Самые известные пираты и их корабли. Самые известные пираты в истории

Феномен пиратства подарил человеческой истории множество имен легендарных искателей приключений. Пик морских разбоев пришелся на XVII век, когда Мировой Океан был ареной борьбы между Испанией, Англией и некоторыми другими набирающими обороты европейскими колониальными державами. Чаще всего пираты зарабатывали на жизнь самостоятельными преступными грабежами, однако некоторые из них оказывались на государственной службе и целенаправленно наносили вред иностранному флоту.

Фрэнсис Дрейк

Появившийся на свет в 1540 году был родом из обычной фермерской семьи, и ничто не предвещало, что он станет великим пиратом и мореплавателем. Крутой поворот в его судьбе случился в 12 лет, когда родители переехали в Кент. Там подросток стал юнгой на торговом барке. Владельцем корабля был его далекий родственник. Умирая, тот передал судно в наследство Дрейку. Так по удивительному стечению обстоятельств уже в 18 лет молодой человек оказался капитаном.

Как и все остальные моряки-современники, Фрэнсис мечтал о далеких западных морях, где со времен их открытия продолжали хозяйничать испанцы. Самые известные пираты тогдашнего времени, как один, охотились на груженные американским золотом королевские галеоны. Испанцы действительно контролировали Вест-Индию и не собирались отдавать ее ресурсы англичанам. Между кораблями этих двух стран постоянно происходили стычки. В одной из них в 1567 году Фрэнсис Дрейк чуть было не лишился жизни. Из всей английской флотилии выжили только два корабля. После этого эпизода испанцы стали заклятыми врагами Дрейка.

Фрэнсис получил от своих властей каперский патент и право на вольный грабеж вражеских баз. Пользуясь этой возможностью, пират захватывал испанские крепости и форпосты на Карибах. В 1572 году его отряд перехватил огромный груз серебра. В Англию разбойник приплыл с 30 тоннами благородного металла.

Дрейк прославился не только как гроза испанцев, но еще и как отважный мореплаватель. В 1577 году королева Елизавета I отправила его в кругосветную экспедицию. Именно этот пират стал первым англичанином, обогнувшим земной шар. В ходе своего путешествия он выяснил, что Огненная земля - это остров, а не южный материк, как прежде было принято считать в Европе. После своего триумфального возвращения Фрэнсис Дрейк получил рыцарский титул и стал сэром. Высокий чин не изменил привычек морского волка. Напротив, он раз за разом вновь рвался в очередное авантюрное плавание.

В 1588 году Фрэнсис Дрейк участвовал в разгроме испанской Непобедимой армады. Победа английского флота стала предвестием британского морского владычества на протяжении нескольких столетий. После этого успеха Дрейк еще несколько раз отправлялся в экспедиции в Вест-Индию. В он уничтожал вражеские базы пиратов, мешавшие прибыльной английской торговле. Сэр Дрейк скончался в 1596 году во время путешествия по Панаме. Его свинцовый гроб похоронили в океане. Без сомнения, и искатель приключений - самый известный пират 16 века.

Генри Морган

Генри Морган родился в 1635 году в валлийской глубинке в семье землевладельца. Мальчик мог стать наследником своего отца, однако с детства его страстью было не сельское хозяйство, а море. Как показало время, любовь к далеким горизонтам оказалась оправданной. Самые известные пираты завидовали успехам Генри Моргана, ставшего живой легендой своего времени.

Молодым человеком англичанин нанялся на судно, шедшее в гавань острова Барбадос. Оказавшись на Карибах, Морган начал строить удивительную пиратскую карьеру. Присоединившись к морским разбойникам, он перебрался на Ямайку. Юнга быстро стал участником рейдов, главной целью которых были грабежи попадавшихся под руку судов. За короткое время паренек познал все законы и обычаи морской жизни. Уже в молодости он стал обладателем немалого капитала, сколоченного из пиратской выручки и выигрышей в кости. На эти деньги Генри купил свой первый корабль.

Очень скоро даже самые известные пираты прослышали об удали и удаче Моргана. Вокруг пирата сложилась группа единомышленников. К его кораблю стали присоединяться новые суда. Рост влиятельности не мог не привести к росту амбиций. В 1665 году Морган решил отказаться от грабежей кораблей и приступил к планированию операции по захвату целого города. Первой его целью оказался Трухильо. Затем разбойник захватил несколько испанских баз на Кубе. И простые каперы, и самые известные пираты не могли похвастаться такими успехами.

Самым знаменитым военным предприятием Моргана стал его поход на Панаму, состоявшийся в 1670 году. К этому моменту в распоряжении разбойника был уже флот из 35 судов и команда в 2 тысячи человек. Эта ватага высадилась в Панаме и двинулась к одноименной испанской крепости. Хотя гарнизон насчитывал 2,5 тысячи солдат, он не смог защитить город. Взяв Панаму, пираты истребили всех сопротивлявшихся и разграбили все до чего смогли дотянуться. Город был подожжен и уничтожен. После этого рейда имена самых известных пиратов поблекли на фоне имени Генри Моргана.

Когда английский подданный вернулся на Ямайку, принадлежавшую короне, власти неожиданно арестовали его. Дело было в том, что накануне Лондон и Мадрид заключили мир. Пираты не действовали от имени государства, однако пользовались его благожелательным попустительством. Заключив мир с Испанией, английское правительство обещало приструнить своих пиратов. Генри Морган был выслан на родину. Дома его ждал суд, однако процесс оказался только бутафорской демонстрацией. Власти не собирались наказывать пирата, оказавшего им так много услуг в борьбе против испанского владычества на море.

Вскоре Генри Морган вернулся на Ямайку. Он стал вице-губернатором острова и главнокомандующим его флотом и армией. В дальнейшем пират продолжал верно служить короне. Он скончался в 1688 году и был с почестями похоронен в церкви Порт-Ройала. Через несколько лет Ямайку сотрясло катастрофическое землетрясение, а могилу Моргана смыло в океан.

Энн Бонни

Хотя морское разбойничество во все времена традиционно считалось исключительно мужским делом, не меньший интерес вызывают самые известные пираты-женщины. Одной из них была (родилась в 1700 году). Девушка происходила из обеспеченной ирландской семьи. Когда она была еще ребенком, ее отец приобрел поместье в далекой Америке. Так Энн переехала в Новый Свет.

В 18 лет дочь бежала из дома и вступила на путь авантюрных приключений. Она познакомилась с пиратом и решила присоединиться к его морским похождениям. Девушке пришлось привыкнуть к мужской одежде и освоить навыки боя и стрельбы. Команда Рэкхема была схвачена властями в 1720 году. Капитана казнили, а вот наказание для Энн все время откладывалось из-за ее беременности. Ее дальнейшая судьба осталась неизвестной.

По одной из версий Бонни освободилась и погибла во время очередного рейда, по другой ее вызволил влиятельный отец, после чего бывшая разбойница провела всю свою жизнь в Южной Каролине и скончалась в 1782 году в глубокой старости. Как бы там ни было, самые известные пираты-женщины (другой знаменитой разбойницей в то время была порождали еще больше слухов, чем их напарники мужчины.

Черная Борода

Легендарная фигура Черной Бороды остается одной из самых узнаваемых в пиратском пантеоне. Под этим прозвищем скрывался Эдвард Тич. О его детстве практически ничего неизвестно. Моряк заявил о себе в 1713 году, когда в 33-летнем возрасте присоединился к разбойникам Бенджамина Хорниголда. Как и все всемирно известные пираты, эта команда промышляла в привлекательном ценными грузами Карибском море. Тич был настоящим идеалом пирата. Он не знал ничего кроме регулярных рейдов и грабежей. Его корабль «Месть королевы Анны» наводил ужас как на моряков, так и на мирных жителей на земле.

В 1717 году благодаря усилиям губернатора Багамских островов официальные власти начали бескомпромиссную борьбу с пиратами. В новых непривычных условиях многие разбойники (в том числе и тот самый Хорниголд) решили сложить оружие и получить королевское помилование. Однако Тич отказался менять свой образ жизни. С того момента он стал врагом №1 для британских военных и морских сил.

Многие известные пираты, не желавшие встраиваться в новый порядок, присоединились к Черной Бороде. Самой знаменитой авантюрой этого капитана стала блокада Чарлстона в Южной Каролине. Налетчики захватили в плен множество высокопоставленных граждан и в обмен на их возвращение получили колоссальный выкуп.

Вероломство хозяина «Мести королевы Анны» не осталось безнаказанным. Власти обещали за голову пирата 100 фунтов, что тогда было целым состоянием. На Черную Бороду началась настоящая охота. Уже очень скоро 22 ноября 1718 года погиб в абордажном бою против команды лейтенанта Роберта Мэйнарда. Часто самые известные пираты и их корабли будоражили моря крайне короткий, но богатый на события срок. Таким же был и удел Черной Бороды.

Бартоломью Робертс

Слава, которой пользовались самые известные пираты в истории, порождала вокруг них множество слухов и мифов. Бартоломью Робертс не был исключением в этом правиле. Именно ему приписывают авторство Кодекса Пиратов - свода правил, согласно которым жили многие поколения морских разбойников.

Робертс родился в 1682 году в небольшом валлийском городе Хаверфордуэст. Его морские путешествия начались на корабле работорговцев, где Бартоломью был помощником капитана. К пиратам же он попал в 37 лет, когда нанялся на судно «Принцесса Лондона». Уже через полтора месяца начинающий разбойник был избран капитаном собственного корабля.

Дальнейшие самостоятельные предприятия Робертса прославили его во многих морях и странах. В ту пору считалось, что он - самый известный пират в мире. Команда Бартоломью действовала не только в Карибском море, но и в прибрежных водах Западной Африки, Бразилии и даже Канады. Головорезы грабили все, что можно было выгодно продать: суда с благородными металлами, галеоны с северной пушниной, барки с редкими американскими товарами. Свои флагманом Робертс сделал угнанный французский бриг, который он нарек «Королевским пиратом».

Бартоломью был убит в 1722 году во время очередного путешествия в Африку, где он намеревался заняться выгодной работорговлей. Легендарного пирата погубило пристрастие его компаньонов к выпивке. Когда британский корабль неожиданно напал на судно Робертса, вся его команда оказалась мертвецки пьяной. Самые известные пираты Карибского моря и адмиралы королевского флота были поражены произошедшим: всем казалось, что Бартоломью непобедим. Робертс заметно выделялся на фоне своих товарищей не только собственными успехами, но и привычкой хорошо одеваться, а также отвращением к азартным играм и сквернословию. Нет сомнений, что был один из самых экстравагантных пиратов своего времени.

Генри Эвери

За свою недолгую жизнь успел обзавестись множеством прозвищ. Одни современники звали его Долговязым Беном, другие - Архипиратом. Любовь Эвери к морю была предопределена его же корнями. Отец Генри служил капитаном на английском флоте. В 1659 году в семье офицера появился сын, которому суждено было стать одним из самых ярких и легендарных пиратов своей эпохи.

Сначала будущий преступник плавал на торговых кораблях и только потом сменил их на разбойничьи. В 1694 году 25-летний Эмери нанялся на каперское судно. Главное отличие такого корабля от классического пиратского заключалось в том, что оно грабило и нападало на иностранных торговцев с разрешения своего правительства. Иногда контракты нарушались: когда на судне перестали выплачивать жалованье, экипаж взбунтовался. Моряки решили стать пиратами и вместо старого капитана выбрали себе нового. Им оказался Генри Эмери.

Новый лидер разбойников покинул Карибское море и отправился в Индийский океан, где тоже было чем поживиться. Местом первой длительной остановки стал Мадагаскар. Затем команда Эмери атаковала суда, принадлежавшие индийской империи Великих Моголов. Разбойникам удалось захватить огромное количество редких восточных товаров и всевозможных драгоценностей. О столь выгодном предприятии мечтали все пираты Америки. После той экспедиции Эвери исчез из поля зрения. Ходили слухи, что он перебрался в Англию и попытался начать честный бизнес и в итоге полностью разорился.

Томас Тью

Путь, которым следовал во время своей знаменитой экспедиции Генри Эмери, получил название «Пиратского круга». Первым этот маршрут (Атлантика - юг Африки - Мадагаскар - Индия) прошел Томас Тью. Как и Эмери он начал капером, а закончил пиратом. В 1693 году он ограбил несколько кораблей в Красном море. До его нападения европейские головорезы никогда не промышляли в этой акватории. Возможно, именно с этим связан успех Тью - никто не ожидал появления карибских джентльменов удачи.

Во время своего второго плавания на Мадагаскар Томас случайно встретился с Генри Эмери. Из-за распространившихся слухов о легкой наживе в восточных странах самые известные морские разбойники теперь стремились повторить успех Тью. В памяти пиратов этот капитан остался именно как первооткрыватель «Круга». Большего сделать он не успел. В 1695 году Томас Тью погиб во время нападения на могольскую флотилию.

Томас Кэвендиш

Список, в который входят самые известные пираты в мировой истории, не может обойтись без упоминания Томаса Кэвендиша (1560-1592). Он был современником Фрэнсиса Дрейка. Биографии этих двух пиратов, действовавших в интересах английской короны, имеют много общих черт. Кэвендиш вслед за Дрейком решил совершить кругосветное путешествие. Экспедиция, совершенная в 1586-1588 гг., была совсем не миролюбивой. Огибая Америку, английские пираты ограбили множество набитых до отказа золотом испанских судов. В определенном смысле путешествие Томаса Кэвендиша было дерзостью. Испанцы считали Тихий океан своим «внутренним озером» и приходили в ярость, когда иностранные разбойники проникали в эти еще толком неизвестные воды.

Самое прибыльное нападение команда Кэвендиша совершила недалеко от побережья Мексики. Подданные Елизаветы I напали на галеон, который перевозил годовой запас перуанского золота (120 тысяч песо). Другим прибыльным предприятием пиратов стала стоянка на Яве. Этот остров славился своим перцем и гвоздикой. Пряности в то время ценились на вес драгоценных металлов. Кэвендишу удалось раздобыть большой груз этого дорогого товара. Пираты вернулись в родной Плимут в 1588 году. Совершив кругосветное путешествие за 2 года и 50 дней, они установили рекорд скорости, который держался целых два столетия.

Кэвендиш быстро потратил заработанное состояние. Через несколько лет после своего удивительного успеха он собрал вторую экспедицию, намереваясь в точности повторить свой прошлый триумф. Однако на этот раз пирата преследовали неудачи. В 1592 году он погиб в водах Атлантического океана. Предположительно корабль Кэвендиша затонул недалеко от острова Вознесения.

Франсуа Олоне

Хотя самые известные пираты и их корабли, как правило, были связаны с Англией, находились свои самородки и у других стран. К примеру, значительный след в истории оставил француз Франсуа Олоне (1630-1671). В молодости он прославился в главном карибском порту пиратов Тортуге. В 1662 году молодой разбойник получил каперский патент и начал охотиться на испанские корабли. Однажды судно Олоне потерпело крушение. Пирата выбросило на мексиканский берег, где он вместе со своей командой был атакован подоспевшими испанцами. Все французы погибли, и только вовремя прикинувшемуся мертвым Олоне удалось выжить.

Самым грандиозным предприятием Франсуа стал его захват испанского города Маракайбо в современной Венесуэле. Атаковавшие колонию сорвиголовы уместились всего на пяти кораблях. По дороге пираты разграбили испанское судно и заполучили ценный груз драгоценностей и какао. Прибыв на материк, Олоне возглавил штурм форта, гарнизон которого составлял 800 человек. Пираты захватили крепость и заполучили 80 тысяч серебряных пиастров. В честь падения Маракайбо капитан получил прозвище «бича испанцев».

Последним походом для знаменитого французского разбойника стала его экспедиция в Никарагуа. После трех месяцев поиска наживы пираты захватили корабль, нагруженной дешевой бумагой. Из-за неудачи часть команды вернулась на Тортугу. Олоне продолжил рейд, но к несчастью для капитана недалеко от Картахены его корабль сел на мель. Добравшийся до берега французский отряд из 40 человек был атакован толпой индейцев. Местные каннибалы растерзали и съели Олоне и его команду.

Амаро Парго

Амаро Парго - один из самых знаменитых испанских пиратов. Он родился в 1678 году на Канарских островах и уже в молодости стал промышлять перевозкой рабов из Африки в Америку. Бесплатные труженики на плантациях ценились крайне высоко, благодаря чему Парго быстро разбогател. Он был заклятым врагом Черной Бород и вообще всех английских пиратов.

Перед своей смертью в 1747 году Парго составил завещание, в котором указал, что зарыл сундук с баснословными сокровищами: серебром, золотом, жемчужинами, украшениями, драгоценными камнями и дорогими тканями. На протяжении нескольких десятилетий этот клад пытались найти многие искатели приключений, в том числе и самые известные пираты. В истории о наследстве Парго по-прежнему большое количество белых пятен. Несмотря на длительные поиски клад испанского пирата так никто и не нашел.

Джон Рэкхем, он же - Калико Джек (21 декабря 1682 -18 ноября 1720) - авторитетный пират, который стал знаменит благодаря нескольким своим примечательным деяниям.

Прежде всего, Рэкхем осмелился бросить вызов капитану Чарльзу Вейну, известному своей беспримерной жестокостью. Кроме того, он был связан особыми отношениями с двумя легендарными женщинами‑пиратами своего времени - Энн Бонни и Мэри Рид. Обе они - в нарушение всех обычаев - служили у него на корабле, причем Энн Бонни была отнята Рэкхемом у супруга. Вдобавок Рэкхем изобрел пиратский флаг собственного дизайна, который впоследствии получил невероятное распространение. Ну и наконец стоит сказать о том, что хоть Рэкхем пиратствовал и недолго, но захватил добычи примерно на $ 1,5 миллиона, что и позволило ему войти в «золотую двадцатку» пиратов. Джон Рэкхем по прозвищу Ситцевый Джек (он получил его за свое пристрастие к ситцевым одеяниям) впервые упоминается в истории в качестве квартирмейстера на судне ужасного Чарльза Вейна. По всей видимости, Рэкхем попал к Вейну, когда пиратская эскадра оставила остров Нью‑Провиденс. Вейн предпочитал пиратствовать, мирная жизнь была не по нем. Впрочем, сам Рэкхем тоже всегда мечтал о судьбе грабителя морей. Мгновенно завоевав доверие самого Вейна и найдя общий язык с командой, Джон Рэкхем вскоре был назначен квартирмейстером. В его обязанности входило соблюдать интересы команды и помогать капитану управлять эскадрой. Как он обнаружил впоследствии, Чарльз Вейн не только страшно издевался над пленниками, но еще и постоянно обирал свою собственную команду. Причем капитан пиратов предпочитал атаковать лишь в том случае, если был абсолютно уверен в победе. Это очень не нравилось команде.

Последней каплей стало намеренное нежелание Вейна нападать на богатый французский корабль. Команда взбунтовалась и выбрала новым капитаном Джона Рэкхема.

Стид Бонне (1688 - 10 декабря 1718 г.) - маститый британский пират, еще один из «золотой двадцатки», кто принял насильственную смерть. Он грабил корабли в Атлантическом океане и, конечно же, в Карибском море. Помимо своих успешных рейдов, принесших ему изрядную добычу, Бонне вошел в историю как корсар, не побоявшийся войти в конфликт с самим Эдвардом «Черной Бородой» Тичем, пиратом из пиратов! Кроме того, он, пожалуй, единственный, кто, будучи преуспевающим плантатором, вдруг решил связать свою жизнь с грабителями морей.

Стид Бонне родился в городе Бриджтаун на Барбадосе в респектабельной и богатой английской семье Эдварда и Сары Бонне, крестивших своего младенца 29 июля 1688 года. После кончины в 1694 году своего почтенного родителя, Стид Бонне в шестилетнем возрасте стал наследником всего семейного состояния. Процветание семьи Бонне, к слову сказать, зиждилось на умелом управлении плантациями, занимавшими площадь свыше 400 акров (примерно 1,6 км²).

Стид Бонне получил очень неплохое образование - достаток вполне позволял ему это. Когда Стид достиг 21 года, он предпринял два весьма серьезных шага. Во‑первых, он покончил со своей холостяцкой жизнью и женился. Его избранницей стала некая Мэри Алламби. Их свадьба состоялась 21 ноября 1709 года. Впоследствии у Стида и Мэри родилось четверо детей: трое мальчиков (Алламби, Эдвард и Стид) и одна девочка, Мэри. Старший сын Стида Бонне Алламби умер рано; его кончина произошла в 1715 году.

Во‑вторых же, Бонне решил научиться держать оружие в руках, для чего поступил в ряды муниципальной милиции. Он достаточно быстро дослужился до чина майора. Некоторые историки допускают, что стремительным ростом карьеры Бонне был обязан своему статусу крупного землевладельца; всем прекрасно было известно о том, что на его плантациях использовался труд рабов. А среди основных функций милиции на первом месте стояло подавление восстаний рабов.

Таким образом, Стид Бонне преуспевал как плантатор, способствовал поддержанию порядка и планировал семейную жизнь на годы вперед.

Пираты! Джентльмены морских просторов. В течение многих столетий их имена внушали людям страх. Капитан Флинт, Джек Воробей, Джон Сильвер, Джеймс Крюк… Список их имен можно продолжать долгое время! Гроза королевского флота, хитрые и коварные, «люди без чести и совести», неутомимые авантюристы. Именно о таких вот неустрашимых морских читайте ниже.

1 Джетроу Флинт (1680-1718)

Начинает нашу сегодняшнюю подборку знаменитый Капитан Флинт. Не смотря на то, что это имя вымышленного персонажа, созданного мыслью шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона, его упоминание достойно этой подборки. Флинт был человеком беспощадным. Подтверждением этому, является знаменитая пиратская песенка, в которой есть слова – «Пятнадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо, и бутылка рома». Именно пятнадцать человек стали невольными свидетелями места, где Флинт зарыл свои сокровища. И этим они подписали себе смертный приговор.

2 Генри Морган (1635-1688)


Имя этого пирата, нам известно по фильму «Сердца трех», снятому по одноименному роману Джека Лондона.
Однако, в отличие от предыдущего участника нашей подборки, Генри Морган действительно существовал. Он был не только пиратом, но и человеком, оказавшим помощь Англии в получении контроля над всем Карибским регионом. За это он получил чин губернатора Ямайки. Однако море не могло расстаться со своим любимцем, и в результате землетрясения, кладбище, на котором был похоронен старый пират, ушло под воду. Причиной же смерти Моргана, была болезнь печени, вызванный неуемным употреблением рома — любимого напитка пиратов.

3 Френсис Дрейк (1540-1596)


Не смотря на то, что родился Френсис в семье священника, он не был примерным христианином. Этому способствовало благословение королевы Англии, которая была готова на все, только бы испанцы не были лидирующей державой мира. В 18 лет, Дрейк становится капитаном пиратского корабля, который грабит и уничтожает имущество Испании. В 1572 году, он участвует в захвате испанского «Серебряного каравана», благодаря чему принес казне 30 000 кг серебра. Кроме того, обладая стремлением побывать в неведомых странах, Дрейк был участником . Благодаря ей, казна Англии получила доход, в три раза превышавший размер ее годового бюджета. Помимо этого, англичане познакомились с тогда еще экзотическим овощем – картофелем. За это Дрейк был посвящен в рыцари и получил звание адмирала.

4 Уильям Кидд (1645-1701)


Его судьба стала напоминанием всем пиратам о неминуемом наказании. По приговору суда он был казнен, а его тело больше 23 лет размещалось на показ в металлической клетке в Лондоне. Причиной этому, стали пиратские выходки Кидда, который был настоящим бедствием не только для французов, но и для англичан.

5 Грейс О’Мейл (1530-1603)


Это имя навсегда внесено в анналы пиратства. Жизнь этой девушки – сплошная череда любовно-авантюрных приключений. Вначале, она пиратствует вместе со своим отцом. Затем, после смерти отца, она сама становится предводительницей клана Оуэна. С саблей в руках и распущенными волосами, она заставляла трепетать своих врагов. Однако это не помешало ей любить и быть любимой. Мать четырех детей, даже будучи в уже немолодом возрасте, продолжала совершать набеги. При этом она отвергла предложение королевы Англии, о поступлении на службу Ее королевского Величества.

6 Оливье (Франсуа) ле Вассер (1690-1730)


Один из самых знаменитых пиратов, чьей родиной была Франция. Не принимая непосредственного участия в пиратских рейдах направленных против англичан и испанцев, Вассер между тем получал львиную долю всей добычи. Причиной тому был остров Тортуга (нынешний Гаити), превращенный этим талантливым инженером в неприступную крепость и ставшей прибежищем для пиратствующих элементов. Ходит легенда, что за годы управления островом, он скопил более 235 миллионов фунтов стерлингов. Но его испортившийся со временем характер, сыграл с ним злую шутку, в результате которой, он стал пищей для акул. Золото же, не найдено до сих пор, осталось спрятанным где-то на островах посреди мирового океана.

7 Уильям Дампир (1651-1715)


Не смотря на то, что основным занятием Уильяма Дамира, было пиратство, его также считают отцом современной океанографии. Это объясняется тем, что он не только пиратствовал, но и описывал все свои путешествия и то, что с ними было связанно. Результатом этого, стала книга, названная «Новым путешествием вокруг света».

8 Чжен Ши (1785-1844)


«Ночная бабочка», ставшая вначале женой, а затем вдовой знаменитого пирата Чжен И., Она унаследовала после смерти мужа более 400 судов, бывших грозой торгового флота Китая. На судах была введена строжайшая дисциплина, положившая конец таким пиратским вольностям, как грабеж союзников и насилие над пленными. Кроме того, Чжен Ши, известна в истории как содержательница публичных домов и покровительница азартных игр.

9 Арудж Барбаросса (1473-1518)


Сын гончара. Его родиной был остров Лесбос. Вероятно потому, что он не нашел на нем своей большой любви, а может быть, из-за захвата острова турками, Барбаросса в 16 лет становится пиратом. Спустя 4 года, он заключает договор с властями Туниса, согласно которому, он может создать на одном из островов свою базу, а взамен, делится процентом от прибыли. Вскоре он становится султаном Алжира. Однако в результате столкновения с испанцами, он был убит. Его приемником стал младший брат, известный как Барбаросс Второй.

10 Эдвард Тич (1680–1718)


Это имя не спроста пугало английское и французское правительство. Благодаря своей отваге и жестокости, Тич скоро стал одним из самых страшных пиратов действующих в районе Ямайки. К 1718 году, под его руководством сражалось более 300 человек. Врагов приводило в ужас лицо Тича, практически полностью закрытое черной бородой, в которой дымились вплетенные в нее фитили. В ноябре 1718 года, Тич был настигнут английским лейтенантом Мейнардтом и после непродолжительного суда, был вздернут на рее. Именно он стал прообразом легендарного Джетроу Флинта, из «Острова сокровищ».

Пиратство появилось, как только человек начал использовать плавательные средства для перевозки грузов. В разных странах и в разные эпохи пиратов называли флибустьерами, ушкуйниками, корсарами, каперами.

Самые известные пираты в истории оставили после себя значительный след: при жизни они внушали страх, после смерти их авантюры продолжают вызывать неослабевающий интерес. Пиратство оказало большое влияние на культуру: морские разбойники стали центральными фигурами многих знаменитых литературных произведений, современных кинофильмов и сериалов.

Живший в XVIII веке. Он интересен тем, что в его команде были две женщины. За любовь к рубашкам из индийского ситца (калико) ярких расцветок он получил прозвище Калико Джек. На флоте оказался в раннем возрасте из-за нужды. Долгое время служил старшим рулевым под командованием знаменитого пирата Чарльза Вейна. После того как последний пытался отказаться от боя с преследовавшим пиратское судно французским военным кораблем, Рэкхем поднял бунт и был избран новым капитаном согласно порядку пиратского кодекса. Калико Джек отличался от остальных морских разбойников мягким обращением со своими жертвами, что, впрочем, не спасло его от виселицы. Пират был казнен 17 ноября 1720 года в Порт-Рояле, а тело его вывесили в назидание остальным разбойникам у входа в гавань.

История одного из самых известных пиратов в истории, Уильяма Кидда , до сих пор вызывает споры среди исследователей его жизни. Часть историков уверена, что он не был пиратом и действовал строго в рамках каперского патента. Тем не менее его признали виновным в нападении на 5 кораблей и убийстве. Несмотря на то, что он пытался получить освобождение в обмен на информацию о месте, где спрятаны ценности, Кидд был приговорен к повешению. После казни тело пирата и его сообщников было вывешено на всеобщее обозрение над Темзой, где и провисело 3 года.

Легенда о спрятанных сокровищах Кидда долгое время будоражила умы. Убеждение в том, что сокровище действительно существует поддерживали литературные произведения, в которых упоминался пиратский клад. Спрятанные богатства Кидда искали на многих островах, но безуспешно. О том, что клад все-таки не миф, свидетельствует тот факт, что в 2015 году британские водолазы нашли у берегов Мадагаскара обломки пиратского судна и под ним 50-килограммовый слиток, который, по оценке экспертов, принадлежал капитану Кидду.

Или госпожа Чжэн - одна из самых известных в мире женщин-пиратов. После смерти мужа унаследовала его пиратскую флотилию и поставила морской разбой на широкую ногу. Под ее началом находилось две тысячи судов и семьдесят тысяч людей. Командовать целой армией ей помогала жесточайшая дисциплина. Например, за самовольную отлучку с корабля провинившийся лишался уха. Не все подчиненные мадам Ши были довольны таким положением дел, и один из капитанов однажды поднял бунт и перешел на сторону властей. После того как могущество мадам Ши было ослаблено, она пошла согласилась на перемирие с императором и впоследствии дожила до преклонных лет на свободе, управляя публичным домом.

Один из самых известных пиратов в мире. Собственно, он был не пиратом, а корсаром, действовавшим на морях и океанах против вражеских кораблей по специальному разрешению королевы Елизаветы. Опустошая побережья Центральной и Южной Америки, он несметно разбогател. Дрейк совершил немало великих деяний: открыл пролив, который назвал в свою честь, под его командованием британский флот разгромил Великую Армаду. С тех самых пор один из кораблей английского военно-морского флота носит имя знаменитого мореплавателя и корсара Фрэнсиса Дрейка.

Список самых знаменитых пиратов будет неполным без имени . Несмотря на то что родился он в зажиточной семье английского землевладельца, с юности Морган связал свою жизнь с морем. Он нанялся на один из кораблей юнгой и вскоре был продан в рабство на Барбадосе. Ему удалось перебраться на Ямайку, где Морган присоединился к шайке пиратов. Несколько удачных походов позволили ему с товарищами приобрести судно. Моргана выбрали капитаном, и это было удачным решением. Через несколько лет под его началом находилось 35 кораблей. С таким флотом ему удалось за день захватить Панаму и сжечь весь город. Поскольку действовал Морган в основном против испанских кораблей и проводил активную английскую колониальную политику, после его ареста пират не был казнен. Напротив, за оказанные Британии услуги в борьбе против Испании Генри Морган получил должность вице-губернатора Ямайки. Умер знаменитый корсар в возрасте 53 лет от цирроза печени.

Он же Черный Барт - один из самых ярких пиратов в истории, хотя он не так известен, как Черная борода или Генри Морган. Черный Барт стал самым успешным флибустьером за всю историю пиратства. За свою недолгую пиратскую карьеру (3 года) он захватил 456 кораблей. Его добыча оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов. Считается, что он создал знаменитый «Кодекс пиратов». Был убит в бою с британским военным кораблем. Тело пирата согласно его воле было сброшено в воду, и останки одного из самых великих пиратов так и не были найдены.

Или Черная Борода - один из самых известных пиратов в мире. Его имя слышал практически каждый. Жил и занимался морским разбоем Тич в самый расцвет золотого века пиратства. Поступив на службу в возрасте 12 лет, он получил ценный опыт, который затем пригодился ему в будущем. По мнению историков, Тич участвовал в войне за испанское наследство, а после ее окончания сознательно решил стать пиратом. Слава безжалостного флибустьера помогала Черной Бороде захватывать судна без применения оружия - увидев его флаг, жертва сдавалась без боя. Веселая жизнь пирата продолжалась недолго - Тич погиб в ходе абордажного боя с преследовавшим его британским военным судном.

К самым известным пиратам в истории относится по прозвищу Долговязый Бен. Отец будущего знаменитого буканьера был капитаном британского флота. С детства Эвери грезил морскими путешествиями. Свою карьеру на флоте он начал юнгой. Затем Эвери получил назначение первым помощником на корсарский фрегат. Команда корабля вскоре подняла восстание, и первый помощник был провозглашен капитаном пиратского судна. Так Эвери стал на путь пиратства. Прославился тем, что захватил корабли индийских паломников, направляющихся в Мекку. Добыча пиратов была неслыханной по тем временам: 600 тысяч фунтов и дочь Великого Могола, на которой впоследствии Эвери официально женился. Как закончилась жизнь знаменитого флибустьера, неизвестно.

Один из самых знаменитых флибустьеров золотого века пиратства. Парго занимался перевозкой рабов и заработал на этом состояние. Богатство позволяло ему заниматься благотворительностью. Дожил до почтенного возраста.

В число самых знаменитых морских разбойников входит , известный как Черный Сэм. Подался в пираты ради женитьбы на Марии Халлет. Беллами отчаянно не хватало средств, чтобы обеспечить будущую семью, и он присоединился к команде пиратов Бенджамина Хорниголда. Через год он стал капитаном разбойников, разрешив Хорниголду мирно уйти. Благодаря целой сети осведомителей и шпионов Беллами смог захватить одно из самых быстроходных суден того времени, фрегат «Вайда». Беллами погиб, когда плыл к своей возлюбленной. «Вайда» попала в шторм, судно было выброшено на мель и команда, включая Черного Сэма, погибла. Карьера Беллами в качестве пирата продолжалась всего год.

April 9th, 2013

Слово «пират» (по-латыни pirata) происходит в свою очередь от греческого peirates, с корнем peiran («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья». Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата.

Это слово вошло в обиход примерно в IV-III веках до н.э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру, и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча.

Пират - морской разбойник вообще, любой национальности, во всякое время грабивший любые корабли по собственному желанию.

Флибустьер - морской разбойник, преимущественно в XVII веке, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке.

Буканир (буканьер) - морской разбойник, преимущественно в XVI веке, грабивший, как и флибустьер, испанские корабли и колонии в Америке. Обычно таким термином называли ранних карибских пиратов, позже оно вышло из употребления и было заменено «флибустьером».

Капер, корсар, и приватир - частное лицо, получившее от государства лицензию на захват и уничтожение неприятельских судов и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. При этом следует иметь в виду, что термин «капер» наиболее раннее, вошло в употребление на средиземноморье еще с (примерно) 800 года до н.э. Термин «корсар» появилось значительно позже, начиная с XIV века н.э., от итальянского «корса» и французского «ла корса». В средневековье употреблялись оба термина. Слово «приватир» появилось еще позже (первое употребление датируется 1664 годом) и пошло от английского «privateer». Часто термином «приватир» хотели подчеркнуть английскую национальность капера, на средиземноморье он не прижился, всякого капера там по-прежнему именовали корсар (фр.), корсаро (ит.), корсарио (исп.), корсари (португ.).

Границы были зыбки и если вчера он был буканиром, сегодня стал капером, а завтра может стать обычным пиратом.


Кроме перечисленных выше терминов, появившихся в довольно позднее время, существовали и более древние названия пиратов. Одно из них — тжекеры, обозначавшее близневосточных пиратов в XV-XI веках до нашей эры. Мне встречалось несколько различныйх латинских написаний тжекеров: Tjeker, Thekel, Djakaray, Zakkar, Zalkkar, Zakkaray. В 1186 году до н.э. они фактически завоевали весь Египет* и вели обширный морской разбой вдоль палестинского побережья в течение нескольких столетий. Нынешняя историография полагает, что тжекеры вышли из Киликии, будущей родины грозных киликийский пиратов. Тжекеры довольно подробно описаны в папирусе Венамона. Позднее, (где-то до 1000 года до н.э) тжекеры осели в Палестине, в городах Дор и Тел Зарор (недалеко от нынешнего города Хайфа). Поскольку в еврейских документах они не упоминаются, их, скорее всего, поглотили более многочисленные филистимляне.


Надо иметь в виду одну особенность Древнего Египта: государство было вытянуто вдоль Нила и средиземноморского побережья, от воды оно удалялось не более, чем на 15-25 км, поэтому тот, кто контролировал побережье, контролировал, по существу, всю страну.


Венамон — древнеегипетский путешественник XII века до н.э., жрец храма Амона в Карнаке. Папирус, написанный около 1100 года до н.э. Древние историки довольно часто упоминали о пиратах, но папирус Венамона — это уникальный документ, поскольку представляет собой путевые записки очевидца.


Примерно в V веке до нашей эры в обиход вошло еще одно название пиратов - долопийцы (Dolopians). На сей раз это древнегреческие пираты, основным районом их действий было Эгейское море. Возможно, первоначально проживавшие в северной и центральной части Греции, они поселились на острове Скирос и жили за счет пиратства. Незадолго до 476 года до н.э. группа купцов из северной Греции обвинила долопийцев в том, что те продали их в рабство после разграбления принадлежавшего им корабля с товарами. Купцам удалось бежать, и они выиграли судебный процесс в Дельфах против скирийцев. Когда скирийцы отказались вернуть их собственность, купцы обратились за помощью к Симону, командующему афинским флотом. В 476 году до н.э. военно-морские силы Симона захватили Скирос, изгнали с острова или продали в рабство долопийцев и создали там афинскую колонию.


Из кого же комплектовались ряды пиратов?

По своему составу они не были однородны. Разные причины побуждали людей к объединению в преступное сообщество. Здесь были и искатели приключений; и мстители, поставленные «вне закона»; путешественники и исследователи, внесшие значительный вклад в дело изучения Земли в эпоху Великих географических открытий; бандиты, объявившие войну всему живому; и дельцы, считавшие грабеж обычной работой, которая при наличии определенного риска давала солидный доход.Часто пираты находили поддержку у государства, которое во время войн прибегало к их помощи, легализуя положение морских разбойников и, превращая пиратов в каперов, то есть официально разрешая им вести боевые действия против неприятеля, оставляя себе часть добычи.Чаще всего пираты действовали неподалеку от берега или среди мелких островов: так проще незаметно подобраться ближе к жертве и проще уйти от погони, в случае какой-нибудь неудачи.


Сегодня нам, избалованным успехами цивилизации и достижениями науки и техники, трудно даже представить себе, как неизмеримо велики были расстояния в век отсутствия радио, телевидения и спутниковой связи, какими далекими казались части света в представлении людей того времени. Корабль уходил из гавани, и связь с ним на много лет прерывалась. Что с ним сталось? Страны разделялись страшнейшими перегородками конкуренции, войн и вражды. Моряк исчезал из страны на несколько десятков лет и поневоле становился бездомным. Возвратившись на родину, он уже не находил никого — родные умерли, друзья забыли, его никто не ждал и никому он не был нужен. Воистину смелы были те люди, рисковавшие собой, пускаясь в неизвестность на хрупких ненадежных (по современным меркам) суденышках!



II. Романисты о пиратах


Сегодня существует вполне устоявшиеся стереотипные представления о пиратах, созданные благодаря художественной литературе. Основоположником современной литературы о пиратах можно назвать Даниэля Дефо, выпустившего три романа о похождениях пирата Джона Эйвери.


Следующим крупным писателем, писавшим также о морских разбойниках, был Вальтер Скотт, опубликовавший в 1821 году роман «Пират», в котором прототипом главного героя капитана Кливленда послужил образ главаря пиратов из романа Даниэля Дефо «Приключения и дела известного капитана Джона Гау».



Дань морю отдали такие известные писатели, как Р.-Л. Стивенсон, Ф. Мариэт, Э. Сю, К. Фаррер, Г. Мелвилл, Т. Майн Рид, Дж. Конрад, А. Конан Дойль, Джек Лондон и Р. Сабатини.


Интересно, что Артур Конан Дойль и Рафаэль Сабатини создали два колоритнейших, диаметрально противоположных друг другу образа пиратских капитанов — Шарки и Блада, объединяющих в себе: первый — худшие качества и пороки, а второй — лучшие рыцарские достоинства реально существовавших предводителей «джентльменов удачи».


Благодаря «помощи» такой именитой плеяды литераторов известнейшие в свое время пиратские капитаны Флинт, Кидд, Морган, Граммон, Ван Доорн и их менее «прославленные», а иногда и просто вымышленные собратья, продолжают свою вторую жизнь на страницах этих книг. Они берут на абордаж испанские галеоны, доверху набитые сокровищами, топят неповоротливые королевские крейсеры и держат в страхе прибрежные города спустя много времени после того, как кое-кого из них настигло правосудие, а иным удалось мирно закончить свой жизненный путь.


Композитор Робер Планкетт написал оперетту «Сюркуф», в которой историческая правда о подлинных делах морского разбойника Сюркуфа уступила место фантазии: красивая судьба бескорыстного моряка Робера и его возлюбленной Ивонны вполне отвечала духу оперетт XIX века.


Сложилось впечатление, что пираты — эдакие непризнанные гении, скитающиеся по морям только благодаря несчастливому стечению обстоятельств. Этому стереотипу мы обязаны, в основном, благодаря Р.Сабатини с его трилогией о капитане Бладе, создавшем, кроме прочего и миф о том, что пираты обладали мощными судами и нападавшими на военные корабли.


На самом деле, совершенно прозаические мотивы заставляли заниматься пиратством.


Иногда — безысходная бедность, иногда всепоглощающая алчность. Но, так или иначе, пираты преследовали одну лишь цель — личное обогащение. Сохранились документы, показывающие лишенную всякого романтизма сторону пиратства, так сказать, его финансово-организационную сторону. Ремесло пирата было крайне опасным: будучи схваченным «на месте преступления», пиратов вешали не задумываясь. Будучи схваченным на берегу, пирата ждала не лучшая участь: либо веревка, либо пожизненная каторга. Весьма редки были случаи, когда пираты обладали мощным судном, чаще это были небольшие, но с хорошими мореходными качествами, корабли.

Еще реже были случаи боя пиратского судна с военным кораблем: для пирата это было бессмысленно и чрезвычайно опасно. Во-первых потому, что никаких сокровищ на военном судне нет, зато там есть много пушек и солдат и судно это полностью снаряжено именно к морскому бою. Во-вторых потому, что команда и офицеры этого судна — профессиональные военные, в отличие от пиратов, ставшие на военную стезю волей случая. Не нужен пирату военный корабль: неоправданный риск, почти верное поражение и тогда неминуемая смерь на нок-рее. А вот одиноко плывущее купеческое судно, джонка ловца жемчуга, а иногда и просто рыбацкая лодка — как раз жертва для пирата. Надо иметь в виду, что мы часто подходим к оценке событий прошедшего времени с точки зрения современного человека. Поэтому нам сложно понять то, что почти до конца XVIII века разница между торговым и пиратским флотами была невелика. В те времена вооружалось практически всякое судно, и бывало так, что мирный торговый корабль, встретив в море собрата, но (предположительно) более слабого по вооружению, брал его на абордаж. Затем пират-купец привозил груз и как ни в чем не бывало продавал его, иногда по сниженной цене.


Пиратские флаги: Эммануила Вейна (вверху) и Эдварда Тича (внизу)

III. Под «Веселым Роджером»


Весьма интересно немного остановиться на пиратских флагах. Общеизвестно, что прозвище пиратского флага — «Веселый Роджер» (Jolly Roger). Почему такое прозвище?


Начнем не непосредственно с «Веселого Роджера», а с ответа на вопрос, какие вообще флаги вывешивали на кораблях разные страны в разное время?

Вопреки сложившемуся мнению, далеко не все корабли в прошлом ходили под национальным флагом своей страны. Например, в проекте французского Закона о королевском флоте от 1699 года сказано что «королевские корабли не имеют никаких строго установленных отличительных знаков для ведения боя. Во время войн с Испанией наши корабли использовали красный флаг, чтобы отличаться от испанских, которые выступали под белым флагом, а в последней войне наши корабли шли под белым флагом, чтобы отличаться от англичан, также воюющих под красным флагом…» Тем не менее, французским каперам специальным королевским эдиктом запрещалось ходить под черным флагом практически до последних лет их (фр.каперов) существования.


Примерно в то же время, в 1694 году Англия издала закон, устанавливавший единый флаг для обозначения английских приватирских кораблей: красный флаг, мгновенно получивший прозвище «Красный Джек». Так появилось понятие пиратского флага вообще. Нужно сказать, что по меркам того времени красный флаг, вымпел или знак означал для всякого встречного корабля, что сопротивление бессмысленно. Однако, вслед за каперами очень быстро и свободные пираты переняли этот флаг, даже не сам флаг, а идею цветного флага. Появились красные, желтые, зеленые, черные флаги. Каждый цвет символизировал определенную идею: желтый — безумство и безудержность гнева, черный — приказ сложить оружие. Поднятый пиратом черный флаг, означал приказ немедленно остановиться и капитулировать, а если жертва не подчинялась, то поднимался красный или желтый флаг, что означало смерть всем на непокорном судне.


Так откуда же пошло прозвище «Веселый Роджер»? Оказалось, что «Красный Джек» по-французски звучал как «Jolie Rouge» (дословно — Красный Знак), будучи переведенным обратно на английский он превратился в «Jolly Roger» — Веселый Роджер. Здесь стоит упомянуть, что на английском жаргоне того времени roger — мошенник, вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер».


Сегодня многие полагают, что «Веселый Роджер» — это черный флаг с черепом и перекрещенными костями. Однако на самом деле многие известные пираты имели свои уникальные флаги, отличавшиеся как цветом, так и по изображением. Действительно, пиратские флаги существовали и были самые разнообразные: и черные, и с красным петухом, и со скрещенными шпагами, с песочными часами и даже с барашком. Что же касается именно «классического» Веселого Роджера, то такой флаг впервые отмечен у французского пирата Эммануила Вейна в самом начале XVIII века.


Многие известные пираты имели свой собственный флаг. Тут уже можно заметить, как «герой» заставляет славу работать на него: зная, кто за ним гонится, у жертвы опускались руки. Этакий «бренд»,

личное тавро, означавшее определенное «качество» навязываемой «услуги». Безвестному же пирату (а таких было подавляющее большинство!) это было не нужно, ведь какой-нибудь необычный флаг или вообще отсутствие флага наверняка насторожит капитана атакуемого судна. Зачем? Пираты были жестоки, но отнюдь не так глупы, как пытаются нарисовать их некоторые писатели. Поэтому, все же, в большинстве своем пиратские корабли ходили под официальным флагом какого-нибудь государства и жертва слишком поздно узнавала о том, что судно на самом деле пиратское.Вообще, черный флаг уже к середине XVII века являлся отличительным знаком пиратов и водрузить такой флаг значило здорово приблизить свою шею к виселице.


Приватирский патент капитана Кидда

Флибустьер или приватир?


В периоды войн пираты, случалось, покупали у воюющего государства право на ведение боевых действий в море на свой страх и риск и грабили корабли воюющей страны, а сплошь и рядом и нейтральных стран. Пират знал, что, заплатив в казну специальный налог и получив о том соответствующую бумагу — Letter of Marque — Каперское свидетельство, он уже считался капером и не нес ответственности перед законом этого государства до тех пор, пока не нападал на соотечественника, либо союзника.

По окончании войны каперы нередко обращались в обычных пиратов. Недаром многие командиры военных кораблей не признавали никаких каперских патентов и вешали пленных каперов на ноках рей так же, как и прочих пиратов.


На всякого рода патентах хотелось бы остановиться чуть подробнее.

Кроме Letter of Marque, выдававшегося с XIII века по 1856 год (чтобы быть ближе к датам, скажу, что первое упоминание о таких бумагах относится к 1293 году) и разрешавшее именно и единственно захват вражеского имущества, выписывался также Letter of Reprisal (дословно — документ на возмездие, реприссалию), разрешавший убийство вражеских подданных и захват их имущества. Проще говоря, грабеж. Но не вообще всякому, а лишь тем, кто пострадал от деятельности граждан указанного в документе государства. Бумаг было несколько, поэтому в официальных документах они именуются всегда во множественном числе — letters. Действие бумаг не ограничивалось лишь морским разбоем, но также дозволяло разбой на суше, причем как в мирное, так и в военное время. Почему же reprisal? В переводе с английского, это слово означает возмездие. Дело в том, что средневековые города и поселения были, в большинстве своем, небольшими замкнутыми общностями и считалось естественным направить возмездие против любого из их граждан, который по возвращении домой мог взыскать ущерб с настоящего виновника преступления. Мстителю лишь следовало заручиться соответствующими бумагами — letters.

Выше уже упоминался египетский жрец Венамон. В своем папирусе он описывает собственное путешествие в сирийский город Библ, куда он вез значительное количество золота и серебра для закупки древесины (в Египте древесина практически не производилась и ее импортировали). По дороге туда, когда они зашли в тжекерский город Дор, капитан судна удрал, прихватив с собой почти все деньги Венамона, а тжекерский градоправитель отказался помочь ему в розыске этого капитана. Венамон, тем не менее, продолжил путь и по дороге встретил других тжекеров и каким-то образом ухитрился отнять у них семь фунтов серебра: «Я забираю у вас серебро и буду держать его у себя, пока вы не найдете мои деньги или вора, который их украл». Этот случай можно считать первым документированным случаем репрессалии в морском праве.

Примерно к началу XIV века захват имущества на море должен был санкционироваться адмиралом королевского флота или его представителем. Чтобы стимулировать торговлю, правители государств подписывали соглашения, запрещающие частные акты мести. Например, во Франции после 1485 года подобные бумаги выписывались крайне редко. Позже и другие европейские державы стали резко ограничивать выдачу каперских патентов. Тем не менее, на время боевых действий частным военным кораблям предоставлялись другие виды лицензий. Например, в Англии во время войны с Испанией 1585-1603 Адмиралтейский суд предоставлял полномочия всем, кто заявлял, что каким-либо образом обижен испанцами (причем подтверждения слов не требовалось). Такие лицензии давали право обладателю нападать на любой испанский корабль или город. И все же некоторые из новоявленных приватиров начинали нападать не только на испанцев, но и на своих соотечественников англичан. Возможно поэтому английский король Яков I (1603-1625) крайне негативно относился к самой идее таких патентов и вообще их запретил.


Тем не менее, следующий английский монарх Карл I (1625-1649) возобновил продажу лицензий на каперство частным лицам, и более того, предоставил компании «Providence»* давать такие бумаги в неограниченном количестве. Кстати, именно отсюда пошло английское жаргонное выражение Right of Purchase, ныне совершенно вышедшее из употребления. Дословно это выражение означало «право на грабеж», но вся соль здесь была именно в игре слов понятия purchase: дело в том, что это английское слово первоначально означало охоту или преследование животных, но постепенно, в XIII-XVII веках оно вошло в английский морской жаргон и стало означать процесс грабежа, а также захваченное имущество. Сегодня оно утратило сей воинственный смысл и означает «приобретение», в редких случаях «стоимость, ценность».

«Providence» — государственная корпорация, призванная содействовать каперству на островах Тортуга и Провиденс. После захвата острова Провиденс испанцами (1641 г.), компания оказалась по уши в долгах и постепенно захирела.


Кроме указанных документов, с 1650-х по 1830-е годы на средиземноморье существовало, так называемое, Right of Search — Право на обыск. В отличие от большинства пиратов, деятельность берберских корсаров контролировалось их правительством. Чтобы способствовать торговле, некоторые христианские государства заключали мирные соглашения с берберскими правителями. Таким образом, корсары могли легально нападать на корабли отдельных государств, воздерживаясь от атак на дружественные суда.


Морские капитаны держав, подписавших подобный договор, часто брали на свои корабли грузы или пассажиров, враждебных берберским странам. Поэтому во избежание возможного обмана государства, подписавшие упомянутые соглашения, вынуждены были позволить берберским корсарам останавливать и обыскивать свои корабли. Те могли захватывать имущество и пассажиров враждебных держав, если обнаруживали их на борту остановленных кораблей. Однако они должны были оплачивать полную стоимость груза, вверенного капитану, до места его назначения.


Обратная проблема возникала, когда пассажиры и имущество дружественных стран оказывались на захваченном вражеском корабле. Корсары могли конфисковать груз и обратить в рабство команду, но предполагалось, что они должны были освободить пассажиров, находившихся под защитой норм соглашений. Чтобы корсары могли свободно распознать подданных союзнических держав, была создана система пропусков.


Берберские пропуска — довольно любопытное явление! По сути своей это были охранные грамоты, гарантирующие корабль и команду от морского разбоя. Правом выдавать такие документы обладали немногие чиновники. Например, в соответствии с соглашениями от 1662 и 1682 годов между Англией и Алжиром действительными считались только пропуска, выданные лордом Верховным адмиралом или правителем Алжира. Причем договор разделялся на две части затейливым обрезом, одну часть листа оставляли себе, а вторую часть отдавали противоположной стороне. На борт корабля могли подняться лишь два человека для проверки груза и списка пассажиров. Подавляющее большинство корсаров подчинялось этим пропускам, непокорных ждала смертная казнь, хотя в начале (первые 30-40 лет) нарушений было изрядно.


Вообще, понятие «интернационального права» объединяющего все народы, имеет относительно позднее происхождение. В античные же времена законы одного общества распространялись исключительно на его членов. Из-за невозможности распространения действия местных законов за пределами определенных границ греческие города-государства позволяли своим гражданам самим защищать свои интересы от притязаний чужаков. Римское законодательство также проводило четкую границу между гражданами государства, союзниками и населением остального внешнего мира. Однако это различие стало менее значительным после того, как римляне покорили весь средиземноморский регион. В отличие от поздних каперских свидетельств, естественное право на возмездие существовало до тех пор, пока две стороны не заключали специальный договор, регулирующий правовые отношения между этими государствами. Договоры нередко становились своеобразной формой шантажа.


Например, Этолийский Союз* (300-186 годы до н.э.) поддерживал пиратство, которым занимались его члены, и извлекал пользу из их деятельности. Этолийцы получали причитавшуюся им часть пиратской добычи. Если какое-либо из соседних государств желало обезопасить себя от пиратских нападений, ему приходилось подписать договор, признававший власть Этолийского Союза.


Этолия (Aetolia) — гористая, покрытая лесом местность в центре Греции между Македонией и Коринфским заливом, где различные местные племена объединились в некое подобие федеративного государства — Этолийский Союз. Правительство занималось лишь вопросами войны и внешней политики. В 290 году до н.э. Этолия начала расширять свои владения, включая в свой состав соседние владения и племена в качестве полноправных членов или союзников. К 240 году союз контролировал почти всю центральную Грецию и часть Пелопоннеса. Основным занятием представителей союза было участие в войнах между враждующими империями в качестве наемников. В 192 году до н.э. союз выступил против крепнущего Рима, за что и поплатился, став одной из его провинций.


Современное представление о пиратах

V. Наследие


Разумеется, среди огромного количества безвестных пиратов, были исключения — личности выдающиеся — и о них мы поговорим отдельно.


Известны случаи, когда именно пираты — искусные мореплаватели — становились первооткрывателями новых земель. Многих из них властно манила «муза дальних странствий», и жажда подвигов, приключений нередко брала верх над жаждой наживы, которой они соблазняли своих царственных покровителей в Англии, Испании и Португалии. Не говоря уже о безвестных викингах, побывавших на земле Северной Америки почти за пятьсот лет до открытия ее Колумбом, вспомним хотя бы сэра Френсиса Дрейка — «королевского корсара» и адмирала, совершившего второе после Магеллана кругосветное плавание; открывателя Фолклендских островов Джона Дэвиса; историка и писателя сэра Вальтера Рели и знаменитого этнографа и океанолога, члена Английского королевского общества Вильяма Дампира — трижды обошедшего вокруг Земли.


Однако, если патент на должность капитана галеона «Золотого флота» или «Серебряного флота», перевозивших драгоценности, награбленные в Америке, знатному и богатому дворянину Испании можно было легко купить, то должность капитана пиратского корабля невозможно было приобрести ни за какие деньги. Выдвинуться в среде морских разбойников с их своеобразными, но жестокими законами мог только человек с незаурядными организаторскими способностями. Нет ничего удивительного в том, что люди такого плана всегда волновали воображение писателей, художников и композиторов и становились — часто в идеализированном виде — героями произведений.


В сущности, пираты вели каторжную жизнь, на которую сами себя обрекли. Месяцами питались сухарями и солониной, чаще пили затхлую воду, а не ром, болели тропической лихорадкой, дизентерией и цингой, гибли от ран, тонули во время штормов. Немногие из них умерли дома в своей постели. Поликрата Самосского в 522 году до н.э. распял на кресте персидский сатрап Оройтес, заманивший его в ловушку к себе на континент под предлогом заключения договора о ненападении. Знаменитого когда-то Франсуа Л’Олоне убили, зажарили и съели каннибалы; предводителя витальеров Штертебеккера обезглавили в Гамбурге; сэр Френсис Дрейк умер от тропической лихорадки; сэр Вальтер Рели казнен в Лондоне; Тич убит во время абордажной схватки и его отрубленную голову повесил победитель под бушпритом своего корабля; Робертса сразила попавшая в горло картечь, и противник, отдавая должное его храбрости, опустил в море труп капитана с золотой цепью и усыпанным бриллиантами крестом на шее, с саблей в руке и двумя пистолетами на шелковой перевязи, а затем повесил всех оставшихся пиратов. Эдварда Лоу повесили французы, Вейн казнен на Ямайке, Кидда повесили в Англии, Мери Рид умерла в тюрьме будучи беременной… Стоит ли перечислять дальше?

Знаменитые британские капитаны пиратов Лучшие британские пиратские корабли
Sir Francis Drake — Сэр Френсис Дрейк The Pelican, переименованный the Golden Hind
Sir Walter Raleigh — Сэр Уолтер Рейли The Falcon.
Sir Richard Hawkins — Сэр Ричард Хокинс The Dainty, the Swallow
Sir Martin Frobisher - Сэр Мартин Фробишер The Gabriel
Sir Humphrey Gilbert - Сэр Хемпфри Джилберт Anne Ager, The Raleigh, the Swallow & the Squirrel
Sir John Hawkins — Сэр Джон Хокинс The Victory
Sir Richard Grenville - Сэр Ричард Гренвилл The Revenge, Tiger, Roebuck, Lion, Elizabeth, and DorothyJohn Hawkins

Знаменитые пиратские корабли Капитаны пиратских кораблей
Queen Anne’s Revenge Edward Teach (Blackbeard) — Эдвард Тич
Adventure Galley Captain Kidd - Капитан Кидд
The Revenge Captain John Gow — Капитан Джон Гоу
The William John Rackham (Calico Jack) — Джон Рекхем, Anne Bonney — Энн Бонни& Mary Reade — Мери Рид
Fancy, Pearl, Victory Edward England — Эдвард Ингленд
Fancy Henry Every (Long Ben) — Генри Эвери
Royal James Ignatius Pell — Игнатиус Пелл
Royal Fortune, Great Fortune & Great Ranger Bartholomew Roberts (Black Bart) — Бартоломью Робертс
Liberty and the Amity Thomas Tew — Томас Тью
Delivery George Lowther Delivery - Джордж