Педразвитие. Скорее выходите, пойдем гулять»

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края

Проект

«Мои первые сказки»

в 1 младшей группе

Составили:

Воспитатели: Самсонова С.А.

Шанина Е.Я.

2017 г.

Алейск

Название проекта: «Мои первые сказки» в 1 младшей группе

Актуальность проекта:

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.

В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения, не чувствуют красоту литературной речи. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности. У дошкольников недостаточные знания о сказках.

Необходимо знакомить детей с русскими народными сказками, так как именно сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности вполне отвечают природе маленького ребенка, близки его мышлению.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Цель проекта :

Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.

Задачи проекта :

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

3. Обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

4. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.

5. Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Участники проекта : дети 1 младшей группы МБДОУ «Детский сад № 10» г. Алейска, воспитатели, родители.

Разработчики проекта : воспитатели Самсонова С.А. Шанина Е.Я.

Продолжительность проекта : апрель (1 неделя) (краткосрочный)

Вид проекта: познавательно-речевой.

Материалы: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра, пластилин, карандаши.

Формы проведения: познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, совместная деятельность.

Методическое обеспечение :

Создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры) ;

Создание тематических выставок.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

Определение темы проекта.

Работа и подбор методической литературы

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

Папка-передвижка

2 этап - Основной

1. Беседа «Мои любимые сказки », « Как вылечить книжку?».

2. Чтение РНС «Колобок» , «Теремок» , «Курочка Ряба» , «Репка» .

Рассматривание иллюстраций. Аудиопрослушивание сказок. Просмотр мультфильмов.

3. Показ кукольного театра: сказок «Колобок» , «Репка» , «Курочка Ряба» , «Теремок» .

4. Рисование : «Колобок»

Цель: Развитие творческих способностей детей.

5. Лепка «Для дедушки для бабушки я спеку оладушки » (пластилин)

Цель: вспомнить с детьми сказки которые начинаются «Жили-были дед и баба…» , развивать доброжелательность, уважение к старшим.

6. Оформление книжной выставки « Моя любимая книга » .

7. Акция «Поможем книгам» . Учить детей «лечить» книги с помощью воспитателя. Развивать бережное отношение к книгам.

9. Дидактические игры: «Собери сказку из частей» , «Из какой сказки?» .

«Угадай сказку»

Цель: Закрепить знания детей о сказках. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам.

Работа с родителями


3 этап – Заключительный

Презентация проекта «Мои первые сказки» . Фотоотчет.

Ожидаемые результаты:

Дети получили дополнительные знания о русских народных сказках.

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Речь детей стала более, связной, выразительной;

Дети познакомились с такими понятиями как добро, зло, честность и справедливость.

Дети могут пересказывать короткие сказки или отрывок из неё с помощью воспитателя

Перечень используемой литературы:

1. Интернет-ресурсы:

2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.

3. Художественное творчеств: комплексные занятия. Первая младшая группа / О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.

4. Развитие речи в детском саду В.В. Гербова. Издательство Мозаика - Синтез Москва, 2015.

5. Книга для чтения в детском саду и дома. Москва ОНИКС – 2011.

Приложение 1

Анкета для родителей

Цель: понять, насколько дети знакомыми со сказками, на что сделать упор в работе.

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

_________________________________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

_______________________________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

_________________________________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?

_________________________________________________________________________________

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

_________________________________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

______________________________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

________________________________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)?

________________________________________________________________________________

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

_________________________________________________________________________________

Создано 01.12.2014 16:32 Обновлено 16.02.2017 10:19

  • «Лиса и медведь» (мордовская);
  • «Война грибов с ягодами» - В. Даль;
  • «Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен;
  • «Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен;
  • «Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой;
  • «Кот на велосипеде» - С. Черный;
  • «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин;
  • «Конек – горбунок» - П. Ершов;
  • «Спящая царевна» - В. Жуковский;
  • «Господин Ау» - Х. Мякеля;
  • «Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен;
  • «Всяк по-своему» - Г. Скребицкий;
  • «Лягушка – путешественница» - В. Гаршин;
  • «Денискины рассказы» - В. Драгунский;
  • «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин;
  • «Мороз Иванович» - В. Одоевский;
  • «Госпожа Метелица» - Бр. Гримм;
  • «Сказка о потерянном времени» - Е. Шварц;
  • «Золотой ключик» - А.Н. Толстой;
  • «Гарантийные человечки» - Э. Успенский;
  • «Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский;
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин;
  • «Слоненок» - Р. Киплинг;
  • «Аленький цветочек» - К. Аксаков;
  • «Цветик – семицветик» - В. Катаев;
  • «Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский.

Старшая группа (5-6 лет)

  • «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);
  • «Царевна – лягушка» (обр. Булатова);
  • «Хлебный колос» - А. Ремизов;
  • «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;
  • «Финист – ясный сокол» - р.н.сказка;
  • «Случай с Евсейкой» - М. Горький;
  • «Двенадцать месяцев» (пер. С.Маршака);
  • «Серебрянное копытце» - П.Бажов;
  • «Доктор Айболит» - К. Чуковский;
  • «Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов;
  • «Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро;
  • «Доверчивый ежик» - С. Козлов;
  • «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Царевна – льдинка» - Л. Чарская;
  • «Дюймовочка» - Х. Андерсен;
  • «Цветик – семисветик» - В. Катаев;
  • «Тайна третьей планеты» - К. Булычев;
  • «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;
  • «Собачкины огорчения» - Б.Захадер;
  • «Сказка про трех пиратов» - А. Митяев.

Средняя группа (4-5 лет)

  • «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» - А. Введенский;
  • «Бодливая корова» - К. Ушинский;
  • «Журка» - М. Пришвин;
  • «Три поросенка» (перевод С. Маршака);
  • «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
  • «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
  • «Лиса и козел» (обр. О. Капицы;
  • «Про Иванушку – дурачка» - М. Горький;
  • «Телефон» - К. Чуковский;
  • «Зимняя сказка» - С. Козлова;
  • «Федорино горе» - К. Чуковский;
  • «Бременские музыканты» - братья Гримм;
  • «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен);
  • «Колобок – колючий бок» - В. Бианки;
  • «Кто сказал «Мяу!»?» - В. Сутеев;
  • «Сказка о невоспитанном мышонке».

II младшая группа (3-4 года)

  • «Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого);
  • «Бычок – черный бочок, белое копытце» (обр. М.Булатова);
  • «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой);
  • «У солнышка в гостях» (словацкая сказка);
  • «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка);
  • «Цыпленок» – К. Чуковский;
  • «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка;
  • «Руковичка» (украинская, обр. Н. Благина);
  • «Петушок и бобовое зернышко» - (обр. О. Капицы);
  • «Три брата» - (хакасская, пер. В. Гурова);
  • «Про цыпленка, солнце и медвежонка» - К. Чуковский;
  • «сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - С. Козлов;
  • «Теремок» (обр. Е. Чарушина);
  • «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля);
  • «Хитрая лиса» (корякская, пер. Г. Меновщикова);
  • «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);
  • «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова);
  • «Перчатки» - С. Маршак;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. Пушкин.
  • < Назад

Конспект НОД в 1 младшей группе «Сказка в гости к нам пришла»

Описание материала: Предлагаю вам конспект интегрированного занятия для детей младшей группы по теме: «Сказка в гости к нам пришла». Материал будет полезен воспитателям младших групп детских садов. В ходе занятия дети знакомятся с русской народной сказкой "Репка", закрепляют знания об овощах. В конце занятия появляется персонаж сказки.

Цели:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством сказкой.
2. Закреплять знание детей об овощах.
3. Развивать умение детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.
4. Воспитывать умение слушать внимательно, узнавать знакомое произведение, узнавать героев сказки.
5. Побуждать детей выражать удовольствие от встречи с литературным героем, радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания.
Оборудование: Письмо, корзинка с овощами, картинки сказочных героев на ковролине, сказочный персонаж «Мышка», 1/2 альбомного листа с изображением мышки, ватные палочки, краска гуашь жёлтого цвета, салфетки.
Ход занятия.
В. - Здравствуйте, дети! Посмотрите у нас гости, давайте их поприветствуем!
Д. - Здравствуйте!
В. - А теперь сядем на стульчики и поздороваются наши пальчики.
(Пальчиковая игра: «Здравствуйте».)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!

В. - Ребята вы сегодня такие красивые, нарядные. Покажем всем, какие вы весёлые?
«Солнышко проснулось и потянуло лучики. Поднимаем руки, они лучики - ласковые, добрые, нежные. Прикоснёмся осторожно ручками - лучиками друг к другу и улыбнёмся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее и радостнее»
(На доске висит письмо.)
В. - Ребята, посмотрите нам прислали письмо. А письмо нам прислала бабушка. Она просит нас помочь деду вытянуть овощ на огороде. Поможем им? А что за овощ мы сейчас с вами узнаем.
1 задание.
В. - Но для начала давайте вспомним, какие овощи мы знаем.
(В корзинке лежат овощи. Воспитатель показывает дети называют.)
2 задание.
В. - Ребята в этой корзинке лежит ещё один овощ, название которого мы сейчас узнаем отгадав загадку:
«Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок
Врос в землю крепко
Что же это?.......(Репка)

В. - Правильно, репку пытался вытянуть из земли дед.
В. - Молодцы ребята, вы так ловко справились с заданием. А сейчас давайте встанем и разомнём наши ручки и ножки.
(Физкульт минутка.)
«Мы сидим, как репка
Топаем ногами, как дед ка
Руки на пояс, как бабка
Заплетаем косы, как внучка
Ручками хлопаем, как жучка
Глазки умываем, как кошка
Хвостиком машем, как мышка.»

3 задание.
В. - Ребята сказочные герои перепутались помогите им занять своё место. Кто за кем тянул репку?
(Дети по очереди подходят и вешают героев на доску.)
«Замечательная репка
На грядке уселась крепко,
Тянет репку дед Иван -
Добрый сильный великан.


Помогает бабка Марья,


А за бабкой - внучка Дарья


Сарафан весёлой внучке
Ухватила крепко Жучка


А за Жучкой - кошка Мурка,


А за Муркой - мышка Шурка.


Хоть держалась крепко
Вытянута репка!»
В. - Ребята, кто последний пришёл на помощь?
Д. - Мышка.
В. - А, давайте позовём мышку?
(Все вместе):
«Мышка, мышка приходи,
Будут рады малыши.»

(Звучит музыка, выбегает мышка)
М. - Я мышка Шурка,
Серая шкурка.
По полю бежала
Зёрнышки искала.
А вы меня звали ребята?
Д. - Да!
В. - Конечно, звали! Нам нужна твоя помощь. Дело в том, что дед посадил на огороде репку. Репка выросла большая пребольшая. Пришло время урожай собирать. Уже все собрались одна ты осталась:
«Мышка, мышка не ленись
Со всеми вместе потрудись.»

М. - Потрудиться я бы рада,
А какая ждёт награда!?
4 задание.
В. - Ребята, скажите, а что мышка любит кушать?
Д. - Зёрнышки.
В. - Мышка ты любишь зёрнышки?
М. - Да.
В. - А, давайте сейчас для нашей мышки нарисуем зёрнышки.
(Дети рисуют зёрнышки ватными палочками, звучит музыка.)




В. - Молодцы ребята! Покажите мышки и гостям сколько много зёрнышек вы нарисовали!
М. - Спасибо! Я вам тоже приготовила свой сюрприз.
В. - Спасибо мышка, ...но тебе пора возвращаться в сказку:
«1,2,3 покрутись,
Мышка в сказке очутись.»

(Звучит музыка, мышка убегает.)
В. - Ребята, вот мы и помогли дедушке и его семье. А сейчас давайте скажем гостям «До свидание».
Д. - До свидание!

Задачи воспитания.

Охранять здоровье детей, забо-титься о дальнейшем развитии и закаливании организ-ма, уравновешенном активном поведении и положи-тельном эмоциональном состоянии.

Расширять ориентировку в окружающем, формиро-вать представления и первичные понятия о предметах, качествах и явлениях. Продолжать развитие речи и на-глядно-действенного мышления.

Совершенствовать движения. Развивать игровую дея-тельность детей. Расширять и укреплять их положитель-ные взаимоотношения друг с другом и со взрослыми. Воспитывать поведение детей в коллективе.

Совершенствовать элементарные навыки самообслу-живания, воспитывать культурно-гигиенические навыки, привлекать детей к элементарным трудовым действиям.

Воспитывать интерес и любовь к музыке, пению, сти-хам, рассказам.

Характеристика детей третьего года жизни.

При правильном воспитании на протяжении третьего года жизни в развитии и поведении ребенка происходят суще-ственные изменения. Продолжается несколько замедлен-ное по сравнению с предыдущими годами, но все же интенсивное нарастание веса (в среднем за год ребенок прибавляет в весе 2,8 кг) и увеличение роста (на 7—8 см).

Продолжается окостенение скелета и развитие функций всех органов, но вследствие их относительного несовершенства ребенок еще очень раним. Повышается предел работоспособности нервной системы: ребенок мо-жет бодрствовать непрерывно 6—6,5 часа, необходимое количество суточного сна уменьшается до 11,5—-12,5 ча-са (из них 2--2,5 часа днем); может заниматься одним и тем же делом до 15—25 минут.

У ребенка развивается умение сдерживать, тормозить свои желания и действия, но он еще не способен на длительное ожидание, не мо-жет долго сохранять одну и ту же позу, быстро утомляется от однообразных движений, легко возбуж-дается.

Вследствие улучшения качества движений и развития умения ими управлять ребенок становится более ловким и самостоятельным в еде, одевании, игре, занятиях.

Быстро развивается речь ребенка, что существенным образом меняет его поведение. Обогащается содержание речи. Расширяется словарь. Ребенок начинает пользо-ваться, хотя и не всегда правильно, всеми частями речи, употреблять распространенные и сложные предло-жения.

К трем годам все звуки, за исключением «р» и шипящих, дети произносят правильно, хотя в некоторых сочетаниях встречается замена одних звуков другими. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с другими детьми. Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость часто повторяю-щихся явлений, делает примитивные сравнения, умоза-ключения, обобщения наглядно-действенного характера.

В играх дети более самостоятельно воспроизводят действия окружающих людей. Возникают совместные игры. К концу третьего года жизни появляются начальные формы ролевой игры. Становится возможным обу-чение детей новым видам деятельности: манипулирова-ние карандашом переходит в попытки изобразительной деятельности, игра кубиками постепенно превращается в конструирование.

Во второй половине третьего года жиз-ни ребенок иногда, прежде чем действовать, заранее определяет словами содержание своих действий. «Я са-молет нарисую»; все чаще действует на основе прошло-го опыта, закрепленного в виде представлений, понятий.

Дети живо интересуются всем, что происходит вокруг них. Они следят за трудовыми действиями взрослых, явлениями природы, животными. При этом дети не до-вольствуются одним только восприятием окружающею, а требуют объяснения, задают вопросы: «Почему?», «За-чем?», «Когда?», «Где?» Они начинают сравнивать пред-меты, явления, хотя их впечатления еще поверхностны, отрывочны и неустойчивы.

Дети любят смотреть картинки, при этом много гово-рят, спрашивают. Они с интересом и вниманием слушают то, что им рассказывают взрослые.

Несмотря на значительно большую самостоятельность в играх, дети, предоставленные на длительное время са-мим себе, и на третьем году не могут найти занятие, вследствие чего становятся вялыми или, наоборот, слишком возбужденными.

В процессе деятельности и общения со взрослыми ребенок накапливает все больше знаний и представлений о ближайшем окружении, расширяется его опыт. Он ориентируется в групповой комнате, у себя дома и г. д. На основе опыта и под влиянием воспитательных воз-действий взрослых совершенствуется умение ребенка выполнять элементарные правила поведения; усложня-ются его взаимоотношения со взрослыми и детьми.

Дети оказывают помощь друг другу, проявляют инте-рес к деятельности товарищей. Более разнообразными становятся переживания ребенка, и возникают они по различным поводам. Много положительных эмоций испытывает ребенок при восприятии окружающего, при общении со взрослыми, в связи с результатами своей деятельности. Все больший эмоциональный отклик вызы-вает у него музыка, пение, художественное слово.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ГРУППЫ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

В группе устанавливается один общий режим, но игры-занятия, выход на прогулку, укладывание спать проводятся по подгруппам.

Режим составляется на круглые сутки. Первый утрен-ний завтрак дети должны получать не позже чем через 1—1,5 часа после пробуждения.

Ребенок третьего года по сравнению с ребенком вто-рого года жизни значительно быстрее ест, меньше време-ни тратит на умывание, одевание и другие процессы. Вследствие этого все больше времени заполняется игрой, занятиями.

Дети 2—3 лет, даже одетые в теплую одежду и обувь, могут довольно свободно двигаться по улице. Это позволяет удлинять время прогулки до 1,5 часа.

В холодное время года дети гуляют два раза в день. С наступлением теплых дней часть занятий переносится из помещения на площадку.

При ежедневном обливании в детском саду детям дома делают гигиеническую ванну один раз ь неделю, перед ночным сном. Если же обливание не производится, то детей купают два раза в неделю. Для здоровых детей обливание рекомендуется в течение всего года.

В течение летних месяцев детей вечером укладывают спать на 30—40 минут позднее, чем зимой. Соответ-ственно удлиняется дневной сон. Игра и все занятия организуются на площадке. Если на площадке есть участок, защищенный от солнца, пыли и шума, то сон и питание тоже организуются на воздухе. С наступле-нием жарких дней обливание проводится на площадке перед обедом, а перед ночным сном детей умывают и моют им ноги.

Питание, сон, туалет и прогулки необходимо органи-зовать так, чтобы обеспечить детям хороший аппетит, быстрое и спокойное засыпание, глубокий и достаточ-ный по длительности сон, гигиенический уход. Все это способствует активному поведению и бодрому настрое-нию малышей.

Необходимо следить за правильной позой детей за столом.

На третьем году следует возможно шире использо-вать одевание, умывание, кормление для развития речи, движений, ориентировки в окружающем и формирования организованного поведения.

Следует путем постоянных упражнений закреплять умения, приобретенные раньше, и развивать большую самостоятельность ребенка.

На третьем году жизни у ребенка должны быть вос-питаны такие умения и навыки: мыть руки перед едой, есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой; к трем годам — правильно держать ложку; поль-зоваться салфеткой; перед едой доставать ее, а после еды убирать; не выходить из-за стола, не окончив еды; не мешать во время еды другим детям; говорить «спаси-бо» после еды; самостоятельно мыть лицо и руки и вытирать их; самостоятельно снимать и надевать некото-рые предметы одежды и обувь, расстегивать и застеги-вать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок; знать порядок раздевания и одевания, аккуратно скла-дывать снятую одежду.

Нужно приучать детей пользоваться только индиви-дуальными предметами ухода: своим носовым платком, полотенцем, горшком; самому вытирать нос, замечать грязные руки, непорядок в одежде (спущенный чулок, оторванную пуговицу и т. п.).

Следует привлекать детей к выполнению различных поручений, например: помочь воспитательнице вынести на площадку игрушки, принести и убрать материал для занятий. У ребенка после 2,5 лет могут быть и неслож-ные обязанности, состоящие из ряда последовательных действий, например: помочь няне перед едой поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом. Самооб-служивание и выполнение поручений — это начальные формы трудового воспитания.

Воспитательница должна называть предметы и дей-ствия, с которыми ребенок сталкивается, объяснять их, определять свойства, назначение предметов.

Обслуживание детей надо организовать так, чтобы им не приходилось ожидать друг друга. Вымыв руки, ребе-нок начинает есть, не дожидаясь, пока другие сядут за стол; выходит из-за стола, как только поест. Дети одеваются и выходят на прогулку не все сразу: часть группы начинает одеваться в то время, как другие еще продолжают играть.

Одетые дети выходят с вос-питательницей на площадку, не ожидая, пока няня оде-нет остальных. Детей следует одевать тепло, но легко, чтобы одежда не стесняла их движений. Дети должны быть на воздухе как можно больше времени. На участ-ке создаются условия для обогащения детей разнооб-разными впечатлениями и для различных игр.

На площадке необходимы низкие скамейки или ди-ваны, на которых дети могут посидеть и отдохнуть.

Летом на площадке необходимо иметь пособия и игрушки для развития различных движений (шестигран-ник, гимнастическая лестница, обручи, мячи и т. п.), природный материал (песок, вода) и пособия для игр и настольных занятий. Зимой детям нужны лопатки, санки для катания с гор, санки для кукол и др.

Воспитательница на прогулке обеспечивает смену движений и игр, смену разных видов деятельности детей.

В повседневном общении с детьми воспитательница расширяет их кругозор и ориентировку в окружающем, способствует их сенсорному развитию, развитию движе-ний и речи. Она привлекает внимание детей к происхо-дящему вокруг, разговаривает с детьми по разнообраз-ным поводам: о том, например, куда ребенок вчера ходил с мамой, кто подарил ему лошадку, где Таня, почему ее нет в группе и т. п.; обращает их внимание на то, что красиво в природе, в окружающих предметах, в звуках.

Воспитательница должна поддерживать желание детей говорить. Словесное обращение ребенка она превращает по возможности в диалог, дает словесные поручения, всемерно поощряет общение ребенка со взрослыми и детьми. Она воспитывает у детей смелость, настойчи-вость, побуждает их проявлять усилия для достижения поставленной цели, поощряет удачные попытки действо-вать, оказывая помощь при затруднениях, которые дети сами преодолеть не могут.

Необходимо формировать у детей положительные социальные чувства, приучать к соблюдению простейших правил поведения в коллективе.

Ребенок должен охотно выполнять предложения вос-питательницы — идти есть, мыть руки; соблюдать поря-док, установленный в спальне: разговаривать тихо, спо-койно лежать в постели, не мешать другим.

Он должен здороваться, прощаться, словесно выра-жать свои желания спокойно, без крика.

Воспитательница своим примером и прямыми указа-ниями учит детей ласково разговаривать друг с дру-гом, побуждает к взаимопомощи (застегнуть пуговицу, подвинуть соседу тарелку с хлебом), к помощи младшим.

Следует как можно чаще общаться с каждым из детей не только для их развития и формирования пра-вильного поведения, но и для того, чтобы их порадовать, повеселить, спеть им песенку, рассказать стихотворение-шутку, прибаутку, приласкать.

ИГРА

Игра занимает в жизни детей третьего года боль-шое место. Наряду с сюжетными играми у них еще много игр без определенного сюжета; дети катают шарики, пускают волчки; они не просто перебирают мел-кие игрушки, но и раскладывают их по цвету, размеру, форме; дети в играх много ходят, бегают, лазают.

Дети на третьем году жизни могут непрерывно играть или заниматься чем-либо в течение 15—25 минут. Игра детей становится более длительной и сосредото-ченной. Хотя большое место еще занимает индивидуаль-ная игра, но дети уже начинают играть вдвоем и втро-ем, так как могут в какой-то мере координировать свои действия с другими.

Воспитательные задачи.

Обеспечить бодрое настрое-ние, активное поведение детей, совершенствовать движения и речь; вызывать радость и чувство удовлетворения; воспитывать положительные взаимоотношения детей между собой; разнообразить и усложнять игру; ребенка третьего года жизни надо учить рассказывать, во что, с кем он будет играть, как использует игрушки и т. д.; уточнять представления, развивать внимание, мышление, память; вызывать частое речевое общение детей со взро-слыми и друг с другом; воспитывать бережное отноше-ние к игрушкам и пособиям.

Организация игры.

Все свободное время должно пре-доставляться детям для активной самостоятельной дея-тельности. С этой целью необходимо дать в распоряже-ние детей разнообразные игрушки и пособия.

Воспитательница во время прогулки и в помещении должна привлекать внимание детей к действиям окру-жающих взрослых и старших детей, к жизни животных; она сама должна действовать на глазах детей — рисо-вать, строить, чинить игрушки и т. п., показывать инсце-нировки, рассказывать, показывать изображение раз-личных действий на картинках и т. п.

Дети на третьем году уже более самостоятельны в игре, но все же их игры однообразны, примитивны, если воспитатель не руководит ими. Он подсказывает новые игры, вызывает воспоминание и воспроизведение какого- либо действия, ранее виденного ребенком, своим вопро-сом направляет детей на усложнение начатой игры, побуждает и приучает их играть совместно, сам участ-вует в игре детей.

Предоставляя детям возможность выбора игры, вос-питательница в то же время должна способствовать раз-нообразию и смене деятельности детей в игре путем добавления или изъятия каких-либо игрушек или личными указаниями; переключает детей с одних движений на другие, чередует подвижные и спокойные занятия.

В утренние часы воспитательница занята приемом детей. Она заранее убирает сложные пособия (складные картинки, мозаика и др.), игра с которыми требует по-стоянного ее наблюдения. Не следует в это время давать и крупные машины. Утром дети, придя в групповую комнату, хорошо играют уже освоенными игрушками: строят из кубиков, возят в тележках кукол, рассматри-вают картинки и т. п.

В период от утреннего завтрака до занятия воспи-тательница не должна стимулировать те игры, которые совпадают с характером предстоящего занятия.

Непосредственно перед сном следует привлекать де-тей к спокойным играм различного типа.

Руководство играми детей ни в коем случае не долж-но подавлять их инициативы: оно заключается в живом, эмоциональном общении, с учетом развития детей, их интересов и индивидуальных особенностей.

Для поддержания у детей жизнерадостного, бодрого настроения, а также для развития положительных эмо-ций воспитатель организует игры-развлечения — игры «в прятки», «догонялки», показывает заводные веселые игрушки, теневой театр, диафильмы. Много удовольст-вия доставляют детям знакомые подвижные игры и пляски, веселые инсценировки кукольного театра. В этих играх воспитываются положительные эмоции. Слова воспитателя, движения должны увлекать, радо-вать детей.

Виды игр

Сюжетные игры. В сюжетных играх дети начинают отображать не только отдельные часто виденные ими действия (укладывание спать, кормление, переодевание и т. п.), но и более отдаленные от них явления окружаю-щей жизни, например работу шофера, парикмахера и многое другое. В игре появляется все больше деталей, например: кукле, прежде чем ее накормить, моют руки; когда кормят, подвязывают салфетку и т. п.

К концу третьего года жизни появляется ролевая игра, в которой дети начинают выполнять определен-ную роль. Они не просто укладывают или кормят куклу, а изображают мать, доктора, заранее говоря, какую роль берут на себя: «Я буду доктор» или «Я — мама, а это — моя дочка». Роли еще неустойчивы, и дети часто их меняют. Для развития ролевой игры желательно участие в ней старших детей.

Подвижные игры.

Дети третьего года жизни гораздо быстрее, чем дети до двух лет, осваивают содержание игры, становятся увереннее в движениях, меньше нуж-даются в непосредственной помощи взрослого. Они мо-гут в играх изображать птичек, зайчиков.

Постепенно расширяется тематика игр и их содер-жание, усложняются условия и правила игры. Напри-мер, дети с помощью взрослого образуют общий круг, исполняют по указанию воспитательницы ту или иную роль, отворачиваются, когда прячется их товарищ.

В играх даются более сложные виды согласования действий, например: плясать парами, взявшись за ру-ки, повернуться и бежать в противоположном направ-лении.

Подвижная игра повторяется 2—3 раза подряд.

Примерный перечень подвижных игр.

«Зайка беленький сидит», «Догони мяч», «Догоните меня», «Курочка-хохлаточка», «Мяч» и другие.

В подвижных играх нужна смена движений, переход от более спокойных к более оживленным движениям, чередование моментов, требующих напряжения и отды-ха. Но от детей этого возраста нельзя требовать быстро-го перехода от одного движения к другому.

Дидактические игры.

С детьми третьего года жизни нужно проводить игры, которые способствуют различе-нию и называнию цвета (красный, синий, зеленый, жел-тый); контрастных размеров (большой, маленький); форм (шарик, кубик, кирпичик); формированию пер-вичных числовых представлений (много, мало, один, два); развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, мелкой моторики; развитию подражатель-ности.

Эти задачи осуществляются в следующих дидактиче-ских играх:

Игры с разборными игрушками (матрешки, бочонки, шары, башенки с одноцветными кольцами и кольцами разных цветов).

Игры с разрезными картинками из 4—6 частей (с 2,5 лет).

Игры: «Ку-ка-ре-ку» (автор В. Федяевская), «Парные картинки», «Большие и маленькие», «Сделай, «то нуж-но», «Картинки со стихами» (автор Н. Эйгес) и другие, в которых перед ребенком ставится задача сравнить, подобрать картинки по определенному назначению (на-пример, к животным их детенышей); по тому или друго-му стихотворению найти предметы, о которых в них го-ворится, и т. п.

Игры на развитие слуха и ориентировки в окружаю-щем: «Послушаем и назовем, что слышно», «Скажи, что звучит?» (колокольчик, барабан, дудочка), «Узнай, кто говорит?», «Что я делаю?», «Сделай так же», «Скажи, что спрятали?», «Угадай, что в мешочке?».

По мере того как дети овладевают дидактическими играми под руководством воспитателя, они начинают ими пользоваться самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы дидактические пособия применялись по назначению.

Подвижные и дидактические игры проводятся как в специально выделенное для занятий время, так и в часы, отведенные для самостоятельной деятельности детей.

ЗАНЯТИЯ

На третьем году жизни самостоятельная деятель-ность ребенка по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается, но все же ребенок не может себя занять длительное время. Поэтому в каждый отрезок бодрство-вания проводится одно занятие и одна организованная игра. В холодное время года одно из них — в помеще-нии, другое — на площадке, летом занятия переносятся на площадку.

Занятия по развитию речи, с новым материалом, тре-бующим объяснений и помощи взрослого (разрезные картинки, новый конструктор и др.), гимнастика прово-дятся с небольшим числом детей (6—10).

Группа не делится на подгруппы на музыкальных занятиях, занятиях со строительным материалом, для просмотра кукольного театра или диафильма, инсце-нировки.

Во второй половине третьего года, когда дети уже овладели необходимыми движениями и усвоили правила пользования карандашом, глиной, рисование и лепка также проводятся со всеми детьми одновременно.

Занятия с новым материалом должны повторяться чаще, чтобы умения детей стали устойчивыми.

Длительность разных видов занятий и игр колеблется от 7 до 20 минут и зависит от характера занятий, разви-тия детей. Рассказывание, рисование могут длиться 7—10 минут, музыкальные занятия, лепка, занятия со строительным материалом продолжаются 20 минут.

Для занятий нужно в каждую подгруппу подбирать детей с более или менее одинаковым уровнем развития.

Развитие речи, расширение ориентировки в окружающем

Задачи.

Обеспечить дальнейшее развитие понимания речи окружающих, обогащать детей доступными им на-глядными образами, впечатлениями, приучать понимать устную речь без наглядного сопровождения, расширять активный словарь ребенка.

Учить правильно произносить звуки и слова. Учить говорить предложениями, передавать свои впечатления, отвечать на вопросы.

Развивать эмоциональную выразительность речи. Продолжать развивать умение слушать небольшой устный рассказ, короткое стихотворение.

Воспитывать умение самостоятельно рассматривать картинки, книги, говорить о них, аккуратно обращаться с книгой.

Для развития речи и ориентировки в окружающем проводятся следующие занятия:

Организованные наблюдения (например, посмотреть, как украшают здание к празднику, как убирают снег с площадки, как катаются на лыжах);

Целевые прогулки, например: на площадку к старшим детям, в лес за цветами и пр.;

Дидактические игры: «Посмотрим, что у нас есть», «Назовем, что видим», «Кому что нужно», лого и др. (см. специальный раздел);

Инсценировки несложных сюжетов с помощью игру-шек (например, как непослушный котенок обжег себе лапку; как у Наташи чуть птичка не улетела и г. п.);

Занятия по картинкам: рассматривание картинок, изображающих отдельные предметы и действия, неслож-ные сюжеты; рассматривание нескольких картинок, объ-единенных общим сюжетом. Для таких занятий можно использовать, например, книги: «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка», «Катя в яслях» 3. Александровой и др.;

Показ диафильмов с рассказом воспитателя; беседы о том, что дети видели на прогулке, какие дома есть игрушки, о предстоящем празднике, о том, что будем делать на прогулке, и т. д.;

Рассказывание сказок, чтение коротких рассказов, стихов, потешек, например: «Курочка-ряба» (народная), «Котик и козлик» В. Жуковского, «Жили у бабуси» (народная), «Воробушки» «Баю-баю», «Игрушки» И. Плакиды, «Мяч», «Зайка» А. Барто, «Праздник» Я. Тайц, народные потешки: «Ладушки», «Пальчик-мальчик», «Киска-киска»;

Рассказы воспитателя о том, что сами дета непосред-ственно не видели, но могут понять на основании своего прошлого опыта (например, как мальчик катался на санках, упал, ушиб ножку);

Используя впечатления от окружающего, разнооб-разную деятельность ребенка и специальные занятия, воспитательница должна способствовать накоплению у детей представлений и элементарных понятий о явле-ниях неживой природы (светит солнце, идет снег, сегодня холодно); о животных (кошка, собака, лошадь, корова и др.); о растительном мире (цветок дерево, .трава, лист, яблоко, морковь, клубника); о некоторых явле-ниях общественной жизни (сегодня праздник: на ули-це много народу, красные флаги, дети получают подарки); о труде взрослых (няня моет посуду, полива-ет цветы, шофер ездит на машине, доктор лечит детей и т. п.); о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода (на кровати спят, за столом едят, в чашку наливают молоко, в тарелку — суп).

Следует формировать у детей первичные представления о пространстве (близко, далеко, здесь, там), о времени (ут-ро, вечер, потом, сейчас, завтра, сегодня).

Дети должны научиться понимать элементарную связь явлений (идет дождь, на улице лужи; чашку уро-нили, она разбилась).

Речь детей при правильной воспитательной работе к трем годам достигает значительного уровня развития.

Ребенок хорошо понимает смысл речи взрослого о том, что его окружает, что связано с его опытом. С ним можно говорить о его прошлых впечатлениях, о том, что он будет делать, куда пойдет и т. д.

Ребенок с легкостью повторяет все, что слышит; запо-минает короткие стихи и песенки. Словарь достигает 1200—1300 слов, в него входят все части речи, кроме причастий и деепричастий. Ребенок употребляет много-словные фразы; в его речи начинают появляться при-даточные предложения (хотя грамматически предложе-ния продолжают еще оставаться неправильными). Он много говорит со взрослыми и детьми по различным по-водам, может по вопросам передать содержание прослу-шанной сказки или рассказа. Речь его эмоциональна и выразительна. Произношение в основном правильное, за исключением звуков р, л и шипящих.

Развитие движений

Задачи.

Способствовать дальнейшему совершенство-ванию ходьбы, бега, лазания, бросания.

Развивать умение по сигналу приостанавливать дви-жение, переходить от одного движения к другому, изме-нять темп движения.

Способствовать устранению лишних сопутствующих движений, формировать более экономные и ритмичные движения, воспитывать правильную осанку.

Развитие движений ребенка происходит в повседнев-ной жизни, играх (особенно подвижных), на прогулке. Кроме того, в соответствии с назначением врача еже-дневно проводится гимнастика по определенным ком-плексам

К трем годам дети умеют:

Ходить по прямой и наклонной ограниченной поверх-ности (по доске шириной 15—20 см, приподнятой от пола на 25—30 см), перешагивать через препятствия (напри-мер, через палку на высоте 25—30 см).

Подниматься и спускаться с лестницы, влезать и спу-скаться с гимнастической стенки высотой 1,5 м пристав-ным и чередующимся шагом;

Бросать мяч в вертикально расположенную цель, на-ходящуюся на уровне глаз ребенка на расстоянии 100— 125 см, бросать и ловить большой мяч на расстоянии 70—100 см;

Согласовывать свои движения с другими детьми (на-пример, ходить парами, в кругу), действовать одновре-менно рукой и ногой (например, топать ногой, хлопать при этом в ладоши);

Менять свои движения по темпу, направлению, харак-теру в зависимости от внешнего сигнала (например, переходить от быстрого бега к ходьбе);

Сдерживать, хотя и с некоторым напряжением, свои движения, дожидаться сигнала (например, не бежать, пока не скажут «раз, два, три», спокойно стоять и не брать флажок с пола, пока не произнесено последнее слово).

Рисование, лепка и занятия со строительным материалом

Задачи.

Вызывать интерес к рисованию, лепке, конст-руированию.

Учить пользоваться карандашом (держать его в пальцах правой руки не слишком близко к отточенному концу, проводить прямые, закругленные и зигзагообраз-ные линии, замыкать линию в округлую или угловатую форму), действовать с глиной (отрывать кусочки, мять, раскатывать), настольным строительным материалом и конструктором, состоящим из простейших элементов (па-лочки, колеса, стены и крыша домика).

Поощрять изобразительный характер рисунка, пост-ройки, лепки и повторение найденной ребенком изобра-зительной формы; уметь по показу воспроизвести эле-ментарные постройки.

Учить детей понимать изобразительный рисунок или постройку взрослого и других детей.

Приучать выполнять определенные правила: рисовать только на бумаге или на доске, не стучать карандашом; аккуратно пользоваться материалом, не мять бумагу; лепить за столом, не разбрасывать глину; по окончании занятия убирать материал; сидеть за столом в правиль-ной позе.

Воспитательница во время рисования, лепки или за-нятия со строительным материалом учит, как держать карандаш, показывает, как раскатать глину, как нарисо-вать, например, дорожку, что нужно сделать, чтобы по-стройка не падала. Иногда она сама рисует, строит, те- пит разнообразные предметы, легкие для воспроизведе-ния, например: лепит морковь, яблоко, рисует забор, мячик, строит дом, гараж, предлагая детям узнать, что она сделала.

При регулярном проведении занятий в течение года дети трех лет правильно пользуются карандашом, гли-ной, строительным материалом;

Охотно рисуют, лепят, строят и называют свои пост-ройки, рисунки по случайно возникшему сходству, а также рисунок, постройку, лепку воспитательницы;

Иногда заранее ставят цель и соответственно этому рисуют, лепят, хотя в процессе действия часто отходят от поставленной цели.

В рисунках, постройках и лепке появляется сходство, хотя и отдаленное, с называемыми предметами.

Музыкальное воспитание

Задачи.

Развивать умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать особенности ее звучания (гром-ко, тихо; высокие, низкие регистры); побуждать детей к подпеванию; развивать умение играть в сюжетно-музыкальные игры, связывать с музыкой общий характер движений; учить детей совместным движениям. Дети слушают мелодии знакомых песен с вступле-нием и аккомпанементом, исполняемые на инструменте (мирлитон, металлофон, фортепьяно), и фортепьянные пьесы, характеризующие образы сюжетных игр («Зай-ки и мишка», «Птицы и автомобиль» и т. п.); подпевают отдельные звуки и поют песни, легкие по мелодии и звуковому составу слов.

В сюжетных музыкальных играх дети исполняют роли, изображая в соответствии с музыкой различные действия (например, птички спят, порхают, а затем уле-тают) .

В упражнениях и плясках дети переходят от спокой-ных движений к более быстрым в зависимости от контра-стного звучания различных частей музыки; ходят и бега-ют парами, держась за одну руку, кружатся парами, держась за обе руки, с помощью взрослого образуют круг, идут к середине круга.

Музыкальные произведения для под-певай и я и пения: «Зайка», «Солнышко», русские народные песни; «Дождик», музыка Вл. Фере; «Птичка», музыка Т. Попатенко; «Елочка», музыка Е. Тиличеевой; «Кошка», музыка Ан. Александрова; «Корова», музыка М. Раухвергера.

Музыкальные произведения для слу-шания: «Лошадка», «Грибок», музыка М. Раухвергера; «Зима», музыка В. Карасевой; «Кошка», музыка В. Витлина; «Из-под дуба», «Ах, вы сени», русские на-родные мелодии; «Маленькая полька», музыка Д. Кабалевского.

Музыкальные произведения для сопро-вождения движений детей.

Для упражнений: «Ладушки», русская народ-ная мелодия; «Гопачок», «Стуколка», украинские народ-ные мелодии; «Марш», музыка Э. Парлова; «Марш и бег», музыка Ан. Александрова; «Ловкие ручки», музы-ка Е. Тиличеевой.

Для игры: «Зайки», музыка А. Гречанинова; «Мед-ведь», музыка В. Ребикова; «Праздничная прогулка», музыка Ан. Александрова; «Колыбельная», «Игра», му-зыка В. Витлина.

Для плясок: «Ой, на горе-то», «Заинька», русские народные мелодии; «Стуколка», украинская народная мелодия; «Юрочка», белорусская народная песня; «Гу-ляем и пляшем», музыка М. Раухвергера

Музыка и песня должны звучать не только на заня-тиях, но и во время самостоятельной деятельности детей.

ПРАЗДНИКИ

В дни всенародных праздников — 1 Мая, 7 Ноября для детей организуются праздничные утренники. Для детей этой группы устраивают также праздник елки и отмечают их перевод в следующую группу.