Мхт чайка новая версия. Открытие мхата: первые постановки режиссеров-реформаторов

Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков Ашукин Николай Сергеевич

«Чайка» в МХТ

«Чайка» в МХТ

28 декабря Художественно-Общедоступный театр, как и в первое представление «Чайки», был совершенно полон. В зрительном зале чувствовалось то особенное нервное напряжение, которое так редко приходится наблюдать: необыкновенная чуткость публики, страстно сосредоточенное внимание к каждому слову на сцене. Тишина удивительная. Пьесу не только смотрели: ее слушали и воспринимали. Минутами казалось, что с подмостков говорит сама жизнь - бо?льшего театр дать не может. Мне привелось видеть «Чайку» в Александринском театре, тоже на втором представлении, и теперь я могу сопоставить эти два спектакля.

Всем известно, что «Чайка», разделяя судьбу многих шедевров драматической литературы, на первом представлении в Петербурге - «провалилась». Пьеса сложная, и причины неуспеха были тоже сложные.

1. Пьеса раздражала старых литераторов своими новшествами. Оригинально оборванные окончания актов, поэтический, но беспощадный пессимизм автора, некоторые персонажи, например, Маша Шамраева («зачем она нюхает табак»), подозрение, что автор сочувствует «декаденту» Треплеву и его символической пьесе, - все это вызывало ужасный гнев «наших маститых беллетристов». Один «маститый» в своем реферате о «Чайке» просто рвал и метал, когда его спросили: «да вы видели пьесу на сцене?» - ответил с негодованием: «не видел и смотреть не хочу: я ее знаю по рукописи». Вообще старички-шестидесятники усмотрели в пьесе «господина Чехова» дерзость неимоверную: он осмелился быть самим собою на освященных традициями подмостках. К тому же, по правде сказать, русская сцена за последние годы так приучила всех к провалам новых пьес, что в успех новинки как-то не верилось. Нанюхавшись разной дряни, ценители и судьи утратили обоняние и перестали различать запахи.

2. Пьеса раздражала молодых писателей… «Какой это символист, - горячился один из них, - Чехов не знает символистов». «Позвольте, - возражали другие, - Чехов написал Треплева неудачником, пьеса Треплева - неудачное произведение. Чехов знает, пишет живых людей, а не воплощение идей или направлений…» Но молодые писатели пожимали плечами. Однако один из крупнейших поэтов восьмидесятых годов, отличающийся притом философским складом ума, после 3 акта восторженно воскликнул: «Это гениально!» Я совершенно сочувственно встретил такой отзыв: когда в поэтическом произведении местами чувствуется глубина, недостигаемая для анализа, - оно гениально, несмотря на недостатки.

3. Некоторые журналисты почему-то отождествляли Чехова с «Новым временем» и не прочь были провалить пьесу «из того лагеря», хотя, кажется, не трудно было из произведений Чехова убедиться, что он не принадлежит ни к какому лагерю и всего менее может считаться партийным писателем. Но кто не с нами, тот против нас. Да, наконец, хвалить всех опасно: можно опростоволоситься, а брань, по меньшей мере, доказывает превосходство бранителя.

4. К главным причинам неуспеха присоединились другие, частью внутренние: сложная психология действующих лиц, смелость, с которою автор раскрывает постыдные тайны жизни, как клоаки, на которых выстроены дворцы… частью внешние, закулисные причины: г-жа Савина, для которой назначена была великолепная роль Аркадиной, вдруг отказалась; ее пришлось заменить г-жею Дюжиковою, которая, паче чаяния, была в роли Аркадиной очень хороша. Актеры, смущенные явно враждебным отношением партера, потеряли почву под ногами, сбивались.

На втором спектакле все пришло в порядок, и публика, сверх ожидания, приняла пьесу и артистов сочувственно. Дело как будто поправилось, но вдруг пошли какие-то закулисные осложнения, и пьесу сняли с репертуара, когда она могла сделаться репертуарною, быть может, на многие годы.

В московской печати уже было отмечено, что успех «Чайки» в Москве, независимо от поэтического обаяния драмы, обусловлен и тщательностью обстановки. Отдавая полную справедливость артистичности режиссерской части и стильности исполнения, мы считаем необходимым указать на некоторые маленькие недочеты.

Первым мы считаем неудачное красное освещение в начале 1-го и 4-го актов. Оно совершенно фальшиво и придает всему неестественный колорит зарева пожара. Такое освещение, тусклое и зловещее, мешает видеть и слышать. Поставить в первом и втором актах большую скамью прямо перед рампой, а действующих лиц усадить рядком на скамью задом к публике - en rang d’o?gnons - нововведение, может быть, и смелое, но не совсем удачное. Актеры стесняются, вынуждены говорить в сторону, выворачиваясь профилем, - иначе их не слышно, а силуэты их, освещенные рампой, представляют не особенно привлекательное зрелище. Четвертый акт исполняется слишком «тягуче»: он должен бы итти гораздо быстрее, с меньшими паузами. Напротив, знаменитая сцена между матерью и сыном в 3-м акте прошла как-то скомканно, резко грубовато и не произвела надлежащего впечатления. Тут была неверность тона, может быть, полутона. В первом акте актер был немножко резок, а всю роль провел очень обдуманно и тепло. Самая трудная сцена - конец 4-го акта и монолог Нины с повторением «я - чайка». С ним плохо справлялась и г-жа Коммиссаржевская. Он не вышел и у г-жи Роксановой, но, кроме этого места, вся роль проведена была молодою артисткою с замечательной искренностью, и я решительно не могу согласиться с упреками некоторых рецензентов по ее адресу.

Конечно, г-жа Коммиссаржевская давала более яркую фигуру, но роль Нины Заречной всякой талантливой актрисе дает богатый материал. Зато г-жа Книппер и г. Станиславский значительно выше петербургских «первообразов». Первая всю свою роль играет с удивительным блеском, изяществом и натуральностью. Только в кульминационном пункте, в большой сцене 3-го акта, она немножко слабеет в момент примирения с сыном: патетические ноты звучат недостаточно искренно, а они должны быть глубоко искренни, несмотря на фальшивость натуры. Если актриса дает слегка почувствовать, что патетизм матери здесь театрален, что в нем есть нечто напускное, то она делает ошибку. Замысел автора лежит глубже, он нигде не останавливается на преднамеренном и везде освещает глубины души невидимыми лучами спектра. Г. Станиславский как истинный артист в «Чайке» совершенно преобразуется. Все в роли Тригорина у него ново и своеобразно. Он неизмеримо выше, тоньше и интереснее г. Сазонова, у которого, кроме рутины и знания сцены, никаких особенных способностей я никогда не замечал. Г. Станиславский по тону и манерам очень напоминает одного из наших лучших романистов. Нельзя, конечно, сравнивать громадный талант В. Н. Давыдова, создавшего в Петербурге роль Сорина, с артистом, играющим ее здесь. Кто видел раз Давыдова в «Чайке», никогда не забудет фигуры Сорина. То было совершенно живое лицо, заставлявшее вас забыть, что вы в театре. Г. Лужский играет роль в том же мягком тоне, с тем же гримом и с большою теплотою. Кажется, что в 3-м акте после удара ему следует быть потише. М. И. Писарев был крупнее и значительнее в роли Дорна, чем Вишневский, однако последний как по внешности, так и по тону очень удачно олицетворил оригинальное создание Чехова и дал цельный, выдержанный тип. Очень оригинально сыграла роль Маши г-жа Лилина. Г. Артем (Шамраев) обладает значительною комическою силою и действует на публику неотразимо.

Все исполнители второстепенных ролей ничем не уступали петербургским. Г-жа Раевская (Шамраева), г. Тихомиров (Медведенко), даже маленькие персонажи - все содействовали ансамблю. Декорации interieur’ов и вся их обстановка превосходны. Сцена отъезда в 3-ем акте исполнена живости и движения.

(Кн. А. И. Урусов. Статьи его о театре, о литературе и об искусстве. Тт. II и III, М., 1907, стр. 34–38.)

Знакомил нас Владимир Иванович, «вводил» Чехова в нашу семью. Трудно говорить о том большом волнении, которое нас охватило при первом знакомстве с любимым писателем, когда мы почувствовали все необыкновенное, тонкое, тихое обаяние его личности, его простоту и какое-то неумение «говорить», «учить», «показывать». Не знали, как и о чем говорить… И он то улыбался лучисто, то вдруг необычайно серьезно смотрел на нас, с каким-то смущением пощипывал бородку и, вскидывая пенсне и… внимательнее всего рассматривая античные урны, которые тут же готовились для спектакля «Антигона», недоумевал, как отвечать на некоторые вопросы. А мы все думали, - вот автор нам все откроет, все тайны «Чайки». Репетировали мы вечером в сером, холодном, далеко еще не готовом помещении, без пола, с огарками в бутылках, вместо освещения, сами закутанные в пальто. Репетировали сцену примирения Шуйского с Годуновым. И радостно было чувствовать, что там, в пустом темном партере, сидит любимая нами всеми «душа» и слушает нас.

На другой день, в дождливую серую погоду Чехов уехал на юг, в нелюбимую им тогда Ялту.

(О. Л. Книппер-Чехова. Из воспоминаний об А. П. Чехове. Сборник «Московский Художественный театр за рубежом».)

Из книги Валентин Гафт: ...Я постепенно познаю... автора Гройсман Яков Иосифович

«ЧАЙКА» ВО МХАТе И ГАБТе Двух чаек разом подстрелили. За что? Они б еще летали. Но в ГАБТе недоговорили, Во МХАТе

Из книги Новеллы моей жизни. Том 1 автора Сац Наталья Ильинична

Чайка И вот наступает главный день в жизни. В первый раз все вместе идем в папин театр. Подумать только, все на самом деле увидим!Камергерский переулок. Здание большое, светло-серое. Красивые полукруглые двери с матовыми стеклами. На металлическом квадрате летящая чайка,

Из книги У самого Черного моря. Книга II автора Авдеев Михаил Васильевич

Чайка Мотор запущен, опробован.- Нормально, можно летать, - говорит инженер Макеев, стоя на плоскости «яка».Смотрю в кабину и согласно киваю: стрелки стоят на своих местах. Отрываю взгляд от приборной доски, смотрю в лицо инженера полка. Он улыбается, тоже кивает,

Из книги Чехов. 1860-1904 автора

XXV. «ЧАЙКА» В 1895 году Антон Павлович начал работать над «Чайкой». В октябре 1896 года пьеса была поставлена на сцене петербургского Александрийского театра. Все то, что Чехов писал для театра до «Чайки», было, конечно, талантливо, интересно, но все же по своему значению

Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин Алексеевич

Позывной «Чайка» Сперва Юрию Алексеевичу, а вскоре и Герману Степановичу, едва появлялись они на народе, все чаще задавали один и тот же вопрос: «А полетит ли в космос женщина?» Спрашивали об этом не только мечтательные школьницы и экзальтированные пенсионерки... К тому

Из книги Записки космического контрразведчика автора Рыбкин Николай Николаевич

«Чайка» из Ярославля Полет женщины в космос был идеей первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева, у него же имелись и свои критерии отбора: первой женщиной-космонавтом должна была стать простая русская девушка, работница. Тогда бы ее полет продемонстрировал мировому

Из книги Чехов автора Соболев Юрий Васильевич

«Чайка» освистана «Чайка» была поставлена на сцене Александринского театра 17 октября 1896 года. Ее взяла для бенефиса актриса Левкеева. Это была очень хорошая исполнительница бытовых комических ролей, очень смешная на сцене и имевшая определенный круг «своей» публики -

Из книги Антон Павлович Чехов автора Ермилов Владимир Владимирович

«Чайка» В 1895 году Антон Павлович начал работать над «Чайкой». В октябре 1896 года пьеса была поставлена на сцене петербургского Александрийского театра. Все то, что Чехов писал для театра до «Чайки», было, конечно, талантливо, интересно, но все же по своему значению уступало

Из книги Академик С.П. Королёв автора Асташенков Петр Тимофеевич

"Чайка"+"Ястреб" Обдумывая и анализируя итоги группового полета, Сергей Павлович давно уже готовил другой - совместный. В нем должна была принять участие первая женщина-космонавт. 14 июня 1963 года в 15 часов на "Востоке-5" взлетел Валерий Быковский. Еще до полета

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

Из книги ОбрАДно в СССР автора Троицкий Сергей Евгеньевич

ЧАЙКА-1 Я проснулся от диких воплей пионеров и оголтелых де­тей. Тихий час закончился - айда купатца. Краем глаза через кепку, я увидел несколько вожатых которые косились в нашу сторону и о чём то бубнили. Я прикинул, что они хотят вы­звать ментуру, поэтому опередил

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

Чайка "И на завтра не надейся".И все-таки верится и мечтается, и мечты останутся в вечной броне энергии. Здесь-то все изменится. От изображений самых прочных останутся осколки. Никто не представит себе, частью чего были неясные обломки. Но в высшем измерении все останется

Из книги Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков автора Ашукин Николай Сергеевич

«Чайка» в Александринском театре 1Веселые пьесы Антона Павловича не сходили со сцены и пользовались большим успехом и на частных сценах, в провинции, и на домашних спектаклях. Но первою серьезною пьесой его был «Иванов». «Иванова» ставили в первый раз на Александринской

Из книги Комиссаржевская автора Носова Валерия Васильевна

ЧАЙКА РУССКОГО ТЕАТРА Новый идол - школа - захватывал Комиссаржевскую все больше и глубже. Письма, телеграммы летели во все концы. Со специальными поручениями уехал в Петербург Дьяконов. В Тифлисе уже ждала обратная почта, которую Вера Федоровна жадно перечитывала,

Из книги Андрей Вознесенский автора Вирабов Игорь Николаевич

Чайка как плавки бога Сумасшедшая хроника 1968 года. Кривое зеркало времени осыпалось осколками. Соберем уцелевшее. Без этого не понять - что же происходило на самом деле в мире и в головах.16 марта 1968 года - 504 мирных жителя, в том числе 173 ребенка и 183 женщины сожжены

Из книги Океан времени автора Оцуп Николай Авдеевич

Чайка Пересекая падающим путь, Охотницы божественная форма Не опоздает в воздухе нырнуть За крохами взлетающего корма, И даже пальцы длинные толкнув, Из них добычу вырывает клюв. И долго продолжается игра, И что-то родственное ты у чайки Уже улавливаешь, как сестра. И

У одной из самых известных в мире пьес Антона Павловича Чехова «Чайка», ставшей классикой мировой драматургии, непростая судьба. Её премьера состоялась 120 лет назад на сцене Александринского театра и завершилась... полным провалом. АиФ.ru рассказывает, почему так получилось.

Несмешная комедия

«...Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви», — писал Чехов в 1885 году, приступая к созданию «Чайки». Классик вынашивал замысел «трагичнейшей комедии в русской комедиографии» долгие годы. Он уже давно хотел освободиться от штампов и пойти против «условий сцены», поэтому в его «Чайке», которая называлась комедией, смешного было не больше, чем в жизни.

К сожалению, далеко не все оказались способны рассмотреть новые драматургические приёмы в не сценичной, монотонной и скучной на первый взгляд пьесе. Одной из немногих, кто разгадал секрет автора, была актриса Вера Комиссаржевская : «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна... Чудесная актриса», — говорил драматург. Другие же артисты Александринского театра, которым суждено было первыми представить «Чайку» на суд зрителей, не поняли её масштаб, да и сам режиссёр Евтихий Карпов (которого Чехов всегда недолюбливал) не уделил постановке должного внимания.

Актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Фото: РИА Новости

Актриса Александринского театра Мария Читау , в день премьеры исполнявшая роль Маши, вспоминала: «За кулисами заранее уже говорили, что “Чайка” написана “совсем, совсем в новых тонах”, это интересовало будущих исполнителей и пугало, но не очень. На считку “Чайки” мы собрались в фойе артистов. Не было только автора. Без всякой пользы для уразумения “новых тонов” и даже без простого смысла доложил нам пьесу Корнев , а затем мы стали брать её на дом для чтения <...> Может быть, я ошибаюсь, и дело не в тексте и не в режиссерах, а в нашем плохом исполнении этой пьесы».

«Просто дичь»

Несмотря на то, что в премьерном спектакле были заняты лучшие артисты Петербурга: Антонина Дюжикова (Аркадина), Роман Аполлонский (Треплев), Владимир Давыдов (Сорин), Вера Комиссаржевская (Нина Заречная), Константин Варламов (Шамраев), Антонина Абаринова (Полина Андреевна), — провал «Чайки» на сцене Александринского театра оказался жестоким.

Александринский театр. Фото: РИА Новости / Анатолий Гаранин

Причины крылись не только в халатном отношении к постановке и невежественной чиновничьей публике, но и в случайных обстоятельствах. Задолго до премьеры зрителям стало известно, что популярнейшая в те времена комедийная актриса Елизавета Левкеева избрала «Чайку» для собственного бенефиса. Однако не все были осведомлены, что в чеховском тексте для неё просто-напросто не нашлось роли, а сама бенефициантка в этот вечер играла в водевиле «Счастливый день». Многие зрители «Чайки» на протяжении всего первого акта ожидали увидеть на сцене комическую актрису и вели себе так, будто перед ними играют развесёлую комедию.

Режиссёр постановки об этом вечере вспоминал с ужасом: «В первом же явлении, когда Маша предлагает Медведенко понюхать табаку <...> в зрительном зале раздался хохот <...> “Весело настроенную” публику было трудно остановить. Она придиралась ко всякому поводу, чтобы посмеяться <...> Нина — Комиссаржевская нервно, трепетно, как дебютантка, начинает свой монолог: “Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени...” Неудержимый смех публики... Комиссаржевская повышает голос, говорит проникновенно, искренно, сильно, нервно... Зал затихает. Напряженно слушают. Чувствуется, что артистка захватила публику. Но вопрос Аркадиной: “Серой пахнет. Это так нужно?..” снова вызывает гомерический хохот...».

С каждой актёрской репликой замешательство в зале лишь возрастало: зрители понимали, что Левкеева на сцене уже не появится, а перед ними разворачивается «странная» комедия, публика громко шепталась, обсуждая непонятную пьесу, возмущалась и даже свистела. Актёры видели, как зрители принимают пьесу, и были ошеломлены. Не спасла ситуацию даже «любимица» Чехова Комиссаржевская, которая в тот вечер играла, едва сдерживая рыдания.

«Что сделал им Чехов?»

Сам Чехов наблюдал за «провалом» «Чайки» из зала, потом ушёл за кулисы, и, не дождавшись окончания спектакля, сбежал из театра. Уже на следующий день неожиданно для всех писатель уехал из Петербурга в Мелихово. В те дни своими переживаниями Чехов делился с Владимиром Немировичем-Данченко : «Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти, и я — по законам физики — вылетел из Петербурга, как бомба».

Владимир Немирович-Данченко. Фото: РИА Новости / Шерлинг

Несмотря на то, что Чехов был готов к неуспеху (ещё во время репетиций он писал своей сестре, что всё кругом фальшиво, настроение у него неважное, а спектакль пройдёт хмуро), такого «грандиозного» провала писатель не ожидал. На другой день после премьеры все петербургские газеты сообщали о скандале: «Это не чайка, просто дичь» («Биржевые ведомости», 1896, 18 октября, № 288), «Пьеса провалилась... так, как редко проваливались пьесы вообще» («Сын отечества», 1896, 19 октября, № 283), «Такого головокружительного провала, такого ошеломляющего фиаско, вероятно, за все время службы бедной бенефициантки не испытывала ни одна пьеса» («Новости и Биржевая газета», 1896, 18 октября, № 288), «“Чайка” погибла. Её убило единогласное шиканье всей публики. Точно миллионы пчёл, ос, шмелей наполнили воздух зрительного зала. Так сильно, ядовито было шиканье» («Петербургский листок», 18 октября, № 288).

Больше всего Чехова удручала не судьба пьесы, а злорадство окружающих. В один миг классик понял, что рядом с ним не друзья, а лицемеры: «17-го октября не имела успеха не пьеса, а моя личность. Меня ещё во время первого акта поразило одно обстоятельство, а именно: — те, с кем до 17-го окт. дружески и приятельски откровенничал, беспечно обедал, за кого ломал копья... все эти имели странное выражение, ужасно странное... Одним словом, произошло то, что дало повод Лейкину выразить в письме соболезнование, что у меня так мало друзей, а “Неделе” вопрошать: “что сделал им Чехов”...».

Второе прочтение

После оглушительного провала Чехов зарёкся больше никогда не писать для сцены: «Если я проживу ещё семьсот лет, — говорил он, — то и тогда не дам на театр ни одной пьесы. Будет! В этой области мне неудача». О новой постановке «Чайки» и речи быть не могло, однако Немирович-Данченко буквально умолял автора разрешить ему показать драму на сцене МХАТа. Он говорил, что «Чайка» — единственная современная пьеса, захватывающая его как режиссёра, а Чехов — «единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром».

Сцена из спектакля по пьесе А.П. Чехова «Чайка», поставленном в Московском Художественном театре. В роли Аркадиной - Ольга Книппер, в роли Тригорина - Константин Станиславский. Фото: РИА Новости

После долгих уговоров Чехов дал добро, и 17 декабря 1898 года на сцене МХАТа состоялась вторая премьера «Чайки». На этот раз среди исполнителей были Ольга Книппер (Аркадина), Константин Станиславский (Тригорин), Всеволод Мейерхольд (Треплев), Мария Роксанова (Нина Заречная), а над постановкой работали сам Немирович-Данченко и Станиславский .

Взволнованная сестра Чехова Мария Павловна до последнего умоляла режиссёров об отмене спектакля — она хорошо знала, насколько сильно подорвала здоровье писателя прошлая неудача «Чайки». Многие с ней соглашались, что очередной неуспех спектакля мог оказаться гибельным уже для самого автора.

Сцена из спектакля по пьесе А. П. Чехова «Чайка» в постановке К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Фото: РИА Новости / Вячеслав Рунов

Однако на этот раз пьеса имела чрезвычайный успех. Станиславский вспоминал о московской премьере так: «Как мы играли — не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рёв, треск, бешеные аплодисменты. Занавес пошёл... раздвинулся... опять задвинулся, а мы стояли как обалделые. Потом снова рёв... и снова занавес... Мы все стояли неподвижно, не соображая, что нам надо раскланиваться. Наконец, мы почувствовали успех, и неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь».

Антон Чехов читает «Чайку» группе актеров и режиссеров Московского Художественного театра. Фото: РИА Новости / А. Александров

На этот раз Чехова не было в зале, но сразу после триумфальной премьеры ему была послана подробная телеграмма. А сам автор позже отблагодарил Немировича-Данченко. Он подарил ему медальон с надписью: «Ты дал моей “Чайке” жизнь. Спасибо!».

Честно, не хотел сюда писать. Не было ни одного желания, но два человека настояли, попросили сказать тут, что я образно поведал им.
Кратко.

начну с конца.

Я ушёл в антракте. Ушёл и очень ждал, когда же он наконец случится... случился достаточно поздно - около 21 вечера.

Перед входом на основную сцену(без чего-то 19 часов), пожилая женщина раздавала билеты, приговаривая "не отказывайтесь, Аншлаг на Волге", на что я прошёл мимо, отшутившись, что "около МХТ она не найдёт желающих". Ха, я ошибся оказывается. Желающие были, их было много. Аншлаг с Волги переехал на основную сцену.

ниЧайку давали. Давали пошло, грубо, безынтересно. Публика напротив, принимала достаточно живо и громко (громко точнее это относится к восприятию происходящего Мариной Григорьевной Голуб. Было правда громко, по-рыночному.)

Извините, и всё таки я скажу, не могу убрать следующий абзац.

Олег Павлович удивительный руководитель, превосходный менеджер и "директор супермаркета" (его же цитата), но пожааалуйста, не надо на сцену! Не наааадо! Оставайтесь пожалуйста добрым прекрасным Табаковым-организатором, не надо Табаковым-актёром. Уже не надо. Честно.

К сожалению, аналогичные слова к Марине Зудиной - только тут уже просто - не надо, без руководителя и т.д.

Спектакль случился очень бытовым, крайне и сверх меры идущим на поводу у зрителя, у масс. Не к классику подтягивали и возвышали планочку, а опустили до коленок и хрюкали от удовольствия, видя как зритель "берёт высоту". Но это всё таки была не высота, это было падение. В поисках "новых форм", унесло до пошлости, несуразности и примитивизма. И уже на фоне этой "чудо-формы" мелькал Антон Павлович, параллельным путём "давали Чайку", точнее звучали её мотивы. Звучали негромко, невыразительно, как бы врезаясь в новаторские и "передовые высоты" создателя (режиссёра), каким-то там Чеховым.

Константин Богомолов в своей работе решил больше внимания уделить именно форме, чем нежели содержанию. Точнее кренило всё время на "фишки", видимо домашние заготовки, которые терпели и жади своего часа, и каааааааак...

Так нелепо и нейтрально я ещё не слышал "Люди, львы, орлы и куропатки" настолько в вакуум, в никуда, что Заречная была сама по себе (девочка интересная, но это не Нина), пьеса сама по себе, актёр Табаков и валерьяновые капли - отдельно, Марина Зудина вообще неясно откуда и куда... но был хорош Константин Хабенский. Пардон, Зилов came back! Только без нерва, без эмоции. Некий "литературный мачо", но купающийся в своём превосходстве и умении централизовать внимание. Выставиться на показ. А это и неплохо. Почему нет? У него выходит. Один нюанс - это был не Тригорин. Неа.

Извините, не хотел сравнивать, но не могу не сказать только одного - Юрий Николаевич Бутусов, 2 месяца назад представил зрителю Чайку в формате 3D, которая пробирается сквозь сцену и вылезает за её пределы, дальше и глубже зрительного зала, прямо в зрителя, через сердце, через разум. Проникая и открывая Чехова, чувствуя его, точнее прочувствуя.
Константин же Богомолов представил ниЧайку плоскую, чёрно-белую и очень ограниченную. Хотел ли он переосмыслить Чехова? Влюбить и раскрыть Антон Павловича для зрителя вообще и современной молодёжи в частности?! Неа, не хотел. Хотел просто сделать "фирменный коктейль" (смешать одно с другим, добавить Юрку Шатунова, джинсы и много-много сигарет), однако попутал ингредиенты, замешав слишком много бытового, заезженного и не актуального. Разбавив концентрированного Чехова Шуфутинским и мизансценами из Аншлага на тему "Пьянству Бой".
Это - ниЧайка. ниЧехов. ниПонятно.

Я ушёл и не досмотрел до конца. Но мне всё стало ясно и понятно уже к середине первого акта. Всё стреляло, да не туда, не в меня, а наоборот, от.

Гинкас открыл для меня Чехова, заставил полюбить и понять. Бутусов прочувствовать. Константин Богомолов сделал тоже определённые успехи - собрал летом переаншлаг, пригласив людей на Табакова, Зудину и Хабенского. Заманушка.

ниЧайка найдёт своего зрителя. Фамилии сделают своё дело.
"Человек-оркестр" я думаю снимет Чайку, отдаст место ниЧайке. А мне будет жалко и очень обидно, что на главной драматической сцене страны будет так мало Чехова.
ни тебе Иванова...ни Чайки.

Но как сказал бы Владимир Владимировчи Познер - "Такие нынче Времена" :)

Смотрела в середине декабря, сейчас середина января, до сих пор противно. Уйти не смогла, не хотелось верить в эту пошлось грязь, казалось ну вот сейчас будет все достойно Чехова и тех артистов, которые это играют. Но нет, мерзость, так уж до конца!
Первый раз увидела современное прочтение классики в Венской опере, так опахабить "Евгения Онегина" думала могли только "проклятые" буржуи.Они правы, мы деградируем. В Чайке Нина - шлюха (поза гинекологического кресла на сцене, ну что еще добавить, если только развернуть девушку в зал), наркоманка влюблена в алкоголика (чудесное исполнение Хабенского).
Как только объяснить детям, что в театре им пьесу смотреть нельзя, а в школе изучать необходимо? Ув. режиссеры не умеете вести себя порядочно? Неужели это теперь образ жизни нашей богемы?

08.03.2014 «Чайка»

новая версия.
Оглушительно больно. Абсолютно чужие и отчужденные родственники и случайные гости, нелепо вынужденные терпеть друг друга.
Тригорин/Миркурбанов сегодня был породистый дорогой любовник практически кастрированный мужским безволием до тошноты. Почему не добавить самоиронии и капель яда от харизмы? Больше чем уверена Миркурбанов умеет голосом фонтанировать и будоражить зрителя. Отлично принимаю наличие дикой усталости, когда все эти текущие сучки заебали. Усталость от надуманной и непреувеличенной славы, вернее той фальшивой шелухи, образовавшаяся, когда, обухом бьет паскудное одиночество. Здесь еще уместно они все хотят его успешности, а не его настоящего.
Причем там везде линия, где женщины выступают инициатором отношений к мужчинам, которые от них дико устали, но у всех разные защиты от них отгородиться. Шикарно выстреливают Дорн и Полина Андреевна. Маша вдова при живых мужчинах.
Нина Заречная в исполнении Светланы Колпаковой – живая пионерка, жаждущая искупаться в славе и признании. Иногда может показать капризного ребенка. Глуповатую Офелию, но вовремя покинувшая Гамлета ради успешного и зрелого мужчины.
Треплев чеховская версия Гамлета, который победил инфантилизм суицидом, вернее бессознательно не выдержал отвержение матери, а на деле обнаружил убогость своего творчества. Как версия решил избежать участи Тригорина, который выживал отчасти за счет статуса дорого любовника.
Роза Хайруллина голосом беззащитного ребенка и внешностью андрогина наполняет чем-то нереально правдивым и честным Нину Заречную, которая у нее вывернута оголенной изнанкой наружу.

«Чайка» 27.03.2014 на сцене МХТ им. Чехова
Отдельной драмой идут поцелуи по принуждению. Маша демонстративно одарила Медведенко. Устроила показательное выступление для Константина Гавриловича.
Отчаянная и жаждущая взаимности Полина Андреевна будет мучиться от незавершенного поцелуя с Дорном. Грозной фурией гоняла молоденьких девочек от Евгения Сергеевича, попутно отнимая букет цветов, как у ребенка конфетку.
Нина позволяет Треплеву проявление нежностей, но ее больше волнует предстоящее выступление и понравится ли оно Тригорину. Играть в пьесе Треплева домашняя самодеятельность шаг к мечте на театральную сцену. В первом действии Заречная провинциальная школьница, знающая выгоду дружбы с мальчиком из артистической семьи.
В день театра в спектакле заметно солировал Тригорин. Первой ласточкой выслетела «рука, живущая своей жизнью» на коленке Заречной. Контрольное сближение, когда губы Нины блуждают где-то между ухом и шей Тригорина. Здесь важно заметить Борис Алексеевич пил молодость из девушки именно в лице знаменитого писателя исключительно в профессиональных целях.
Чайка же трофей Тригорина. Вполне допустима версия, когда одновременно он "погубил" Нину и Треплева. Непринужденно от скуки. Высосал из них жизнь и приказал набить чучело. В спектакле 27-го марта был эпизод, когда Тригорин и Аркадина ведут беседу, напоминающую по градусу холодности разговор партнеров по убыточному бизнесу. В их взаимодействии прослушивается подкрепление ее убежденности в личной заслуги удержания при себе известного писателя. Тригорин зеркально отражает, позволяя Аркадиной играть роль его любовницы, ее же методами. Заметно опрокидывание, как он признается в безволии, подчеркивая фальшь момента возвратом к исходной безысходности. На лице Ирина Николаевы мгновенно запечатлелся ужас осознания бегства в одиночестве по кругу опоздавших на поезд.
«Западня безысходности хождения по кругу»
Тригорин отвечает за Машу на свой же вопрос «о семейном счастье», где молчаливый укор унылая иллюстрация в лице Медведенко. Голословные надежды «вот-вот моему Семену дадут перевод» пассивное бегство, начатое в браке с нелюбимым человеком. Маша отчасти повторяет сценарий жизни своей матери, тем как она не скрывает свою любовь к другому мужчине, который фактически ее отвергает. Полина Андреевна советует дочери идти по ее стопам, когда обращается к Треплеву, чтобы тот был «поласковей» с ее дочерью.
Разный Треплев и практически незаметный проходной персонаж, зашедший с улицы. Рядом с Ниной Треплев липкий девственник неудачник, которого заменили выгодной партией. Школьник вынужденный выступать перед классом со скучным докладом, в сцене ответа на вопрос о судьбе Заречной.
Вернувшаяся Нина «сильно изменилось за лето» перетягивает внимание на себя, тогда ее словами почти заглушают слова Треплева. С виду беззащитная женщина заполняет собой пространство и заглушает другие звуки. Верит в свою правду. Находит силы честно себе и перед Треплевым признаться пусть в неприглядной правде.
Константин Гаврилович скрылся в шкафу, как провинившийся мальчик. Пристыженный он опасается, что мать увидит вовсе не слабую и неприглядную актрису Заречную, а скорее в очередной раз он удостоверится насколько сын чужой для матери. Треплев застрелился практически в присутствии других обитателей дома. Константин Гаврилович претендует на роль скелета в шкафу в то время как чучело чайки пылится в серванте.

Я так редко пишу про спектакли, только если очень хочется. Последний раз очень хотелось пару лет назад после Гитисовского "Мамонта"

В общем Богомоловская Чайка. Какой умный, талантливый, жестокий и злой спектакль.

Мне очень понравилось

У богомолова такой невероятно смелый "кастинг"- все играют себя. "Медийные лица"- знаменитостей, Янин дебют- совпадает с дебютом Заречной. Табаков- устал от профессии, всё уже было и поэтому он спокоен и то ли философичен, то ли циничен. Кстати, тоже не маловажное совпадение- Дорн единственный подбадривает и поддерживает и подхваливает молодых (Треплева и Нину), точно так же как Табаков, один из немногих, кто думает о смене поколений и дает молодым работать, хотя ни в жизни, ни в спектакле это не решает проблему в корне. А спектакль Константин поставил, что для меня совершенно очевидно, о том, что "часовым пологается смена" и если Треплеву не давать реализовываться и печатать только его детские рассказы(гениальная придумка с книжкой-распашонкой:) Точно так же, как молодые режиссеры годами почему то должны ставить детские утренники, пока им доверят сделать что-то серьезное... Почему так?!Так вот, если система не предусматривает развитие молодых и начинающих, то Треплев застрелится а Нина сопьется и съе.... так далее (я имею ввиду сцену на столе:) В то время как, "занявшие олимп" будут слушать Шуфутинского (вообще гениальная сцена в подмосковном пансионате на корпоративке, уровень культуры такой узнаваемый! сразу думаешь, вот кто голосовал за "единую россию" . Простите, не будем про политику!