Вопросы православному священнику задать вопрос. Вопросы священнику

Здравствуйте. Как известно смерть вошла в жизнь путем первородного греха и сам сатана искусил Еву? Соломон говорит, что Завистью диавола вошла в мир смерть. Из писания видно, как Бог справедлив в наказании и справедливость эту трудно постичь, т.к. Бог совершенен во всех своих качествах. змей за то, что привёл смерть в мир, прахом будет питаться, Ева наказывается второй, за то, что поверила дьяволу и будет подчиняться мужу, за то что совратила его, в скорби рождать детей и семя её будет бороться со змеем, т.к. именно она вступила в договор с сатаной, поверив ему. За Адама проклята же вся земля. Везде в писании, мы можем увидеть как Бог справедлив, из этого мы можем хоть приблизительно понять как Он судит, конечно не забывая о Его милосердии и прочих качествах. Но мы можем посмотреть как уже судил Бог из писания. Так же известно, что Бог не меняется. От начала люди совратились и в результате гнев прибывал на них. Человечество нуждалось в искуплении, которое принёс сам Бог и примирился с нами. Гнев и закон прошли и вместо них пришла милость. Как известно Бог Царь на небе вверху и на земле внизу, но почему в Евангелии сатана говорит, что власть над земным царством дана ему? Не потому ли, что Ева и Адам совратились, поверив Дьяволу в Раю? Бог сказал не есть от древа познания добра и зла, но люди поверили змею, а не Богу. Разве это не грех? Бог их владыка, а они поверив сатане отказались и от подчинения Ему, т.к. им дана свобода воли. Слова Того Кто все знает и кто так благ и милосерд они отвергли, но приняли слова другого, кто как и сказано отец лжи и человекоубийца от начала. И кто знает какой это грех в глазах Бога. Ни сделало ли это их рабами дьявола? Истуканы ненавистны Господу, какая участь идолопоклоников мы знаем. Не случайно названы они бесами, не случайно поклонялись им как богам. И почему Иисус Христос говорит именно о вере в Него и как она важна? Почему просит, если они не верят, верить делам Его. Теперь мы знаем, что Он пришёл разрушить власть дьявола над людьми и искупить человечество от греха. Верой в Него мы разрушаем грехопадение, которое началось с отпадения от Бога к Дьяволу. Разрушаем власть змея. Не случайно он пришёл как человек и не поверили Ему, тогда как в начале также не поверили Богу, но поверили Дьяволу. Может поэтому он пришёл как Сын Человеческий, для того, чтобы не узнали Его, как сатана пришёл в облике змея и не знали кто он. Но, что бы люди всех поколений избрали Христа и верили в Него по добрым делам Его и добрым заповедям Его. Тогда как сатана в образе змея злыми устами совратил первых людей. И так вера вторая во Христа снимает веру первую, когда поверили дьяволу. Следовательно если человек поверит в Христа победит Дьявола. Христос исполнил закон, как сказано не было в Нем греха и как поется на пасху, смертью он смерть попрал. И смотря на это все, можно вспомнить слова закона, око за око зуб за зуб. Господь ясно говорит-кто не со Мной тот против Меня, и много подобного. Грех разделил человека с Богом, в результате чего он стал господствовать, но ведь причиной был сатана и в результате он стал родоначальником греха. Как Господь Царь правды, так дьявол царь греха. Потому я думаю, что во главе угла после грехопадения стал сатана, но Христос забрал Царство, которое от начала принадлежит Ему. И только верой в него можно вернуться к Богу. Я понимаю, что возможно я мыслю плотско. Скажите, а как вы думаете, почему сатане дана была власть? Сказано также, что всякая власть дана Христу на небе и на земле. Т.е. даже над неверующими или она только над церковью?

Здравствуйте, батюшка! Молитвы причастные можно слушать на православных каналах или обязательно читать самой? Спасибо

Здравствуйте. Слушать молитвы можно, но если есть возможность, лучше трудиться самому.

Здравстауйте, батюшка! Не можем покрестить мальчика. Нет у на крестного. Без него крестить нельзя. Значит не водить ребенка в церковь и не приучать к христианству... это нормально... такая ж ситуация у соседей. Никто покрестить не может. Какое-то разочарование у меня к церкви наступает

Здравствуйте. С таким вопросом лучше обратиться в храм, в который вы ходите или находится рядом и рассказать о своей проблеме священнику. Я не думаю, что батюшка не предложит вам решение вашей проблемы, которое устраивало бы всех. Помощи Божией.

Здравствуйте, считается ли грехом рожать ребенка в браке от пожилого мужа? (60-70 лет). Спасибо.

Здравствуйте. Если вы живете в законном браке, пожалуйста, рожайте.

Здравствуйте. У меня недавно умер папа. 5 февраля было 9 дней как его нет. Я хотела спросить у вас можно себя занять вязанием или это грех?

Здравствуйте. Пожалуйста, можете заниматься вязанием, это не является грехом.

Мысли как река постоянно протекают по моему сознанию. Они возникают из подсознания сами по себе и почему также бесследно исчезают. Мозг, пока живой работает без остановки, также как сердце, дыхание и все остальное в человеческом организме. Целая вселенная, со своими правилами и законами.
Река мыслей, которые посещают меня,порой очень даже не приятные. Осуждение, зависть, злоба, даже агрессия. Я этого не хочу, все мое сознание противится этому, но подсознание подсовывает эту гадость постоянно. Результат - нет друзей, сложные отношения с мужем и взрослыми детьми.
Я даже умудрилась осудить своего духовного наставника и перестала посещать Храм Божий.
От этого ситуация стала еще более грустной.
Мысленно я все понимаю, что то, плохое, которое я приписываю людям находится у МЕНЯ в голове (или в сердце) и это результат моего умозаключения. Если человек с помощью самовнушения может изменить свой внутренний мир, свое сознание и подсознание, то, как это сделать, не прибегая к посторонней помощи???
Я не хочу никого допускать в мой внутренний мир, вероятно по этой причине, произошел тот раскол между мной и о. Сергием. Духовные люди говорят, что после исповеди у них наступает период очищения, легкости и любви. У меня же все полностью противоположно: ощущение, после исповеди, что я вся в грязи и что самое страшное, произошло отторжение от церкви.
Я шла на исповедь с духовной проблемой. Меня волнует отсутствие в моей душе любви, смирения, терпения. А в итоге, духовника больше интересовали мои телесные грехи сексуального направления. Противно и гадко. Вероятно, он испытывает наслаждения от таких речей. Вот опять я осуждаю. Я могу промолчать, но Я ЖЕ ТАК ДУМАЮ.
Последняя надежда на духовное исцеление потеряна.

Во-первых, помиритесь со своим духовником и попросите у него прощения, расказав о своих мыслях. Потому что с такими вопросами нужно обращаться к священнику и общаться вживую.

Здраствуйте. У нас такая ситуация: батюшка при освещении 3-х этажного дома наклеил изображение креста лишь только на 1 этаже в гостиной, комнате, в коридоре и в ванне. И больше нигде.... разве это правильно??? Я слышала, что нужно их наклеивать в каждой комнате и что теперь делать если это так??

Здравствуйте, батюшка сделал все правильно. Крестики наклеиваются в виде креста. В семинарии есть предмет, на котором изучают чинопоследование треб, поэтому не нужно слушать "знающих", все и вся людей, не имеющих богословского образования.

Пришла я к Богу, как наверное и многие, по нужде... Родители покрестили меня еще в младенчестве, бабушка все детство рассказывала о Боге, купила мне детскую Библию с картинками и тем самым приучала меня. Я иногда ходила в церковь, ставила свечи за здравие и упокой, молилась пред иконами как могла, чаще своими словами. В этом и заключалась вся моя вера. Сейчас мне 28 лет, 7 лет я нахожусь в браке, 7 лет мы мечтаем стать родителями, но увы...никак не получается. В очередной (редкий) раз пришла в храм. Я стояла перед иконой Божьей Матери Скоропослуницы, просила и плакала. Ко мне подошла женщина, которая служит в этом храме и сказала, что мне нужно обратиться к батюшке, мол он поможет. Батюшка поговорил со мной, где-то даже успокоил и сказал, что мне нужно освятить жилье и придти на исповедь. Я так и сделала, и с этого момента, я очень заинтересовалась всем этим. Я приобрела иконы для дома, Псалтирь с параллельным переводом, чтобы лучше понимать смысл написанного, Ветхий и Новый Завет. Понемногу и по возможности читаю и знакомлюсь. Приобрела молитвослов, для вечерних и утренних молитв, а также акафисты. Но вот в данный момент я нахожусь в полнейшем замешательстве... Я уже столько времени прошу у Господа ребенка, но ничего не меняется - значит на то воля Бога, а я все продолжаю просить... И зачастую в молитве плачу, а ведь если плачу - значит жалею себя (скорее жалею о том, что у меня ребенка не будет, что я не смогу с ним играть, учить его чему-то, пойти с ним в первый класс, секции...мне некому дарить себя в жизни, именно свою материнскую часть, да и в старости кто мне будет опорой?!!), а если жалею себя - значит не согласна с волей Божьей. Получается замкнутый круг? Я его прошу, он не дает, а я все настаиваю, тем что прошу в молитвах. Однажды в голову пришла картинка: маленький ребенок просит что-то у отца, а отец не со злом, скорее с заботой о ребенке, отказывает ему в просьбе, а ребенок все продолжает просить, плачет и просит. Наверное и я так со стороны выгляжу... Я совсем запуталась... Знаю, что вымолить что-то или кого-то нельзя. Но все равно, пусть украдкой, пусть не словами, но сердцем прошу Бога о ребенке. Как мне быть? Не являются ли мои просьбы в молитве выражением несогласия с волей Божьей? Может мне стоит проявить смирение и никогда больше даже не думать об этом? Но я не смогу... Когда я думаю о ребенке я плачу, мне становится очень горько и страшно, но не является ли это унынием и роптанием на свою жизнь? Подскажите, пожалуйста, как быть?
Думаю подобная тема заинтересует многих, ведь у каждого из нас в глубине души есть заветное желание, о котором мы просим у Бога. Но не всегда получаем ответ на наши молитвы в виде исполнения нашего желания, так как же нам к этому относиться? Продолжать просить и молить, в надежде на то, что однажды Бог даст нам просимое. Или все таки стоит смириться с тем, что раз Бог этого не дал, то уже и не даст, и всю оставшуюся жизнь сдерживать в жестких рамках свой порыв попросить желаемое.
Простите, пожалуйста, что расписала длинно и сумбурно, думаю основную мысль я все-таки донесла. Заранее благодарю Вас.

"Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает..." (Мф.7:7,8). Нельзя допускать таких мыслей, потому что Господь, как чадолюбивый Отец, подает все необходимое для спасения души, а не исполняя страстные порывы души. Успокойтесь и смиритеся под крепкую руку Божию. И в свое время Господь подаст вам просимое. Вам всего 28 лет. Помоги вам Господь.

Здравствуйте. Нравится вышивать бисером нитками, пейзаж, иконы, но плохо знаю когда можно, а когда нельзя и какую молитву в начале и в конце работы читать? Заранее спасибо за ответ!

Здравствуйте. В церкви, чтобы что-то сделать нужно брать благословение священника или архииерея. Для написания икон или их вышивания то же самое. Благочестивые иконописцы перед работой постились и читали акафист тому, чей образ собирались изображать.

Здравствуйте. Меня беспокоит такой вопрос: когда мы ссоримся с мужем, я начинаю мечтать о другом мужчине, представлять, как моя жизнь сложилась бы с другим, посещают эротические фантазии. Брак венчанный. Как этот грех правильно называется? Как его назвать на исповеди? Прелюбодеяние? Так это вроде физическая измена, а ее не было и не будет. Спасибо за ответ.

Здравствуйте. Этот грех называется прелюбодеяние. "Всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем" (Мф.5:28).

Здравствуйте! Это бред но мне как маловерному человеку это неприятно. Есть надпись с потолка храма Тахт-и-Сулейман (Трон Соломона) на озере Дал в Сринагаре, в которой говорится: "Колоны создал Бихишти Заргар, в год 54. Кваджа Рукун, сын Мурджан, построил эти колонны. В это время Юз Асаф объявил о своей пророческой миссии, в год 54. Он Иисус, пророк сынов Израиля". Ссылки на легенды о путешествующем Иисусе также сохранились в средневековых исламских летописях. В книге 15 века "Раузат Ас-Сафа" (Rauzat as-safa), описывающей жизнь царей и пророков, упоминается о нем в следующих словах: "Он был великий путешественник. Из своей страны он прибыл с несколькими учениками в Насибаин (Nasibain). И послал он их в город, чтобы учили они".Вторая часть теории пребывания Иисуса в Индии связана с периодом, так называемых, недостающих лет его жизни, когда, согласно писаниям Св. Луки, "Иисус набирался мудрости" (хотя Евангелия не указывает где и как). В 1887 году во время поездки в гималайский Ладакх, называемый "маленьким Тибетом", Николай Нотович (1858-?), российский журналист, офицер и исследователь, узнал некоторые подробности. В монастыре Химис он наткнулся на рукопись о жизни Святого Иссы, который ему показался удивительно похожим на Иисуса. Не менее спорная тема и предмет поиска Юз Асафа. Он пошел искать потомков, так называемых, 10 потерянных колен Израиля. С карты они исчезли, когда их страну оккупировали ассирийцы. На Ближнем Востоке и Индийском полуострове действительно существуют этнические группы и общины, традиции которых относятся к истории потерянных племен. Наиболее известными являются афганские пуштуны и Бней-Исраэль, сообщество индусов, которые признают себя потомками израильтян. Несмотря на годы изоляции, сохранились многочисленные еврейские традиции.Весной 1925 года в ходе своей Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рерих посетил Кашмир, где записал, что легенда о пребывании Христа широко распространена в Индии и за ее пределами. Гробница Учителя находится в подвале одного частного дома в Шринагаре. Указывается существование надписи, что здесь лежит сын Иосифа; у гробницы будто бы происходили исцеления и распространялся запах ароматов. Н. К. Рерих привел также строки из кашмирской песни о Христе. А может Иисус на самом деле пережил распятие и бежал в страну, где он мог рассчитывать на более радушное принятие, нежели у себя на родине? Я задаю эти вопросы чтобы уверовать в Христа, а не для того, чтобы разглагольствовать о том, был ли Иисус в Индии или нет.

Здравствуйте. Для начала прочитайте "Закон Божий" в редакции протоиерея Серафима Слободскова. Помощи Божией.

Уважаемые посетители сайта!

Уважаемые посетители сайта! В этом разделе сайта вы можете задать вопросы священнослужителям Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Заполните расположенную ниже форму отправки письма. Вопросы публикуются после просмотра их редакцией сайта и получения ответа священнослужителей, при этом указывается дата публикации, а не получения вопроса.

Напоминаем, что общение в виртуальном пространстве не заменит личного общения со священником, а тем более – посещения храма и участия в Богослужениях. Информацию по большинству вопросов о христианской вере и жизни, Священной истории Ветхого и Нового Завета, церковной истории можно найти в других разделах нашего сайта.

Количество записей: 16441

Добрый день! Некоторое время назад мне снилась смерть мамы несколько раз, после последнего подобного сна мама умерла(месяц назад). Теперь мне снится что умирает мой муж(снилось такое уже 2 раза). Еще часто снится что мама как будто ожила. Ничего не понимаю. Помогите понять к чему все это. Что мне делать??? Очень переживаю за мужа.

Мария

Дорогая Мария, не пугайтесь снов, а все свои страхи поверяйте Господу Богу в молитве. Раз стали беспокоиться о муже, особо помолитесь за него, хорошо святое Евангелие почитать. Благослови Вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшки!Хочу поблагодарить Вас, и в вашем лице все православное священство, за неоценимую помощь и благословенный труд! Слава Господу за его заботу о людях Вашими руками и словами! Такой вопрос. В моем молитвослове есть последование по исходе души от тела, состоящее из одного канона. Подписано, что читается мирянами если нет священника. Просто я не совсем могу разобраться, это канон о едином умершем или другой канон, который надо читать сразу после смерти человека? Я хотела бы его читать за упокой души своего отца. Можно ли? И еще. Можно ли протирать лик на иконах тряпочкой или просто надо осторожно сдувать с него пыль? Мне сказали, что лик трогать нельзя. Это правда? Спаси, Господи!

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Канон о единоумершем и последование по исходе души – это разные последования. Читать его можно. Протирать иконы можно, не трогают (и не целуют) лик, чтобы не повредить его, а не из сакраментальных побуждений. Помоги Вам Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Меня интересует такой вопрос: Можно ли молиться за здоровье и благополучие не крещеных детей и внуков? (зять не дает согласия на крещение ребенка) И услышит ли Господь такие молитвы?

Наталья

Здравствуйте, Наталья. Конечно, можно, и нужно молиться, и дома, и в храме. Только в храме поминайте их сами во время чтения часов (тогда совершается перед литургией проскомидия), в записках можно писать только крещеных. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте батюшки Можно ли слушать аудиокнигу игумена N Сокровенный Афон мне она понравилась когда я ее прослушала один раз а игумен N это игумен Ефрем Виноградов он еще книгу написал отчего нас хотят спасти Мне обе книги понравились Можно ли читать и слушать эти книги?

Екатерина

Да, Екатерина, можно. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте!Спасибо большое иерею Сергию Осипову за ответ на мой вопрос по поводу"...можно ли поменять имя,данное мне при крещении,если его никто не помнит и не знает...".Но дело в том,что когда моя жена идет в церковь,в храм и пишет записки с именами,то мое имя вычеркивают бабушки,принимающие эти записки,мотивируя тем,что моего имени нет в списках православных(меня зовут Эдуард) и такое уже было ни в одной церкви и ни в одном храме.Поверьте,я Вам не жалуюсь,просто хочу знать,как быть в таких ситуациях? Можно ли снять на телефон Ваш ответ и показывать его в церквях и храмах,если опять мое имя будут вычеркивать?Или поменять имя своего небесного покровителя?Извините меня,если назойлив и безграмотен в церковных делах.Заранее,спасибо большое.

Эдуард

Здравствуйте, Эдуард. Этот вопрос решится благословением священника того храма, где свечницы так ревностно проверяют записки. Жена может подойти к нему, но лучше, конечно, Вам самим отстаивать своего святого:) Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Моему ребенку 1.9. Крестили Любовью. Так звали мать ее отца.он меня оставил около 5 мес.нпзад и я хочу сменить имя и фамилию ребенку. Имя на Виталию. Святых покровителей с таким именем среди святых женщин нет как я поняла из инернета. Что мне даже кажется знаковым: пусть в крещении она будет любовью, я любила ее отца хоть и жили мы в блуде, он уходил из семьи первой и даже развелся. Назови я ее сразу виталией ее бы все равно крестили иным именем, правильно я понимаю, раз святых женского рода с таким именем нет?Меняю ее имя и фамилию потому что трудно выносить напомтнание имени и памяти этого человека постоянно. Я многи погрешу если осуществлю такую смену или я имею право слегка облегчить свое горе своей утраты опоры и надежды на семейное счастье таким шагом? Ведь это все что я могу. Оговорю сразу что в милосердие божье я не верю и ждать облегчения молитвами и взращиванием в себе веры не могу, слишком тяжело одной остаться.нужна более действенная и реальная мне поддержка.

мария

Мария, имя, данное в крещении не меняется. Если Вы решите менять "мирское" имя ребенку, подумайте, не будет ли ей сложно жить с несколько неожиданным, непривычным для девочки именем Виталия. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Батюшка, у меня три крестника - Александр (родился 5 января), Сергий (12 января) и Павел (29 июля). Каких святых считать их небесными покровителями и когда правильно поздравлять с днём Ангела?

Татьяна

Дорогая Татьяна, чтобы не гадать и не ошибиться, лучше спросить родителей, какой святой записан в свидетельстве о крещении. По имени святого можно будет определить день ангела, обратившись, например, к сайту days.pravoslavie.ru. Поздравлять можно любыми словами, какие на сердце лягут, а в день Ангела хорошо сводить (если крестники малыши еще, конечно) в храм ко причастию. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день, вопрос Сергею Осипову. У меня маленький ребенок, ее отец мой сожитель в течение двух лет, оставил меня летом этого года.к ребенку исчезло чувство умиления и восхищения.живу только чувством долга, что жизнью не ччитаю и тягощумь ей сильно. Отец не против со слов забрать ее. Я сама чувствую что в его семье откуда он уходил ко мне и разводился дочери будет спокойней во всех смыслах. Что грешней- отдать ее ему (сама я готова уйти в монастырь, меня здесь ничто коме долга перед ребенком не деожит, мне уже 40, в городе у нас несколько монастырей, уже писала настоятельницам, искать смирения и веры) или держать из принципа при себе (принцип т.е.что принято считать детям с матерями лучше), мучая ее своим неизбывным унынием (бороться с ним не могу, устала). Сспасибо.

мария

Дорогая Мария, не выбирайте из двух зол меньшее. "Неизбывное уныние" называется депрессией. Врач поможет Вам ее вылечить. Тогда и выбирать из неприемлемых вариантов не придется. Помоги Вам Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка Александр. Если я книги матушки Фотинии отнесла в храм, а там пускай что хотят с ними, то и делают, правильно ли я сделала? У нас бывает такое, что люди приносят иконы и книги в храм, а другие их берут.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Когда что-то полезное, но уже не нужное, приносят в храм, чтобы другие, кто желает или нуждается, воспользовались этой вещью, то это хорошо. А вот сектантскую литературу надо сразу уничтожать, чтобы никто не подхватил заразу. Представьте себе, что оставленную Вами книжонку кто-нибудь возьмет и будет читать с доверием, ведь он же ее в храме взял, а значит, она дозволительна для чтения. Человек этот, если окажется несведущим в православном вероучении, повредится, а грех будет на Вас. Исправьте сделанное, если еще не поздно, и обязательно исповедуйтесь.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшки! Помогите разобраться в таком вопросе. Я верю, что Бог не подвержен изменению. Также и верю, что Иисус Христос, наш Спаситель, возшел на небеса вместе с человеческой природой (т.к. в Иисусе Христе обе природы соединились нераздельно и навсегда), и тем самым человеческая природа через Иисуса Христа вошла в состав Святой Троицы. Моему непросвещенному уму кажется, что в Боге все-таки произошла перемена в тот момент, когда Иисус вознесся на небеса. Помогите мне найти ошибку в таких рассуждениях. Спаси Господи!

Павел

Здравствуйте, Павел. Образ соединения естеств, Божественного и человеческого, во Христе, Халкидонский орос, определяет четырьмя отрицаниями (апофатически): неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. Вы обратили внимание только на последние два, "нераздельно и неразлучно". Теперь обратите внимание на то, что это третье и четвертое определение, а первое и второе указывают на "неслитность и неизменность" природ во Христе. Ни человеческая природа ничего не приобрела, несвойственного ей, ни Божественная природа не претерпела изменений. Человечество было "воипостазировано" - воспринято Сыном, как вторым Лицом Святой Троицы, а не воспринято в единую природу (сущность) Божества, Единой и неделимой Святой Троицы. Иначе бы и Бог, и человек изменились, а этого не произошло. И даже в Ипостаси Сына, Его Личности, не произошло превращения в нечто среднее между Божеством и человечеством. Орос описывает свойства соединения апофатически, потому что ничего катафатического о нем нельзя сказать, не исказив истины. Мы не видим даже собственной тварной природы, видим только кожу, как же нам судить о природе Божества? Поэтому Святой Собор просто отсекает все то, что истину искажает, но саму истину не формулирует, за неимением возможности логического осмысления этого вопроса. Тайна Богобытия не может быть осмыслена умом, но может быть познана опытом. Как выразили отцы - Бог познается по силе жития. Тайну внутрибожественного бытия познают в Царстве Божием, о котором Христос сказал, что оно внутри нас. Вход в него узок, и не многие находят его. Но те, что вошли, увидели там истину, которую невозможно высказать человеческим языком. Опыт передать словами невозможно. Опыт можно только повторить. Чтобы ищущие познания Бога на своем опыте не заблудились, отцы поставили для них ориентиры. Эти ориентиры - догматические определения и аскетические поучения. Они находятся в нашей системе координат, но пользуясь ими и понуждая себя к соответствующему образу мыслей, образу жизни, мы можем приобрести опыт, соответствующий нашему устроению, о Боге, о Промысле, о Любви. В первенствующей Церкви только таковых, познавших Бога в келье своего сердца, и называли богословами, а не тех, кто здорово говорит о Боге. Думаю, что Вам вполне по силам и небесполезно будет прочесть труды преп. Исаака Сирина: и "Слова подвижнические", и "О Божественных тайнах".

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, Батюшка. Я недавно наткнулся вот на это видеосвидетельство (...), и меня как верующего, православного человека, это ввело в шок. Я знаю, что доверять этим свидетельствам нельзя, но всё-таки я хотел узнать, является ли это свидетельство правдой? Храни вас Бог!

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий. Скорее всего, эта девчонка говорит искренне. Но, что Вас смущает? В католицизме уже давно бред больного воображения, прелесть бесовскую и прямую бесоодержимость возвели в ранг откровения. Содержание таких "откровений" не является отражением объективной реальности, а отражает только то, что было показано несчастной бесами. Она говорит правду, что видела, что слышала, то и говорит. Только источник перепутала. А средств отличить беса от Ангела у нее нет. В Православии это явление известно давно и имеет свое название - прелесть. Советую Вам, для личной духовной безопасности, никогда и ни при каких обстоятельствах не смотреть, не слушать и не обсуждать ничего, касающегося сверхъестественных явлений и мистических опытов. Господь дал человеку после падения кожаные ризы, чтобы оградить его от непосредственного влияния демонов, сосланных на землю, в то же пространство, что и человек. Но нам любопытно.... Так и норовим проковырять дырочку в этих защитных ризах. Но в прореху входит не знание истины, а познание бесов. Цель же этих субъектов - смерть.

иерей Александр Белослюдов

Вопрос иерею Александру Белослюдову. Батюшка! Подскажите, пожалуйста. Я замужем, муж не воцерковлен. Мне не хватает общения. И складывается так с самого начала наших отношений. Мало общих тем для разговора. У меня мало друзей, и я всегда очень радуюсь, когда нахожу близких по духу людей. У меня так бывает со всеми друзьями, вне зависимости от пола. В связи с этим вопрос: что делать, если близкий по духу человек, с которым складываются теплые отношения, мужского пола? Нужно прекратить общаться только потому, что он мужчина? Или все-таки можно дружить? И если можно, то как понять, где допустимые рамки этой дружбы? Спаси Господи Вас!

Ольга

Здравствуйте, Ольга. В общении трудно четкую грань провести. В поступках да, можно. Пока мы чай пьем, это нормально, а когда уже обнимаемся, то это блуд. Но внимайте себе, не закрадывается ли помышление сладострастное и в самом разговоре. Мне кажется, что следует обратить внимание на те слова, что Апостол Павел обращал к женам имеющим неверующих мужей: "откуда ты знаешь жена, не спасешь ли мужа?" Наверное, надо не убегать от мужа в поисках общения, а искать точки соприкосновения из которых можно каплей по капле закладывать предпосылки для интереса духовного. Я не могу конкретно Вам сказать, что делать, Вы сами должны найти это. Просо подумайте в этом направлении. А друзья дело хорошее, пока Вы не начинаете ценить их больше, чем мужа. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Прошу разрешить мои недоумения. Какова степень послушания прихожанина духовнику? Я 7 лет назад просила благословения на покупку машины, но так его и не получила. Батюшка сказал: "Ты погибнешь". Я выучилась и получила права. Но поскольку машины нет, так водить и не стала. Сейчас понимаю, что машина необходима для поездок на дачу, отвезти, привезти стройматериалы, вещи, урожай, поехать что-либо заказать, для перевозки домашних питомцев. До сих пор я ездила на электричке (вести на себе 20 кг реально тяжело) или с родителями на машине. Но родители скоро состарятся. Я не замужем. Машину покупать я побаивалась, но понимаю, что без машины с дачей управляться тяжело. Простите за такой вопрос.

Евгения

Здравствуйте, Евгения. Никакого морального права приказывать у священника нет. Послушание в собственном смысле возможно только в отношениях между учеником и старцем. Это явление монашеской жизни. Так же этим словом называют отношения подчиненного и начальника. В широком смысле - последование Христу, как послушание Богу. В отношениях мирянина и приходского священника такая форма недопустима в принципе. В вопросах духовных священник, если обладает достаточным опытом и здравомыслием, может дать полезные советы, а Вы их можете выполнить или нет, по своему рассуждению. Если видите, что совет полезный и не противоречит учению отцов, исполняйте. Если видите, что в совете содержится страсть (властность, тщеславие, гордыня), или он противоречит учению отцов, то не надо его исполнять. А все, что касается частной жизни, взаимоотношений с людьми, работой, бытом, никак священника не касается. Если лезет в эти темы, то это признак настораживающий. Может быть, во всем остальном батюшка прекрасный. Тогда больше не искушайте его, не задавайте вопросов, касающихся Вашего быта. А благословение берите только на духовное. На молитву, пост, любое благое начинание. Но решение Вы принимаете. Вы, и только Вы в ответе перед Богом за свои решения, поступки и намерения. Если нужна машина, берите. Убиться может каждый. Все в руках Божиих. Однако, раз Вы не имеете практики, обязательно пройдите специальные курсы безопасного вождения. Получите полезные навыки, которые стоят потраченных денег и времени. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка Александр. Утрачивал ли свободу апостол Павел, когда Господь ему явился и спросил, почему он гонит Его? И если иногда хочется мне, чтобы Господь мне показался Сам и показал бесов, или поместил в ад хотя бы на 5 минут, чтобы знать, каково это - быть в аду, можно ли об этом просить у Него? Преподобный Серафим Саровский видел и бесов.

Екатерина

Снова здравствуйте, Екатерина. Савл всегда был искренне верующим в Единого Бога. Он по неведению гнал христиан. Когда же на пути осиял его свет, и Божественный голос обратился к нему, то он тотчас пал на землю, преклоняясь пред Богом. Узнав, что это Христос, он тотчас отбросил прежнюю убежденность и свободно предал себя Господу: что Ты велишь мне делать? Помните, как Дева ответила Ангелу: се раба Господня, да будет мне по слову твоему. Как апостолы бросив сети пошли за Христом по Его зову. Здесь нет утраты свободы, здесь есть выбор. И выбор очевидный. Иудейские начальники ведь тоже не сомневались в Божественности Христа после воскрешения Лазаря, но не признали Его, а ожесточились. Они другой выбор сделали. И Иуда сделал другой выбор. Просить Бога показать бесов и ад безрассудно. Господь нас оградил от восприятия духовных существ для нашей же безопасности. Если Вас ребенок будет просить пустить его босиком по снегу побегать или сосульку съесть, Вы позволите? Исаак Сирин говорил, чтобы увидеть Небо и Господа, надо понудить себя войти в свое сердце. Царство Божие внутрь Вас. И Ангелы, и бесы, и ад там же. Обязательно прочтите "Слово о чувственном и духовном видении духов", свт. Игнатия Брянчанинова. Получите исчерпывающую и здравую информацию об этом вопросе.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка Александр. В письмах игумена Никона Воробьева о самоубийстве написано, что кто даже нарочно, с целью напугать других людей, лезет в петлю, того бесы и против воли задушат. А как они это могут сделать, если они духи, и без попущения Божия они ничего с человеком сделать не могут? И если у меня были мысли о том, что лучше умереть, чем жить со скорбями, от бесов ли это? Есть ли в интернете аудиокнига "Великие русские старцы" игумена Аристарха Лоханова, и можно ли слушать душеполезные поучения Аввы Дорофея в аудиоформате?

Екатерина

Ответ на первый вопрос, Екатерина, Вы найдете в том же "Слове" свят. Игнатия. Самоубийца сам вручает себя бесам, поэтому они получают над ним власть. Но даже в этом случае они остаются орудием Промысла Божия. Искомые Вами книги есть здесь: http://predanie.ru/audio/izdanija-predanie-ru/velikie-russkie-starcy/ - это "Старцы", а это Авва Дорофей: http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/prepodobnii-avva-dorofei/.

иерей Александр Белослюдов

Может ли священник служить две литургии за одни астрономические сутки? Одну утром, как обычно, а вторую - вечером, после совершения вечерни и утрени, на следующий церковный день?

Елена

Здравствуйте, Елена. Сутки считаются от полуночи до полуночи. Об этом есть указания в "Свидетельстве учительном", помещенном в Служебнике. А Служебником пользуется каждый священник. В течение суток возможно только одно совершение литургии. Единожды в сутки на одном престоле, одним священником. Вот выписка из "Настольной книги священнослужителя": "Древнее правило определяет временем совершения Божественной литургии третий час, по нашему исчислению девятый. Она может быть совершена и раньше, и позднее, по требованию обстоятельств, но не после полудня и не ранее рассвета. Исключение составляют лишь некоторые дни, когда литургия совершается "порану" или соединяется с вечерней службой. Это день Святой Пасхи, дни Святой Четыредесятницы для литургии Преждеосвященных Даров, дни навечерий Рождества Христова и Богоявления, а также дни Великой субботы и Пятидесятницы. Священник не может совершать в один день более одной литургии. Участие уже служившего священника в тот же день в соборном совершении другой литургии недопустимо. На одном престоле в один день может быть совершена только одна литургия в силу единства принесенной Господом Иисусом Христом крестной жертвы". Хотя и совершаются несколько раз в году литургия в соединении с вечерней, но совершается она не в обычное для вечерни время, не вечером, а утром, так, чтобы литургия была совершена в светлое время суток. Литургия Преждеосвященных Даров, не содержит Евхаристии, а является просто Причащением, поэтому может совершаться и в вечернее время. Напомню, что в Великом Посту Евхаристия (полная литургия Василия Великого и Иоанна Златоуста с освящением Святых Даров), совершается только в субботу, воскресенье, Благовещение и Великий Четверток.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка, скажите, как церковь относится к обрезанию у православных христиан? Медицина говорит о гигиенической пользе данной процедуры, а с точки зрения религии, если человек воздерживается, не будет ли это своего рода помощью ему в этом? Или же это членовредительство? Простите за каламбур.

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий. Обрезание никак не влияет на похоть, а потому воздержанию не подмога. Гигиену надо поддерживать с помощью воды и мыла, в равной степени и обрезанному, и необрезанному. Так что и это не аргумент. Единственным медицинским показанием к обрезанию является неспособность к половому акту в виду особенностей анатомии полового органа.

иерей Александр Белослюдов

Марк, Санкт-Петербург

11 часов назад

Сможем ли мы рассказать, почему мы христиане? Если бы задать этот вопрос св. апостолу Павлу, он бы, несомненно, рассказал про то, что с ним случилось на пути в Дамаск - явление ему Исуса Христа, из-за чего он стал ревностным христианином, будучи до этого ревностным гонителем христиан. То есть был опыт непосредственного общения с Богом. Что касается 11 апостолов, учеников Исуса, то они уверовали даже не по причине непосредственного общения с воскресшим Христом, а только после сошествия на них Духа Святого на Пятидесятницу. Тогда только они перестали бояться иудеев и начали публичную проповедь христианства. Мне кажется, что верующий человек, особенно в сегодняшнее время, должен уметь ответить в первую очередь самому себе, почему он православный христианин. Есть ли у него живой опыт Богообщения на православной Литургии, или при чтении св. Евангелия и молитв, или в паломнических поездках к православным святыням? Или, может быть, ему тоже Господь неожиданно явился в каких-то обстоятельствах жизни. Настоящая вера - осознанная.

иерей Никола Муравьев

Доброго! После прочтения вашего вопроса я озадачился. С одной стороны, в нем все верно и он скорее риторичен, чем требует ответа. С другой стороны, тема действительно сложная и даже неоднозначная.


Для уверения себя в том, что имеем Веру в Воскресшего, можно сказать себе и окружающим слова апостола Фомы:



«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоанн. 20.25).



Но это будет уже знание, а не Вера. Может быть, стоит помнить слова самого Христа, обращенные к Фоме после исповедания его верности:



«Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны невидевшие и уверовавшие!»



Мы знаем, что:



«Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать - осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мр. 16.16-18).




Но напомню вам и про отца, просившего у Христа исцелить страждущего сына (Мр. 9.17-29). На слова Христа «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему », тот «воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию! ». По Милости Божией и искренности просьбы чудо свершилось.


Человек должен приложить силы своей души к желанию уверовать, тогда чудо духовного исцеления свершится и с ним. Наверное, обретение осознанной Веры - это не столько событие, это постоянный процесс, когда мы видим проявление Божиего Присутствия в событиях нашей жизни, в болезнях и здоровии, рождениях и смерти.



«Живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни» (Рим. 14.8).


«Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу» (прп. Иоанн Лествичник).



«Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10.17).



Бог в помощь! Дай нам, Господи, смирения и духовного разума.


Влад, Ростов-на-Дону

Уважаемый батюшка, здравствуйте! У меня такой вопрос. В 10-ом веке Богородица распростерла свой покров над церковью Византии, тем самым защитив ее от нападения наших предков - славян. Каким образом Великий Олег прибил щит на врата Царьграда, получив славу и почет на многие лета, а также был записан в древних русских летописях? Ведь поход один и тот же. Неужели церковь считает, что в летописях врут? Хотя даже Пушкин прославил этот поход.

иерей Иоанн Севастьянов

К сожалению, в своем вопросе Вы отталкиваетесь от двух неверных положений. Во-первых, утверждение, что чудо Покрова Пресвятой Богородицы произошло при набеге на Константинополь именно в 10 веке и именно славян - это не факт, а только предположение. Во-вторых, ни в каких летописях о чуде Покрова Пресвятой Богородицы не повествуется.


Одна версия основывается на мнении церковного историка А. Карташова, что событие Покрова скорее всего было в период 860-х гг. и нападали на Константинополь славяне под командованием Аскольда и Дира. А. Карташов выводит это предположение из сообщений патриарха Фотия Константинопольского.


По второй версии, из жития св. Евфимия можно предположить, что этот праздник был установлен в начале 900-х годов. Именно тогда он был позаимствован участниками знаменитого похода Олега на Константинополь. И именно из-за свержения патриарха Евфимия этот праздник, как установленный при оном святителе, был отменен новым патриархом Николой Мистиком и до сих пор забыт и не празднуется греками.


И третья версия касается церковного повествования в Прологе о событии Покрова Пресвятой Богородицы, в котором рассказ идет вообще о 5 веке, и нападали там сарацины.


Таким образом, кто и когда нападал на греков в том случае - доподлинно не известно. Да это и не является важным в празднике. Важно лишь то, что Пресвятая Богородица в очередной раз защитила своих людей от неприятностей.

Егор, Красноярск

2 дня назад

Здравствуйте. Я хожу в церковь давно, но серьезно ко спасению стал относиться недавно. Меня интересует и пугает вопрос, касающийся моего спасения. Я верю, что Бог каждого любит, и для этого Он пришел на эту землю и доказал это. Но я не считаю себя христианином, достойным спасения: я не Павел и не Петр, которые обращали к Богу за одну проповедь по 5 тысяч человек; я не исцеляю и не пророчествую; я не учитель и не пастор; я не евангелист и не могу на улицах в открытую проповедовать и красиво говорить. Я просто человек, который читает Библию, верит во Христа, как Господа и Спасителя, и старается жить по слову Божьему, по Новому завету, хоть иногда и нелегко.

Я за свою жизнь спас всего одного человека, и если настанет момент, что я перед Богом предстану, то что я покажу? Какой плод? Что я могу сделать, как простой человек, для Бога? Я смотрел многие свидетельства, как люди переживали сверхдуховные откровения (видели духовный мир, самого Исуса, ангелов), а у меня ничего этого не было. Это потому что я недостоин или мало делаю для Бога?

иерей Иоанн Курбацкий

Здравствуйте! Вопрос Ваш одновременно и опечалил и порадовал меня. Скажу, чем порадовал. Первое, это Ваша вера в Господа Исуса, Спасителя нашего. Второе, Вы скромно осознаете, что перед Богом не имеете заслуг. Это важно. И третье, тот факт, что Вы не имели никаких «сверхдуховных переживаний». Поздравляю!


Не удивляйтесь, я вполне серьезно это говорю. Когда человек возомнит себя достойным сверхъестественных явлений, они ему явятся. И это гордостное самомнение станет гибелью его души. В православии это называется «прелестью», от слова «лесть», «прельщать».


Судя по письму, Вы мало знакомы с православной литературой и говорите о «свидетельствах» людей, принадлежащих к протестантским и харизматическим течениям. Я Вам посоветую продолжить читать Библию, конкретно Евангелие. Но обязательно с толкованиями святых отцов, Иоанна Златоуста например. У него прекрасные беседы на Евангелия от Матфея и Иоанна. Читая внимательно, Вы нигде не увидите, что Христос требует от человека иметь особые откровения, пророчества или чудеса. Вот задумайтесь над этими словами:



Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:22-23).



А вот кого Христос ублажает:



Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5:11).



Далее, прочтите книгу иеромонаха Серафима Роуза «Православие и религия будущего». Весьма полезно Вам прочитать сборник статей епископа Игнатия Брянчанинова, озаглавленный «Аскетические опыты». Там наглядно показано, что такое прелесть и насколько она пагубна.


И самое главное, идите в ближайший к Вам православный . Там в живой беседе со священником и верующими людьми Вы найдете ответы на свои вопросы, также и на главный из них: что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную (Лк. 10:25).

Виктор, Шумск, Тернопольская область, Украина

3 дня назад

Почему Бог выбрал для Своего Сына именно такую тяжёлую смерть (вид казни)? Неужели нельзя было выбрать более лёгкой смерти?

иерей Иоанн Курбацкий

Вы задаёте очень сложный и очень важный вопрос, отвечая на который мы должны погрузиться в область православной догматики. Но это не отвлеченные рассуждения, всё это имеет непосредственное отношение к делу спасения каждого из нас. В рамках рубрики «вопрос священнику» мы не можем дать исчерпывающий ответ, тем более что на эту тему написано множество книг. Попытаемся указать основные ориентиры и литературу, в которой можно найти более полный ответ.


Насколько я понимаю, Вы испытываете жалость ко Христу, Которому пришлось претерпеть такие страшные муки за спасение рода человеческого. Действительно, смерть на кресте - это ужасная казнь и жесточайшая мука. Многие факты о лютости смерти на кресте открыли исследователи Туринской плащаницы в ХХ в. Нам страшно, но можем ли мы своим ограниченным разумом понять, как лучше, милосерднее и целесообразнее было бы сделать? Не лучше ли вместе с апостолом Павлом воскликнуть: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его. Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? » (Рим. 11:33-34).ё


Далее, если Вы читали Евангелие, то непременно обратили внимание, что Христос часто ссылается на исполнение ветхозаветных пророчеств или на их будущее исполнение. Это означает, что Господь в Своем Предвечном совете составил план Искупления и открывал людям Свою волю Духом Святым через Своих пророков. Вот, как Сам Христос говорит об этом Своим ученикам до Своей смерти: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается» (Мф. 26:24). И после Своего воскресения:



Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24:25-27).



О том, какие именно пророчества и прообразы Креста были даны в Ветхом Завете, можно узнать, в частности, из канона на Воздвижение честнаго и животворящего Креста Господня, написанного преподобным Козмой, епископом Маиюмским. Внимательно изучите это творение. Есть и толкование на него Никодима Святогорца, собравшего многие святоотеческие мысли об этом предмете.


Можно указать ещё на пророчество Самого Господа Исуса Христа: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе » (Ин. 12:32). Распростертые руки Спасителя на Кресте - это руки, распростертые для объятий. Это распятая любовь Божия, на которую мы можем отозваться только ответной любовью.


Если Вы ходите в храм, то, конечно, помните, что на каждой воскресной службе вспоминается грехопадение Адама, вкусившего от древа, и древо крестное, принесшее миру спасение. Вот, например, песнопение 4-го гласа: «Древа ради Адам рая бысть изселен; древа же ради крестнаго разбойник в рай вселися. Ов убо вкушь, заповедь преступи сотворшаго и. Ов же сраспинаем, Бога Тя исповеда таящагося. Помяни мя, вопия, во Царствии Си ».


Словом, Сын Божий должен был быть распят на кресте, и именно такая смерть и жертва принесли миру Искупление.


Так что с благословением поклонитесь Кресту Христову, «работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом » (Пс. 2:11).


А чтобы глубже изучить тему Крестной Искупительной Жертвы Спасителя, посоветую Вам прочитать омилии святителя Григория Паламы «О честном и животворящем Кресте» и «О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Исуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу». Также весьма полезна книга архимандрита Амвросия Погодина «Об Искуплении», в которой он рассматривает православное и западное учение об Искуплении, отвечает на вопросы о значении Крестной Жертвы, почему она была необходима, кому она была принесена, как усвоить Искупление и другие. В кратком изложении эта монография опубликована в качестве приложения к книге проповедей святителя Геннадия 2 (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского, которые перевел архимандрит Амвросий.


Бог в помощь в познании любви Божией! Познавший ее, сказал однажды: «я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Исуса Христа, и притом распятого » (1 Кор. 2:2).

Елена, Владимир

6 дней назад

Добрый день! Как понять Откровение Иоанна Богослова? 1. Что значат слова «… не приняли начертания (зверя) на чело свое и на руку свою»? 2. Как понимать описание «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела». Спасибо!

иерей Иоанн Курбацкий

Добрый день! Хвалю Ваше стремление постичь смысл Священного Писания. Но почему Вы выбрали именно эти строки? Они не сложнее многих других слов из Откровения Иоанна Богослова. Сейчас, в век интернета, ответы найти даже проще, чем задать вопрос священнику на сайт. Есть Интернет-ресурсы, где можно найти текст Библии на разных языках и толкования к ним. Воспользуйтесь этими источниками. А лучше возьмите в руки книгу. Сейчас и литература доступна каждому. Только ищите толкования православных авторов, святых и богоносных отцов, просвещенных Духом Святым, Который наставил их «на всякую истину » (Ин.16:13).

Ну а раз уж Вы задали вопрос, то покажу Вам, как приведенные Вами строки понимали святые отцы. Вот прекрасное толкование блаженного Августина из его книги «О граде Божьем»:

«Следующие же слова: «Которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою » (Апок. 20:4) мы должны понимать как сказанные совместно о живых и мертвых. Упоминаемый здесь зверь может быть предметом особого исследования; однако же правой вере не противоречит разуметь под ним сам нечестивый град и народ неверных, враждебный народу верному и граду Божию. Образом же его, по моему мнению, называется лукавство его в тех людях, которые веру как будто исповедуют, но живут как неверные. Ибо они изображают из себя не то, что они на самом деле, и называются не истинным видом, а ложным подобием христианина. К тому же самому зверю относятся не только открытые враги имени Христова и славнейшего града Его, но и те плевелы, которые в конце века должны быть собраны от Его царства, под которым разумеется Церковь. А эти, не поклонившиеся ни зверю, ни его образу, кто они, как не те, которые исполняют слова апостола: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными » (2 Кор. 4:14)? Они не поклоняются ему, т.е. не сочувствуют, не подчиняются; и не принимают начертания, т.е. клейма преступления: на чело - ради исповедания, на руку - ради дел. Чуждые этого зла, они, при жизни ли еще в этой смертной плоти, или после смерти, царствуют уже со Христом и теперь известным, соответствующим настоящему времени образом, во весь тот период, который обозначается числом тысяча лет».

А вот толкование святого Андрея Кесарийского на стихи Апокалипсиса 21:16-17.

«Устройство города в виде четырехугольника означает его твердость и прочность, ибо равность широты, высоты и долготы называется кубом и означает, как говорят, твердость. «Двенадцать тысяч стадий », которыми измеряется город, может быть, означают его величину, ибо, по словам Давида, живущие в нем будут «многочисленнее песка » (Пс. 138:18), а может быть, насчитываются по числу двенадцати апостолов, чрез которых тот город и населяется. Искомое получается и при делении этого числа на таинственное седмеричное число, потому что, если разделить двенадцать тысяч стадий на семь, то получается тысяча семьсот четырнадцать мер, называемых милями. Тысяча означает совершенство жизни бесконечной, семьсот - совершенство покоя, а четырнадцать - двойное субботствование души и тела, потому что четырнадцать содержит в себе два раза по семи. Высота стены «сто сорок четыре локтя ». Это число получается, если означающее апостольское учение число двенадцать взять двенадцать раз».

Не ограничивайтесь отдельными строчками, читайте Священное Писание во всей его полноте и в свете православного вероучения.

Ершлаим, Иерусалим

неделю назад

Почему Христос, когда умер, попал в ад, и только через свое воскресение, уже будучи воскрешенным в том теле, в котором пребывал, вновь получил возможность вернуться в Царство Небесное? Ведь вы говорите, что т.н. святые, минуя ад и не претерпев воскресения, сразу попадают к Богу Отцу. Они или больше Христа или же не являются никакими святыми? Будучи мертвы телом, на самом деле они находятся в аду?

иерей Иоанн Севастьянов

Православное вероучение говорит о том, что Христос не попал в ад, а добровольно сошел туда. В этом есть огромное различие. Добровольно сойдя в ад, Господь не просто вывел оттуда праведников, но и разрушил власть ада над всеми людьми.

Именно после сошествия Христа во ад и появилась у людей возможность больше не попадать туда. Если человек желает не попадать в ад - он туда не попадает. Если желает, или ему это безразлично - он туда попадает.

И все угодники Божии сейчас живы душой, но мертвы телом. Их души находятся в Царствии Божием и ожидают всеобщего воскресения своих телес.

Владимир, Москва

неделю назад

Что такое отшельничество, уединение, затворничество? Для чего это? Почему это считается подвигом? Люди уходят от общества, живут в землянках, пещерах и т.д. Но ведь подвиг - это героический особенный поступок (который не смогли сдать другие) в трудных условиях во благо других людей (общества). Как можно жить в полном отрыве от общества и делать для него героические поступки? Например, Преподобный Серафим Саровский 17 лет жил в землянке, питался травами, 3 года держал обет молчания. Что он этим сделал для общества? Если это подвиг для Бога, тогда зачем это Богу?

иерей Никола Муравьев

Доброго! Хороший вопрос. Давайте разбираться.

Не так давно мне встретилось изречение аввы Исаии Газского:

«Пока человек не оставит всякие мирские дела, он не сможет служить Богу. Во время молитвы в нашем уме не должно быть ничего чуждого, что нас могло бы занять: ни наслаждения, ни злобы, ни ненависти, ни лукавой зависти, ни мечтаний, ни забот века сего. Пока душа сохраняет попечения о внешнем мире, ум мертв, а внутренние страсти продолжают действовать, не привлекая к себе внимания. А как только душа прекратит попечение о внешнем, ум обретет радость и стойкость. Душа с помощью ума в силах понять, что за страсти действуют внутри нее. Ум заботится о душе и будет заботиться, пока не изгонит из нее все страсти и не породит вместе с ней новые помыслы и не воспитает этих чад. Тогда ум и душа станут единым сердцем…и, став единым о Господе целым, они не будут знать разлада».

Многие отцы уподобляют душу человека роднику: появляется хрустально-чистая вода, накапливается в водоемчике - видна каждая песчинка. Если все это перебаламутить, то вода станет мутной и непригодной для питья. Только оставление водоема в покое поможет осаждению мути и обретению водою первой чистоты. Так и душа человеческая - пока баламутится житейскими печалями и заботами - мутна. Когда же удается устраниться от излишних попечений, в том числе и вызванных общением, приобретает чистоту помыслов и спокойную молитву. При отсутствии мозговой суеты проще отслеживать неправильности в мыслях и, согласно учению преп. Нила Сорского и других, собеседовать с правильными помыслами, а от вредностей уклоняться.

Уходя из мира, человек стремится обрести духовный покой, из любви к Богу, желанию чистого общения с Ним. Прося об оставлении своих грехов и очищении своей души от страстной накипи, осознавая свою нечистоту перед Всевышним, отшельник с большей любовью и терпением относится и к миру, считая других лучшими себя. Его смиренная, чистая молитва увеличивает Божий Свет в мире. Даже находясь телесно вне общества, он духовно приносит ему великую пользу. Ну это я про идеальный случай пишу, как должно быть, к чему необходимо стремиться иноку.

В Церкви есть много видов святости, т.е. трудов, которыми христиане прославляют Бога. Есть апостольское служение, когда Свет Христова Евангелия несется людям. Есть святители - епископы, которые заботятся о чадах Божиих, взращивают бережно свою паству, поучая и запрещая с любовью. Есть мученики и исповедники, которые даже ценой своей жизни были готовы свидетельствовать о Христе и Царстве Божием. Есть и преподобные - те, кто, отказавшись от радостей плоти, всю свою жизнь положили на молитвенные труды из любви к Богу и людям.

Сказано:

«Сын мой! Отдай сердце твое мне, и глаза да наблюдают пути мои» (Пр. 23.26).

Христос учит правильно расставлять приоритеты, говоря, что тот, кто предпочитает то, что есть в «этом» мире делу спасения, недостоин Его (Мф.10.37-39). Господь говорит юноше, ищущему совершенство в вере: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною » (Лк. 18.22), и, по Достоевскому, здесь не отделаешься «пятачком », необходимо отойти от «своего », чтобы наследовать Божие.

Нужно ли это Богу? Скорее можно сказать, что это необходимо самому человеку. Господь сотворил этот мир и нас из Любви, желая и нас сделать сотрудниками и соучастниками радости Бытия и Творения. Кроме нашей любви, Ему от нас не может быть нужно ничего. Он самодостаточен. К Абсолюту невозможно что-то добавить.

В Псалтыри от Его лица говорится:

«Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя и ты прославишь Меня» (Пс. 49.7-15).

Нужны ли Ему наши свечи? А золотые купола? Слышит ли Он всех или только попов и только в богатых облачениях? Думаю, ответ очевиден. Но наши свечи, наши пожертвования на благолепие храмов, наша милостыня Христа ради - это жертва, мы отдаем эквивалент себя, своего потраченного времени. И если мы творим это с радостью, если сердце не скрипит при этом от жадности, мы выполним и Христов завет:
«Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9.13).

Мы показываем, что Он Сам нам дороже, чем все, что Он дает. Что мы любим Его не из корыстных побуждений, а как Отца.

По поводу подвигов. Они бывают разные, как и их носители. Бывают Александры Матросовы, бывают генералы Карбышевы, а бывают хирурги Луки Войно-Ясенецкие и доктора Гаазы. А еще бывают подвиги медсестер, выносящих из-под обстрела раненых или сутками стоящих возле операционного стола и помогающих спасать людей. В моем понимании смысл подвига в том, что человек, презирая свою выгоду, принимает на себя ношу ближнего. Игнорируя свои «интересы», приносит себя на алтарь высшей идеи. Будь то государство или служение Богу.

Каждый из нас может, в принципе, попробовать на себе «несложность» христианского подвига. Например, дав себе труд недельку, да хоть один денек не осуждать никого ни словом, ни помыслом. Хоть один день прожить целомудренно и по-христиански, не допуская в себя разной гадости. Тогда, наверное, станет понятнее сложность внимательного пути ко спасению. Мы по привычке считаем себя христианами, не давая себе труда подумать, что вступление в Христово воинство требует хотя бы изгнания из себя всяческого вражеского элемента, бережного отношения к своей душе и молитвы.

Дай, Господи, всем нам, молитвами преподобных, спасения души и разума!

Как Бог мог создать свет в первый день, а солнце и луну в четвёртый? Откуда тогда шёл свет в 1–3 дни?

иерей Иоанн Курбацкий

Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, кто есть человек и кто есть Бог? Насколько вообще уместно человеку ставить вопрос о нелогичности действий Бога?! Гораздо продуктивнее задуматься над недостаточностью своего разума для постижения Бога, Божия Откровения и действий Божиих. И если Господь создал Луну и звезды, то мог создать свет до появления этих светил. Да и как эти светила могли давать свет, если свет не был сотворён?

Блаженный Августин пишет, что свет этот был физическим: «Как достаточно показывают и самые слова, об этом свете замечается, что он сотворён... Свет же сотворенный есть свет изменяемый, какой бы он ни был - телесный или бестелесный».

Преподобный Ефрем Сирин:

«Свет, явившийся на земле, подобен был или светлому облаку, или восходящему солнцу, или столпу, освещавшему народ еврейский в пустыне. Во всяком случае, несомненно только то, что свет не мог бы рассеять обнимавшую все тьму, если бы не распространил всюду или сущность свою, или лучи, подобно восходящему солнцу. Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте, повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его стояло в появлении и исчезновении. По внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, а с появлением его оканчивалось ее владычество... Тот первоначальный свет, по сотворении названный добрым, восхождением своим производил (образовал) три дня. Он, как говорят, содействовал зачатию и порождению всего, что земля должна была произвести в третий день; солнцу же, утвержденному на тверди, надлежало привести в зрелость то, что произошло уже при содействии первоначального света. Говорят, что из того рассеянного всюду света и из огня, сотворенных в первый день, устроено солнце, которое на тверди, что луна и звезды - из того же первоначального света... О свете замечают, что, кроме всего прочего, он сотворен в первый день и для произведений земных. Но земля при посредстве света произвела все, что совершилось в третий день, хотя свет был в первоначальном своем состоянии, впрочем, все плоды земные при посредстве луны, как и при посредстве света, получили начало; при помощи же солнца - пришли в зрелость».

Преподобный Иоанн Дамаскин:

«Огонь есть одна из четырех стихий, и легкая, и более остальных несущаяся вверх, и жгучая вместе, и освещающая, созданная Творцом в первый день. Ибо Божественное Писание говорит: и рече Бог: да будет свет. И бысть свет (Быт. 1: 3). Как некоторые говорят, огонь не есть [что-либо] другое, кроме света. Другие же утверждают, что этот мировой огонь, который они называют эфиром, находится выше воздуха. Итак, в начале, то есть в первый день, Бог сотворил свет - убранство и украшение всей видимой твари. Ибо отними свет, и все останется во тьме нераспознаваемым, не могущим показать своего собственного благолепия. И нарече Бог свет день, а тьму нарече ночь (Быт. 1:5). Тьма же есть не сущность какая-либо, но случайность, ибо она - лишение света, потому что воздух не имеет в своей сущности света. Итак, Бог назвал тьмою самое отъятие у воздуха света; и тьма не есть сущность воздуха, но лишение света, что именно скорее указывает на случайность, нежели на сущность. И не ночь была названа первою, а день, так что день - первый, а ночь - последняя... В четвертый же день Бог сотворил светило великое, то есть солнце, в начала и власть дне (Быт. 1, 16)... В этот же день Бог сотворил и светило меньшее, то есть луну и звезды, в начала и власть ночи, для того чтобы освещать ее... В эти светила Творец вложил первосозданный свет, не потому, что Он имел недостаток в ином свете, но для того, чтобы тот свет не оставался праздным. Ибо светило есть не самый свет, но вместилище света».

Вот ответы на Ваши вопросы. А у меня есть для Вас ещё одно пожелание. Вы прочли первые строки Библии, читайте и далее. И когда дойдете до Нового Завета, то в одной из последних книг сказано:

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5)

Поразмышляйте над этим уже сейчас.

Роза, Москва

неделю назад

Здравствуйте! В Библии сказано: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». И еще: «А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Значит ли это, что мы должны прощать абсолютно всех за все грехи, даже за самые страшные? К примеру, прощать педофилов, которые насилуют и убивают твоих детей, убийц твоих родных или близких людей, террористов, которые взрывают тысячи людей, от младенцев до стариков… Им тоже от души прощать и любить их? Я понимаю, что их на это искушает дьявол, но человек сам решает, поддаться на грех или нет.

иерей Иоанн Курбацкий

Здравствуйте! Ваш вопрос часто задают люди, открывающие для себя христианство или, наоборот, сознательно отвергающие его. Первые размышляют, насколько такое повеление исполнимо, а вторые уже решили, что оно неисполнимо и несправедливо. Это действительно сложный вопрос, сродни тому, почему вообще существует зло в мире и как всеблагой Бог пропускает таким злодеяниям случаться. Попробуем немного порассуждать.

Начнем с того, что рассматриваемые заповеди надо прочесть в контексте всей Нагорной проповеди Спасителя, которая задаёт человеку наивысшую планку: «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершен есть » (Мф. 5:48). Исполнение заповеди о любви - высшее уподобление Богу, насколько это в наших силах. Пример нам дал Сам Господь Исус Христос. На кресте Он молился о врагах Своих: «Отче! Прости им, ибо не знает, что делают » (Лк. 23:34). «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:8).

Очевидно, что забраться сразу на верхнюю ступень лестницы невозможно, нужно сначала научиться ходить, а потом мало-помалу продвигаться вверх. Приучить себя молиться за обидчиков, например, за соседей, которые шумят и буянят, за пассажира в трамвае, который наступил на ногу, ребенка, который шалит и не слушается, старика, который ворчит и по сто раз в день повторяет одно и тоже.... Начав так делать, Вы заметите удивительные перемены в своей душе и хотя бы отчасти сможете понять, как это возможно любить врага и насильника.

Закон Господа превосходит естественный и даже божественный, данный через пророка Моисея. Но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27), и мы знаем примеры тех, кто смог исполнить закон Христов. Это первомученик Стефан, который молился за тех, кто побивал его камнями (Деян. 7:60). Это апостол Павел, молившийся об иудеях и гонителях, хотя столько претерпел от них (1 Кор. 4:11-13).

Вы спрашиваете о гипотетической ситуации, а мне приходилось встречать христиан, у которых убили сына или дочь, и они знали убийц. Им на деле довелось пережить такую трагедию, и если не достичь любви, то по крайней мере отказаться от мщения и молиться о «ненавидящих и обидящих».

Ведь и в молитве Господней «Отче наш» мы молимся так, словно договариваемся с Богом: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). И если мы лжем при этом договоре, то нет нам никакой пользы от всей молитвы.

А если мы начнем, следуя заповеди закона, воздавать «око за око и зуб за зуб» (Мф. 5:38), то станем все злые, и даже ветхозаветный закон будет нарушен, который, желая злых сделать добрыми, сделает даже добрых злыми.

Принуждая себя к молитве за врагов, важно различать грех и человека. Грех мы должны ненавидеть и осуждать. Но человека, как образ Божий, любить. «Любящий Бога, - говорит преподобный Максим Исповедник, - не может не любить и всякого человека, как самого себя, хотя не благоволит к страстям тех, которые не очистились от них. Посему, когда видит их обращение и исправление, радуется радостью безмерной и неизреченной». Это цитата из творения святого «Четыре сотницы о любви». Найдите эту книгу и внимательно прочитайте её. Там Вы почерпнете для себя много мудрых и ценных мыслей о том, что есть любовь и как её достичь. При написании ответа мне на глаза попалась книга Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». В ней тоже с большой остротой ставятся эти вопросы и средствами художественной литературы даются ответы.

Итак, будем учиться любить Бога и ближнего, и да сохранит нас Господь от всякого зла!

Ольга, Киев

неделю назад

Добрый день. Еще в период неофитства, когда гордыни было еще больше, а рассудительности также недостаточно, я включила в список людей, о которых молюсь, некоторых, о которых по сути ничего не знаю. Например, отец моего отца (мой биологический дед), которого и мой отец-то не знал и не видел (был рожден вне брака). Я даже не знаю, был ли крещен тот человек, а вот на волне своего прихода к Богу я просто взялась перечислять всех подряд «предков» при молитвах, ведь имена-то я знаю. Знаю, кто-то может сказать: ну и молись, чего уж, молись за весь мир, ты же христианка. Но чувствую, что душа не откликается на это. Никогда не видела человека, бросившего моего отца, сам отец от этого всю жизнь страдал и сам своего отца не знал, а я взялась о нем молиться? При этом у меня вполне имеется свой собственный комплект «домашних врагов», хватает тренажеров для души. В моей семье идеальных не было, много тяжелых судеб, молиться тяжело, но я хотя бы что-то знаю, там есть хоть крупинка ощущения - грешник, страшный грешник, как и ты сама, но твой! А вот тот, по крови и дед вроде (язык не поворачивается дедом назвать), но там пустота, да и не было ведь его. Пока временно я перестала о нем молиться, так как душа как-то стала противиться, особенно после очередной годовщины смерти отца. Если сможете ответить мне, объясните, нужно ли было мне вообще поминать в молитвах такого человека? Простите, если что не так.

иерей Иоанн Курбацкий

Добрый день! Весь ответ - в Вашем вопросе. Вы сами почувствовали, что нет отклика на молитву об этом человеке, что делать это очень тяжело, что вообще не надо было браться за это. И Вы понимаете, что взялись это делать по излишней горячности, отсутствию духовного опыта и рассудительности. Впрочем, нет: Вы уже имеете небольшой опыт и рассуждаете верно. Дай Вам Бог и в дальнейшем мудрости и любви.

Об этом человеке больше не молитесь, ограничьтесь только общим поминанием на службах, когда священник призывает: «Помянем прежде отшедшия отцы и братию нашу ». Многие по опыту знают, как тяжело молиться за усопших грешников. А в данном случае Вы даже не знаете, был ли человек крещен, веровал ли в Бога и как он умер.
вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, - переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую . И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!