь, на глазах.
- Летом можешь спокойно иметь меня за спиной.
- Я не про наших.
Подул легкий ветер, и мимо них понеслись клочья тумана. Они были желтые и оранжевые от солнца. Из палатки вылез Куценко и протянул Баклакову рогульку с леской. На крючок были насажены разноцветные кусочки изоляции.
- Где водичку встретишь, кинь да подергай. Один-то харюз все равно не выдержит, схватит. Ты у него мясо вырежь и насади. После этого таскай харюзов сколько влезет. Будут хватать.
- А если не будут?
- Я об рыбе думаю много, - серьезно ответил Куценко. - Зачем консервы таскать, если еды под ногами полно?
- Проверим. Возьму чай, галеты и сахар. Вместо мешка - меховую одежду. С таким грузом бегом бегать можно.
- А то! - согласился Куценко.
- Инженер вот наш не курил, - разрабатывая неизвестную мысль, сказал Валька Карзубин. - Отрежут ему ноги или оставят? Эх, не жизнь, а кантата!
И вдруг сверху раздался посвист крыльев и тревожный гусиный гогот. Весь этот день и всю ночь гуси сваливались к ним с перевала. Шел «главный гусь». И всю ночь они слушали крик тревожный, как долг, и ясный, как жизненная задача.
Снова Баклаков засыпал под похлопывание палаточного брезента. Снова ему хватало нескольких часов, чтобы быть готовым к маршруту. Каждое утро Баклаков благословлял мех северного оленя и старика Кьяе. Он вспоминал о нем часто и с нежностью. «Может быть, легенды о просветленных мудрецах и святых кудесниках имеют в основе такого вот Кьяе. Чего проще?» - думал Баклаков.
Снова зрение и слух по-звериному обострились, и Баклаков издали слышал стук камня под копытом барана, слышал вздохи ветра и даже запах камней. Куценко оказался прав. Хариус дуриком шел на хлорвиниловую насадку, и на рыбалку Баклаков время почти не тратил. Останавливался у ручья, ловил, ел и шел дальше.
На пятые сутки он вышел в верховья Лосиной. Здесь его съемка должна была сомкнуться со съемкой Жоры Апрятина. На стыках всегда возникают споры. Баклаков оставил весь груз и налегке с одним винчестером и молотком решил как следует обходить окрестности.
Баклаков шел вниз по Лосиной. Целью его были скалы, последний раз сжимавшие реку перед выходом на равнину. Вода прыгала по черным камням, но шум ее был отличен от медлительного и грозного рокота реки Ватап, Серой Воды, которую ему еще предстоит в это лето увидеть. Неожиданно Баклаков услышал четкий стук металла о камень. «Может быть, Жора? Неужели так повезло?» Но стук исчез. Баклаков заспешил вниз по реке и метров через двести увидел Жору. Тот сидел на камне у самой воды и что-то доставал из полевой сумки. Молоток валялся рядом, отблескивал на солнце. Жора согнулся над книжкой или дневником. Баклаков решил было подкрасться незаметно, ошеломить. Но вспомнил, что Жора всегда таскает на поясе расстегнутую кобуру с пистолетом.
Баклаков пошел нарочито шумно, на самом виду. Но Жора не замечал его. Вблизи он очень напоминал удалившегося от мира отшельника. Баклакова он заметил, когда осталось шагов пять. Рука Жоры метнулась к поясу.
- Не дури! - крикнул Баклаков.
Жора встал, и Баклаков с удивлением заметил, что пистолета-то у Жоры как раз и нет.
- Какой ты к черту ковбой? - сказал Баклаков. - Тебя связать как сонного можно. Где пистолет?
- В рюкзаке, - смущенно ответил Жора.
- Разоружился в связи с отменой «Северстроя»? Жора Апрятин ничего не ответил, лишь с неловкой торопливостью стад засовывать в полевую сумку книгу.
- В маршруте? Книга? - удивился Баклаков.
- Это так просто, - пробормотал Жора. Баклаков бесцеремонно протянул руку. Но Жора книгу не дал. Положил на колени названием вниз.
- Дед прислал. Пишет: полезно.
- Вроде как витамины? - жизнерадостно улыбнулся Баклаков.
- Для совершенствования души. Я деду написал про главного инженера. Оказывается, он в буддины времена им курс геоморфологии читал. А дед прислал мне сборник поучений Гаутамы. Пишет, что студент Чинков, если он правильно его помнит, кличку Будда носить не может. Это противоречит истине. - Жора оживился, взял книгу и открыл ее наугад. - Ты только не смейся, Серега.
- «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она», - утробным голосом прочел Жора.
- Иногда полезно и сдачи дать, - прокомментировал Баклаков.
- «Серьезные не умирают. Серьезность - путь к бессмертию. Легкомыслие - путь к смерти. Легкомысленные подобны мертвецам», - покраснев от натужной торжественности, читал Жора.
- Так, между прочим, и есть. Сильная мысль, - вздохнул Баклаков.
- «Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата…»
- Не трепись про высокие цели, а действуй личным примером. Об этом каждый начальник партии должен знать…
- «Трудно стать человеком, - зазвенел голосом Жора. - Трудна жизнь смертных, трудно выслушивать истину…»
- Ты в бога, что ли, ударился? - спросил Баклаков.
- При чем тут бог?
- Ну-у! Я не Гурин, я парень простой. Но вроде религию ты мне излагаешь.
- Для всякого человека одна религия: не дешеви, не лукавь, не пижонь, работай, - ответствовал Жора.
- Знаешь: Гурин ноги сломал?
- Как?
- По-пижонски. Глупо и жаль очень. А?
- Все идет как положено быть, - печально сказал Жора.
- Давай съемку смыкать, - вздохнул Баклаков. - Мне на восток-спешить надо. Река Ватап меня ждет.
- Давай, - согласился Жора. - Душа душой, события событиями, а работа остается работой.
С нагорья в долину Лосиной ползла полоса тумана. Через час она накрыла их, и листы карты, металл винчестера и камни сразу покрылись каплями влаги.
…Через неделю Баклаков вышел на базу своей партии. Все повторялось, и он чувствовал привычное состояние неутомимости. Баклаков был очень доволен маршрутом и тем, что повстречал Жору Апрятина. Конфликта на западной границе маршрута не будет. Может быть, ему повезет и он встретит Семена Копкова. «Но если в начале маршрута везуха, то невезуха будет в средине или в конце», - думал Баклаков.
Палатка их стояла в долине, один край которой был голубым от цвета составляющих его лав, второй зеленым. Сидя на склоне, Баклаков профессионально вглядывался в контуры этой смешной долины. Он увидел Куценко, Карзубина и Седого. Они шли с верховьев ручья. Судя по нагруженным рюкзакам, также ходили в многодневку. Они подошли к палатке, заглянули в нее, и все трое стали смотреть на горы. Видимо, ожидали, что Баклаков уже вернулся. Баклаков сидел неподвижно, и увидеть его на фоне камня было нельзя. Куценко разулся. Обостренным зрением Баклаков видел его квадратные ступни. Куценко всегда разувался после маршрута. Карзубин с чайником пошел к ручью, из палатки донесся шум примуса. Была предвечерняя тишина, и звуки доходили очень ясно и четко. Баклаков поднялся и бегом на легких ногах стал спускаться по склону.
«Мы все обреченные люди, - думал он на ходу. - Мы обречены на нашу работу. Отцы-пустынники и жены непорочны, красотки и миллионеры - все обречены на свою роль. Мы обречены на работу, и это, клизма без механизма, есть лучшая и высшая в мире обреченность».
- Эпиталама! Начальник идет, - громко сказал у палатки Валька Карзубин.
Им еще предстояло, матерясь, проклиная судьбу, разыскивать во время июльского снегопада третью продуктовую бочку. Вальке Карзубину еще предстояло стонать ночами от ломоты в непривычных к мокрой работе руках. Им еще предстояло выбраться в верховья Ватапа, Серой Воды, и месяц плыть по реке, пересекать в маршрутах тундровые урочища. Им предстоял выход в пустынное устье и переходы по штормовому осеннему морю. Им предстояли маршруты в глубь побережья, предстояло слушать свист ветра в песчаных дюнах и ждала работа в гиблой губе Науде, насквозь пропахшей сероводородом. Им предстояло запомнить багровые на полнеба закаты и колебание одинокой метлицы на галечных косах. Предстояло неделю сидеть у Туманного мыса, ежедневно пытаясь его обогнуть. Каждый раз шквальный ветер отшвыривал их обратно, они молча выбирались на берег, жгли костер из плавника, сушились и снова сталкивали вельбот на воду. И снова ветер заливал их и отбрасывал обратно за скалы.
Лишь ярость окончания сезона давала им в это время силы. Им предстояло запомнить это лето до конца дней, потому что оно напоминало о себе перебоями сердца, ночной испариной тела. Может быть, это было последнее лето по старой методике «Северстроя» - «делай или умри».
39
…С тех пор прошли годы. Предвидение Чинкова сбылось: они открыли узел золотоносных россыпей Территории с очень сложными условиями залегания и с богатым содержанием. Для этого понадобилась удача, кадры и еще раз удача. Для этого понадобилось упорство, безжалостный, рисковый расчет Чинкова. И нюх Куценко. И свойственный сердечникам страх смерти перед рассветом у тех, кто вынес на себе тяжесть первых работ. Для этого понадобились мозоли и пот работяг под кличками и без них. Что бы там ни было, но государство получило новый источник золота.
Поселок давно уже получил статус города. Он застроен блочными пятиэтажными домами. Но все так же зимой и летом его сотрясают пыльные южаки и еще стоит зажатый строительством круглый домик первооткрывателей олова. Но скоро этот домик снесут, как снесли дом Марка Путина, потому что трепетные легенды первых времен растворяются в приезжем многолюдстве, как растворяется в воде хорошее вино - без осадка.
…Если была бы в мире сила, которая вернула бы всех, связанных с золотом Территории, погибших в маршрутах, сгинувших в «сучьих кутках», затерявшихся на материке, ушедших в благополучный стандарт «жизни как все»,
- все они повторили бы эти годы. Не во имя денег, так как они знали, что такое деньги во время работы на Территории, даже не во имя долга, так как настоящий долг сидит в сущности человека, а не в словесных формулировках, не ради славы, а ради того непознанного, во имя чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека. Может быть, суть в том, чтобы при встрече не демонстрировать сильное оживление, не утверждать, что «надо бы как-нибудь созвониться и…» Чтобы можно было просто сказать «помнишь?» и углубиться в сладкую тяжесть воспоминаний, где смешаны реки, холмы, пот, холод, кровь, усталость, мечты и святое чувство нужной работы. Чтобы в минуту сомнения тебя поддерживали прошедшие годы, когда ты не дешевил, не тек бездумной водичкой по подготовленным желобам, а знал грубость и красоту реального мира, жил как положено жить мужчине и человеку. Если ты научился искать человека не в гладком приспособленце, а в тех, кто пробует жизнь на своей неказистой шкуре, если ты устоял против гипноза приобретательства и безопасных уютных истин, если ты с усмешкой знаешь, что мир многолик и стопроцентная добродетель пока достигнута только в легендах, если ты веруешь в грубую ярость твоей работы - тебе всегда будет слышен из дальнего времени крик работяги по кличке Кефир: «А ведь могем, ребята! Ей-богу, могем!»
День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..

За основу материала взята статья
газеты "Заря Яны" № 119 от 14 октября 2004 г.

"ОБРЕЧЕННЫЕ НА РАБОТУ"

Мы все обреченные люди…
Мы обречены на нашу работу…
И это есть лучшая в мире ответственность…

Подготавливая репортаж о куларите, мне пришлось общаться с геологами, промышленниками, золотодобытчиками. И в наших беседах о первооткрывателях часто упоминались фамилии И. Некрасова, М. Романова, С. Решетникова, Г. Назарова, Л. Котлина, и многих других. Это знаменитые геологи, которые открывали Устьянье. Фамилия Л. Котлин мне была знакома, (сын Леонида Дмитриевича живет в Депутатском). Да и самого его в Устьянье хорошо знают и помнят. Упустить такую возможность я не мог себе позволить… Пришлось расспрашивать сына об отце, а затем звонить ему в Воронеж по телефону. Так, и родился этот очерк.

В Заполярье Леонид Дмитриевич прибыл в 1949 году. Правда, прибыл он не в Депутатский, а в п. Батагай. Работал геофизиком в Янской геологоразведочной экспедиции, которая занималась исследованиями Усть-Янья и базировалась в этом поселке. Обошел весь район, был несколько раз в Депутатском, поселок в то время только начинал строиться. Знает все об открытии каждого участка в районе. Он один из тех, кто открыл Куларское месторождение. В настоящее время проживает в г. Воронеж, готовится встретить свое восьмидесятилетие…

Геологи считают лучшими годами своей жизни годы, проведенные в разведывательных партиях, поисковых экспедициях и полевых работах. Это годы до краев наполненные интересной работой.

Изучая историю рождения и становления оловорудного месторождения Депутатское и поселка с одноименным названием, (да и не только его, а любого другого Заполярного поселка), начинаешь осознавать, насколько трудным было это рождение, насколько замечательна наша история, и как много людей принимали в этом участие. Первыми, кто пришел на Усть-Янскую землю, были геологи. Сейчас, спустя пятьдесят лет после основания поселка Депутатский и спустя почти шестьдесят лет с момента открытия этого месторождения, добрым словом вспоминаешь людей мужественной профессии, которые первыми прибыли в этот край. Которых не остановили ни трескучие морозы, ни "тьма" комаров, ни дикий зверь. И по настоящее время на территории нашего района можно отыскать десятки геологических баз, тордохов, лагерей, геологических и топографических знаков. Сейчас, живя в теплых и благоустроенных квартирах и любуясь краем вечных зим, мы невольно вспоминаем о тех, кто покорял и открывал этот край, кто вдохнул в него жизнь. Это сейчас у геологов есть буровые станки, вездеходы, вертолеты, машины, исследовательские институты и спутники. А в те времена были лишь лошади да олени, геологический молоточек, скромная химическая лаборатория и огонь в сердце.

Родился Леонид Дмитриевич в 1924 году в Вологодской области. О том, что станет геофизиком, даже и не подозревал. Он имел неограниченное чувство юмора, умел рассказывать интересные истории, играть на баяне, рисовать и фотографировать. С такими способностями, ему можно было с легкостью пророчить профессию артиста. Сам же Леонид Дмитриевич мечтал стать художником. Но судьба распорядилась иначе.

На фронт Леонид Дмитриевич попал в 1943 году. Призывался из Пуховичского военного пехотного училища, в котором он обучался на снайпера. На фронте служил в подразделении снайперов. В одном из боев под Калугой был ранен. Одна пуля попала в руку, другая в бедро. Ту, которая попала в руку, извлекли сразу. А вот пулю в бедре пришлось "носить" до 1945 года. Так и проходил с ней всю войну.

После окончания войны вернулся в Вологодскую область, но спустя год уехал на Кубань, где работал трактористом в одном из колхозов. Тракторное дело его заинтересовало, и в 1947 году он отправился работать на Челябинский тракторный завод. В начале 1949 года, по направлению поехал работать в Магадан. Поступил в учебно-производственный комбинат. Вместо трех месяцев учится шесть, вместо одной специальности, получил три: радист, топограф и геофизик.

В Батагай я прибыл в ноябре 1949 года, - рассказывает Леонид Дмитриевич. - Отопления в поселке не было, все топили печи. Мороз стоял под минус пятьдесят. А я в дерматиновом плаще и в кепке. Из багажа чемодан и баян. Пошел в Дом культуры, в нем была установлена огромная печь. В клубе было несколько человек, некоторые тоже геологи. Чтобы немного разрядить обстановку и развеселить народ, я решил сыграть. Растянул меха баяна, он и рассыпался. Следом за ними, отпали рукава у плаща. В общем, концерт не получился. Но зато было весело…

В те годы освоением Севера занимался геологический трест "Дальстрой". В нашем регионе разведкой недр занималось Янское геологоразведочное управление, базировавшееся в Батагае, в которое я приехал работать. "Дальстрой" сильно расширил свою деятельность перед войной. Стране необходим был металл. Созданный на базе лагерей и возглавляемый НКВД, а в последствии МВД эта организация основала на Севере свою "страну", в которой жили "свои люди". Как говорил мой приятель, геолог Слава Левин, - "Коренной дальстроевец, это гибрид свободного романтика, уголовного криминала, политического авантюриста, выправленного чекистами в духе марксизма-ленинизма, плюс сталинский приказ. В результате получился простодушный, но жестокий, смелый, но беспощадный, сильный в дикой природе, но беспомощный в цивилизованном мире трудолюбивый человек, которому можно было доверить все, кроме спиртного"...

Якутия поразила меня своей таежной мощью. Батагай появился в 1939 году, и в те времена продолжал строиться. Рядом с поселком лагерь, в котором жили осужденные. В лагере их было до трехсот человек. Все они работали на поселковых стройках. По прибытию мне в подчинение дали 20 заключенных. Особых трудностей при работе не возникало. Мужики были дисциплинированные, грамотные, не боящиеся трудностей. Ставили на зайцев петли, куропаток убивали камешками - голышами. Так что мясо было всегда. Было у нас и оружие: карабин и револьвер "Наган", для охраны карт и секретных документов. Но ими никогда не приходилось пользоваться, ну разве, что медведя пугнуть.

Как складывались отношения с осужденными?
- Довольно неплохо. Все мы понимали, что некоторые из них, в отличие от нас, попали сюда не по своей воле. Потому мы и дружили с ними и уважали их. Одному из геологов Игорю Сопко, достался отряд самых настоящих матерых уголовников. Но к каждому он обращался по имени отчеству, это было удивительно слышать, так как многие за годы ссылки и имена позабывали. И в обиду не давал. Осужденные его уважали.
Другой геолог Виктор Лебедев. Романтик, мечтал в детстве о дальних странах, о приключениях и путешествиях. По натуре добряк и весельчак. К уголовникам относился с предельным уважением и учтивостью, обращался ко всем на "Вы". Но в гневе был страшен. За это его любили и почитали. Осужденные очень много помогали нам в работе. Среди них попадались очень грамотные люди. Некоторые, после того как получали статус вольнонаемного, учились в учебных заведениях, становились геологами и возвращались в Заполярье на работу. Хотя известны случаи, когда уголовные элементы продолжали свои грязные дела и в Заполярье. Нападали на обозы с продуктами, грабили базы. Но это скорее исключение. А так в основном работа и работа.

А работать приходилось как зимой, так и летом. В летний период помогали геологическим партиям в поиске металлов. В поле жили в рубленых избушках, иногда в двойных палатках. Спали в спальниках из заячьего меха. Ребята находили бивни мамонта и использовали их в качестве табуреток. Это потом уже поняли, что бивень это деньги, а тогда первостепенной задачей была работа. Стране нужны были олово и золото. С наступлением морозов возвращались в поселок и изучали полученные образцы. Анализировали, и теоретическим путем выискивали места возможных залежей. А летом снова шли на разведку. И так год за годом. За эти годы обошел все Усть-Янье. С супругой Галиной Ивановной пешком ходили в п.Тенкели.

А как Вы познакомились?
- Так как геология была в ведении МВД, а Север только начал осваиваться, то у северян было много льгот, в том числе и на отдых. В любой санаторий, на любой курорт можно было поехать свободно. Людям приходилось много работать, и соответственно им давали возможность отдохнуть. И вот в Ялте, проходя курс лечения, я повстречал Галину Ивановну. Какое то время мы общались и встречались, а потом я ей сказал -увезу тебя на Север. И увез. В Батагае она работала в детском саду. У нас два сына Александр и Юрий. Но не один из них не связал свою жизнь с геологией. Старший - автомобилист. Младший связал свою жизнь с самолетами, работает в аэропорту Депутатский. В детстве, во время летних каникул, он часто ходил со мной на работу в поле. Рубил просеки в лесу, устанавливал вешки, топографические отметки, делал пробы грунта.

Почему Вы выбрали профессию именно геофизик, а не геолог? К тому же вы умеете прекрасно петь, играть, рисовать, можно было избрать актерское ремесло?
- Цель у нас одна -поиск залежей полезных ископаемых, а вот методы поиска разные. Девиз геологов, как говорили древние - "Разумом и молотком". Они отбирают пробы, бурят скважины, взрывают, сверлят землю. Но их основной инструмент- геологический молоточек. И заглянуть глубоко под землю они не могут. Геофизика же, благодаря приборам и различным методам, позволяет заглянуть на многие километры вниз и сказать, что находится под поверхностью земли. Достигается это благодаря физическим свойствам горных пород. Это меня и заинтересовало. Хотя в принципе геология и геофизика недалеки друг от друга. И открытие месторождений металлов, наша обоюдная заслуга, так, что на профессию мне грех жаловаться.

А в том, что я не стал артистом или художником, тоже не страшно. Зато умение играть на баяне и веселить, пригодилось мне в разведывательных партиях. После работ так намаешься, что сил нет. А сыграешь что-нибудь задушевное, песню споешь и жить становится легче.


Часть первая,
в которой я приглашаю вас принять лекарство, пройдя перед этим самодиагностику

Важнейшим из лекарств для нас является кино

Друзья мои, прошу на самодиагностику ! Проверьте себя, пожалуйста, на такую симптоматику :
- в вас живет дух бродяги , страсть к подвигам,
- неистребимый интерес к неизведанному, запредельному, непознанному,
- вы ищете смысл жизни там, где не ищут другие,
- слова «Готовься к великой цели, а счастье тебя найдет» заставляют ваше сердце биться чаще ,
- красота дикой природы сносит вам голову, вы не можете спокойно смотреть на снежные горы в сиянии лунном,

Вы знаете, что Россия - страна великих возможностей,
- вы любите Родину и всем сердцем хотите ее процветания,
- вам интересна советская история,
- вы испытываете глубокое уважение к нашим дедушкам и бабушкам и понимаете, что они умели жить так, как не умеем мы, и оставили нам неоценимое наследство,
- вы хотите прожить жизнь, чтобы за нее было не стыдно,
- вы геолог и страстно любите свою профессию,
- вы женщина, и вы не можете оставаться спокойной при виде бородатых мужчин в грубых свитерах .

Вы обнаружили в себе 5 симптомов одновременно?
Доктор, да пропишите же «Территорию »! (Фильм 2014 года, режиссер Александр Мельник).
Принимать желательно на большом экране (и чем больше экран, тем действеннее). После приема ответить на вопросы в конце этого поста. И действовать, действовать! Ибо неспроста вы обнаружили в себе эти симптомы. Да, неспроста…

Состав кино-лекарства

Основной компонент: история о том , как руководство чуть было не закрыло одно геолого-разведывательное управление, посчитав его безнадежным в плане золотоносности, почему этого не произошло и что из этого вышло.
Дополняющие компоненты: великолепные ландшафты Крайнего Севера, грандиозность и бескрайность дикой природы Арктики.
Красота подвига людей , отдающих себя и всю свою жизнь работе в крайне сложных условиях, простота их быта и отношений друг к другу.
Твердые характеры и жажда постичь неизведанное , страстное следование идее, непоколебимая вера в людей.
Особая атмосфера советской эпохи, переданная в деталях и милых сердцу мелочах .
А также
утонченная история романтических отношени й между предпоследним авантюристом и многоуважаемой товарищем журналистом.
И музыка… Песни высокого полета, слова, выражающие важные смыслы, мелодии, наполненные душой , бескрайней и бесконечной...

Будьте готовы испытать воздействие этих компонентов на себе: у вас могут расшириться зрачки и увлажниться глаза, участиться и стать глубоким дыхание, ускориться пульс, сердце начнет выстукивать новые ритмы, струны души пронзительно зазвенят . И откуда-то из глубины к вам могут прийти мысли. О людях, о судьбах, о нашей стране, о том, как жили раньше и как живут сейчас, о том, кто я и для чего я предназначен. Если вы готовы к такому, вперед! В кино!

Часть вторая,
в которой я приглашаю вас познакомиться с тем, какое воздействие лекарство «Территория» может оказывать на некоторых, принявших его (четыре, заметьте, раза)

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?

Не нужен бродягам дом и уют,
Нужны - океан, земля.
Что звёзды Медведицы им поют,
Не знаем ни ты, ни я.
Олег Куваев

Есть в нашей большой человеческой семье особенные удивительные люди . Знаете, как о них говорят? Не от мира сего . Таким недостаточно или вообще не нужно то, к чему люди от мира сего стремятся всем сердцем, а добившись этого, обретают простое земное счастье и ощущение осмысленности жизни .

Семья, дети, дом - полная чаша, денежный достаток, богатство, карьера, власть, путешествия, слава, почет, любовь (та, что чувственная романтическая, и та, что ко всему живому) - все это не наполняет звенящую пустоту внутри тех, особенных, не от мира сего. Эти дары не имеют для них смысла, пока смысл собственной жизни не ясен.

И желание постижения смысла настолько велико, что если оно не наполнено, то нет такому человеку в жизни ни покоя ни радости, а есть только пустота, которая постепенно заполняется такой болью, что и самой жизни как будто нет…

С позиции системно-векторной психологии Юрия Бурлана, становится ясна психическая природа этих странных, с точки зрения остальных, людей. Они имеют особый тип желаний и соответствующие ему особые свойства характера, заданные для их наполнения. Обращаясь к терминологии СВП, мы говорим, что эти люди являются носителями звукового вектора .

Кто я? Для чего я? Как все устроено? Что там за границами познанного? Что за границами моего сознания? В чем смысл всего , что происходит в мне, со мной, со всеми нами?

Гонимый желанием познания смысла, звуковик бессознательно устремляется в сферы, где есть возможность осознавать скрытое . В недрах земли, в крохотных частицах вещества, в закономерностях чисел и законов природы, в слове, в музыке, в психике…

В прошлом, в том числе и во времена, отраженные в нашем фильме, носители таких желаний могли наполнить свою жажду раскрытия философией, религией, музыкой, литературой, поэзией, наукой: математикой, физикой, астрономией, психиатрией. Геология - сфера деятельности, в которую звуковики особенно стремились. Сейчас с наполнением звуковых желаний дело обстоит совсем иначе.

Ты работаешь в Арктике. В Арктике нет плебеев

Ради того непознанного, ради которого
и зачинается индивидуальная
жизнь человека…
Олег Куваев


Главные герои «Территории» обладают звуковым вектором , и именно он проявляется в их стремлении постичь, что скрывает дикая земля Крайнего Севера.

Разные свойства и оттенки характеров , присущие представителям звукового вектора, мы с вами можем наблюдать в красивых и сильных героях-геологах. Соединение и взаимодополнение этих свойств и позволяет случиться тому, что случилось.

С восхищением и уважением мы смотрим на Илью Николаевича Чинкова-Будду, идейного вдохновителя , фанатично одержимого страстью найти золото и подчинившего ей свою жизнь, беспощадного к себе и к другим и непреклонно верящего в победу. Именно его вера в золото Территории превращает нематериальную идею о золоте в настоящее материальное золото.
«Иметь раскаленный мозг, вырабатывать идеи и тут же согласовывать их с принудительной силой реальности . Быть безжалостным и мудрым во всем, что касается золота» - слышим мы девиз Чинкова и верим, что сила пророков в их моральной уверенности.

Мы видим Баклакова - невероятно обаятельного бродячего человека , которого везде сопровождает особый уют, за каким бы смыслом и куда бы он ни шел. Мысль Баклакова, проникшая в недра земли в стремлении разгадать загадку перемещения земных пластов, разломов и гранитных массивов, раскрывает взаимосвязи, определяющие месторождение. Место рождения золота.
И нет для него никаких пределов , нет никаких границ, жизнь - вечная, а он бессмертен.

Перед нами предстает предпоследний авантюрист Гурин во всей своей красе: отстраненный интеллектуал, странник , чье желание отстоять свою самобытность в наступающую эпоху «всеобщего забалдения» толкает на экстравагантные слова и поступки. Подниматься три дня на недоступный перевал, чтобы выпить 50 грамм коньяка и подумать о бренности бытия , практически не иметь личных вещей, кроме проигрывателя грампластинок, совершать рабочие маршруты исключительно на горных лыжах. Именно его академические знания и умение мыслить абстракциями помогают Баклакову освободить свою мысль от всего ненужного и отправить ее в нужном направлении.

В общую нить повествования вплетается вклад каждого героя, который оказался в Арктике и отдавал себя в поиске золота. И принципиальный, человек в себе , Монголов, и полярный волк он же викинг Жора Апрятин, и талантливый промыватель Куценко, и любитель венского кофе танкист дядя Костя, и другие геологи, золотоискатели - все они отправились в эти дикие места, в буквальном смысле на край земли, не ради денег, не ради славы, не ради долга, а «ради того непознанного, ради которого и зачинается индивидуальная жизнь человека ». Автор романа, по которому и был снят фильм, геолог Олег Куваев , сам обладатель звукового вектора в своем психическом, именно так и смотрел на жизнь свою и своих товарищей.

Только вместе, иначе не выжить

Этот сплав судеб и характеров, созданный работой на общее дело , и рождает тот самый результат. Золото. Золото для страны. Страны, обладающей особым менталитетом. Именно в этой стране героям нашего фильма, имеющим внутри себя особый тип желаний, удалось прожить осмысленно и состояться как личностям .

Особый менталитет - или общая система ценностей - складывался веками и определил мировосприятие народов нашей огромной страны. И по сей день нам присуще не знающее ограничений коллективистско-общинное мировоззрение. На языке системно-векторной психологии Юрия Бурлана оно называется уретрально-мышечным . Такой менталитет мог сформироваться только в тех климатических и погодных условиях, в которых в одиночку не выжить . Только в складчину, только взаимовыручка, взаимопомощь , только вместе. И приоритет общего над частным, приоритет общества над личностью - иначе не выжить.

Арктика - ярчайший пример такого уклада жизни. Шаг влево, шаг вправо от общего дела к своей корысти - и сразу опасно, очень опасно.

Странник Гурин - предпоследний авантюрист, заигравшись в свою исключительность, самобытность и стремление держать дистанцию, чуть не лишился ног, и спасло его только то, что другие эту дистанцию держать не стали, а напротив, бросились со всех ног ему навстречу .

Образцовый викинг Жора Апрятин в один далеко не прекрасный момент оказался на грани суда или самоубийства: он чуть не угробил своих товарищей, залихватски изображая начальника, которому никто не указ.

А вот Седой… Остался один на один с седыми суровыми серыми громадами, и кто победит в этой схватке, не вызывает никаких сомнений. Видимо, тронулся Седой, не выдержав испытаний Севером .

ОБЩество, в котором все свои

Забота у нас простая,
Забота наша такая,-
Жила бы страна родная,
И нету других забот.
Александра Пахмутова

Система мировоззренческих ценностей, свойственных уретрально-мышечному менталитету, имеет колоссальный потенциал для развития духовной, нравственной, а значит и производственной, экономической мощи страны . Общество, в котором главной идеей является идея работать на будущее - для всех, отдавать от себя - всем, заложенная в корнях мировосприятия каждого жителя страны - это общество великих возможностей.

Только представьте: я работаю на целое, а целое обо мне заботится . Потому что целое - это МЫ, и в этом МЫ все свои, чужих нет. И дети все наши. И старики. И больные и немощные. Все это мы. Как же можно кого-то обманывать? Получать блага за чужой счет? Чужих же нет. Как же можно отлынивать, делать работу спустя рукава? Как же по отношению к людям можно быть нечестным, недобросовестным, воровать, оставлять в беде? Да никак. Это просто невозможно.

Скажете утопия? Но это было в нашей истории ! И на коротком промежутке времени эта идеология работала. Конечно, не удалось построить общество идеальным. Но многое и удалось. И поколение наших бабушек и дедушек - это пример того, что можно жить так - отдавать обществу, будущему, строить не для себя, для детей.

Мы все обречены на свою роль, все обречены на работу. И это есть лучшая в мире обреченность

Зажгите костры!
Никто не должен жить в темноте!

Дядя Костя

Обладая знаниями системно-векторной психологии, мы видим, что каждая часть целого , то есть каждый человек имеет свою врожденную совокупность желаний и психических свойств , чтобы эти желания реализовать для процветания и развития целого и быть от этого счастливым. Честная работа на благо всех, по мудрому выражению Владимира Михайловича Монголова, уменьшает количество зла в мире . Ведь то, что мы называем «злом», зачастую связано с несовершенством собственной жизни, иными словами - неспособностью жить среди других людей.

«Почему так много людей, которые хотели жить и не сумели»? - спрашивает нас Бог Огня. Не знаем себя по-настоящему, блуждаем в темноте, не реализуем свой потенциал, или реализуем не полностью, или делаем все только для себя, а потому не вписываемся в общее. Живем, умираем, обидно…

Реализация же красива . И заразительна. Я гляжу на этих прекрасных в своей реализации людей, и внутри меня загорается огонь, страстное желание своей собственной красивой реализации: отдачи наружу того, чем богата внутри.

Часть третья,

для тех, кто умудрился пройти первые две и хочет продолжения, а в действительности это эпилог

Так и напишем, Эпилог

Мои дорогие друзья, для того, чтобы кинолекарство возымело глубинное и устойчивое воздействие, я приглашаю вас ответить самому себе на вопросы :
- Насколько хорошо я знаю себя ? Из каких типов желаний состоит мое психическое? Каковы мои истинные желания?
- Являются ли способы, которыми я наполняю их, самыми лучшими для меня и для моего окружения ?
- Какие свои свойства, качества, способности и таланты я не реализую или реализую недостаточно?
- Насколько гармонична моя жизнь среди других людей?

Поколение наших бабушек и дедушек умели смотреть на мир с дивных высот высоких нравственных истин. А я? Как смотрю на мир я?
- Что мне нужно изменить в себе и своих поступках, чтобы перед смертью не было стыдно за свою жизнь, чтобы знать, что я исполнил то, для чего был предназначен, все сделал или по крайней мере старался?
- Насколько моя работа честна? Что делаю я, чтобы добра в мире стало больше ?
- А не звуковик ли я часом?

Статья написана с использованием материалов тренингов по