Лоренцо лото картины. Постеры, pепродукции картин известных художников в высоком разрешении хорошем качестве, клипарт и фотографии большого размера для скачивания

1480 - 1556
Один из крупнейших венецианских живописцев, ученик, по-видимому, Джованни Беллини (по другому предположению - ученик Альвизе Виварини), развившийся впоследствии под влиянием Джорджоне и отчасти Корреджо. *** Родился в Венеции. Работал в Тревизо, Реканати, Риме, Бергамо. С 1526 г по 1542 г и с 1545 по 1549 гг жил в Венеции. Последние годы жизни провел в религиозном центре, святилище Санта Каза в Лорето, где занимался реставрированием картин и оформлением статуй. Умер около 1556 г., вероятно, в Лоретто. В своём таланте соединял колористические качества, свойственные венецианской школе, с исканием правды и красоты, с находчивостью в композиции и вообще с высоким поэтическим чувством. Писал преимущественно религиозные картины, но также и портреты. Произведения его встречаются во многих итальянских церквях и картинных галереях. Они не составляют редкости и в музеях Англии и Средней Европы. Замечательнейшие из них находятся в церквях: С.-Спирито («Обручение св. Екатерины»), С.-Бернардино («Мадонна на троне, с предстоящими святыми») и С.-Бартоломмео («Поклонение Богородицы Младенцу-Христу») в Бергамо и в црк. С.-Доминико («Взятие Богородицы на небо») в Анконе. В Императорском Эрмитаже имеются три картины Лоренцо Лотто: «Мадонна», «Сон Младенца-Христа» и «Мужской портрет».

Художественное путешествие дорогами Лоренцо Лотто. Осенний Бергамо глазами художника XVI века January 14th, 2013

(1480-1556). «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523) из собрания Академии Каррара, Бергамо. Фрагмент

"…на выставке экспонируется картина «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523), созданная мастером во время работы в Бергамо. Ее заказчиком был изображенный слева от Мадонны Никколо Бонги, в доме которого работа находилась довольно долго. Фигуры изображены на фоне парапета, через который перекинут ковер. За ним Лотто изобразил прекрасный, по описанию современников, пейзаж с видом на гору Синай. В 1527 году, когда французские войска находились в Бергамо, один солдат вырезал этот фрагмент композиции и увез с собой… "

пресс-релиз ГМИИ им. А.С. Пушкина

Художественное путешествие дорогами Лоренцо Лотто
Преувеличение по-итальянски - перенесём Бергамо на полтысячи километров южнее.

Вряд ли имеет смысл пересказывать своими словами информацию о творчестве Лоренцо Лотто, полученную на пресс-конференции, посвященной открытию выставки "Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний" в ГМИИ им. А.С. Пушкина . Оставим эту привилегию дипломированным искусствоведам. К чему изобретать велосипед, если можно повторить пресс-релиз, составленный музейными сотрудниками? Свой рассказ о впечатлениях, возникших после знакомства с творчеством талантливого итальянского художника 16 века, я посвящу Италии. Точнее, прекрасным итальянским городам и дорогам, сохранившим своё очарование со времен Лоренцо Лотто. Венеция, Бергамо, Урбино, Лорето, Монтефельтро...



Осень в Бергамо

В самом начале пресс-конференции я заподозрил итальянских устроителей выставки «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке», нет, не в обмане!, но в легком преувеличении. Расстояние от города Урбино, старинной столицы Монтефельтро, до Бергамо составляет примерно 400-500 километров - трудно предположить, что регион Марке настолько велик. К тому же, перепутать невысокие горы Монтефельтро с предгорьями Альп довольно сложно. Несмотря на столь явные несоответствия, само название выставки выдвигает на первое место регион Марке в противовес региону Ломбардия, в котором находится хорошо известный русскому человеку город Бергамо - родина Труфальдино, Гаэтано Доницетти и Дж. Кваренги, автора многих построек в Санкт-Петербурге. Музей «Академия Каррара» из Бергамо представил на выставку три картины Лоренцо Лотто. Несмотря на столь значительное участие в выставке, на пресс-конференции с итальянской присутствовали лишь представители региона Марке, а также Посол итальянской Республики г-н Антонио Занарди Ланди (Antonio Zanardi Landi).
В чем же дело? Предполагаю, что ситуация объясняется достаточно просто. Стотысячный, но гордый Бергамо не может пожаловаться на отсутствие интереса со стороны российских туристов. Городок расположен неподалёку от Милана и озера Комо, и, несмотря на свои малые размеры, прямые авиарейсы связывают его с Москвой. В то время, как провинция Марке незаслуженно обделена вниманием русских путешественников. Как я уже писал, несмотря на расположение рядом с Флоренцией, Сан-Марино и Римини, кажущееся поначалу выгодным, живописный район Монтефельтро остается «терра инкогнита». Туристы обычно объезжают регион Марке по скоростным автострадам. А жаль, ведь помимо богатой истории и архитектуры, эта область способна привлечь любителей экологического туризма. И выставка Лоренцо Лотто может послужить хорошей рекламой для Марке, чем не преминула воспользоваться более заинтересованная сторона. Неоднократно в выступлениях итальянцев прозвучали фразы о том, что они благодарны ГМИИ им. А.С. Пушкина за предоставленную возможность показать широкой публике картины из небольших провинциальных галерей. Действительно, экспонирование произведений искусства в музее мирового уровня даёт отличные шансы попасть на глаза большому количеству зрителей, получить известность, подобающую имени художника. А там, глядишь, увеличится и поток туристов в Урбино, Анкону, Йези и Лорето.


В Верхнем Бергамо до сих пор можно увидеть то, что было построено ещё за несколько веков до Лоренцо Лотто

В экспозицию выставки вошли знаменитый «Портрет Лючины Брембати» (около 1518 г.), «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523 г.) и «Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской» (1533 г.). Все картины из собрания Академии Каррара (Бергамо). Увы, мне не довелось увидеть произведения Лотто в родных для них стенах. К сожалению, Академия Каррара во время моего визита в город была закрыта на длительную реконструкцию. Боттичелли, Рафаэль, Рубенс, Пизанелло, Карпаччо, Каналетто, Беллини, Мантенья - имена, сладкие для любого любителя искусства. Зато удалось увидеть циклопические стены Верхнего города, словно построенные древними великанами, и насладиться живописными пейзажами осенней Италии.
Лоренцо Лотто (1480-1556) родился в Венеции, но был вынужден покинуть этот город в достаточно юном возрасте. Его жизнь и творчество неразрывно связаны с городами таких регионов Северной Италии, как Ломбардия и Венето. За пределами Венеции, в провинции, Лотто получал заказы и работал, до конца своих дней обреченный на неустроенную жизнь. Жизнь художника была столь же беспокойной, как история самого Бергамо, пережившего после падения Римской империи нашествия варваров, борьбу против папской или императорской власти, а заодно и междоусобные споры между кланами гвельфов и гибеллинов. В конце концов, ослабленный бесчисленными конфликтами, город вошёл в состав светлейшей Венецианской республики (Серениссима), что обеспечило мир и процветание маленькому Бергамо как раз ко времени Лоренцо Лотто. Фасады многих зданий до сих пор украшают изображения крылатого льва, опирающегося лапой на открытую книгу - символ евангелиста Марка, покровителя Венеции.

Бергамо (Италия). Стены Верхнего города

Художник мог наблюдать, как власти Венеции возвели вокруг города новое кольцо укреплений, поражающее циклопическими масштабами и в наше время. Чтобы впечатления от Бергамо были понятны более четко, скажу, что рядом с темными стенами Верхнего Бергамо московский Кремль смотрелся бы подобно дачному забору на фоне настоящих крепостных стен. Увы, ни те, ни другие укрепления не сумели защитить свои города от врагов. Итальянские мастера были великими строителями, однако, их сооружения как будто несли на себе черную печать - враг без боя входил внутрь бесполезных крепостей. Когда-то Наполеон вторгся на Апеннинский полуостров и низложил Венецианскую республику. Чуть позже французы вошли в Московский Кремль, правда, итоги войны 1812 года отличались от итальянской кампании французского императора. Твердый камень оказался слабее в сравнении с людской отвагой и самоотверженностью русских патриотов, принесших свободу как своей стране, так и доброй половине Европы. В то время как борьба с нашествием Наполеона для бергамцев заключалась в основном в том, что самые храбрые жители города тщательно маскировали и сохраняли изображения главного символа Венецианской республики, крылатого льва, который был объявлен вне закона.

Ратуша Палаццо-делла-Раджоне (слева) и башня Кампаноне (справа)

Сердце Верхнего Бергамо - площадь Веккья (p. Vecchia) или Старая площадь. Архитектурный ансамбль площади сложился в эпоху Ренессанса, между 1440 и 1493 годами, после сноса некоторых старых зданий X-XI веков. Ратуша Палаццо-делла-Раджоне (Palazzo della Raggione) - символ средневекового города-республики - построена во второй половине XII века, но свой фасад получила лишь в 1453 году. Главное внутреннее помещение «Каприате» украшают фрески Браманте, собранные из различных церквей и дворцов Бергамо. Сегодня здание ратуши открыто для посетителей и используется для проведения выставок. С начала XIII века символом Бергамо становится его главная высотная доминанта на Старой площади - башня Кампаноне (Torre del Campanone), построенная еще в XI веке. Башню основательно перестроили после пожара 1486 года, и с тех пор она сохранила свой облик. Скорее всего, уже во времена Лоренцо Лотто площадь носила название Старой.
На другой стороне площади в наши дни располагается здание городской библиотеки Анджело Мея, строительство которой началось на полвека позже смерти художника. Зато церковь Сан-Микеле-аль-Арко (Chiese di San Michele all’Arco) известна с 897 года. По галерее ратуши можно пройти на маленькую площадь Дуомо (p. del Duomo), центральное место на которой занимает знаменитая базилика Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S. Maria Maggiore), главным украшением которой является великолепный разноцветный портал. Рядом с базиликой находится баптистерий, место для крещения, который был построен в 1340 году архитектором Кампионе. Восьмигранное сооружение по своим размерам значительно уступает аналогичным сооружениям во Флоренции или в Парме, но отлично гармонирует с порталом церкви Санта-Мария-Маджоре. Особое изящество ему придают стройные колонны второго яруса, выполненные из розового веронского мрамора.

Интерьеры базилики Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S. Maria Maggiore)

Как следует из названия, саму площадь планировали под строительство кафедрального собора Сант-Аллесандро (Duomo di Sant’Allessandro), посвященного святому покровителю Бергамо. Его возвели на месте прежнего храма, построенного в VI веке. Строительство велось долго: в середине XV века архитектор А. Аверулино (более известный как Филарете) построил неф и шесть капелл. Именно в таком состоянии собор видел Лоренцо Лотто, так как строительство продолжилось только в 1689 году, а купол появился лишь в XIX веке.
По лабиринтам узких улочек Верхнего города пять веков назад проходил Лоренцо Лотто. До наших времён сохранилось немало домов и сооружений, которые мог видеть великий художник. Туристам могут быть интересны особняки (палаццо) бергамской знати - семей Терци, Морони, Медолаго-Альбани и Альарди - теперь они открыты для посещения. Дома вельмож нетрудно узнать по обязательной башне, высота которой подчас символизировала размеры богатства и высоту положения в средневековом обществе. Я не зря столь тщательно привожу даты постройки той или иной церкви - скрупулезный читатель легко поймёт, что основные архитектурные доминанты Верхнего Бергамо не сильно изменились с XVI века, когда там жил Лоренцо Лотто.

Верхний Бергамо. Вид из замка на крыши Верхнего города

Лоренцо Лотто / Lorenzo Lotto (1480-1556). «Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской» (1533) из собрания Академии Каррара, Бергамо

"...Менее драматична судьба другой картины, посвященной образу св. Екатерины - «Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской». Картина подписана художником и датирована 1533 годом. В композиции, где центром притяжения служит фигурка спящего младенца Христа, заключена аллюзия на грядущую смерть Спасителя. Полотно давно признано одним из высших образцов колористического мастерства Лотто, сумевшего создать удивительную по красоте гармонию оттенков зеленого, красного и серого, переходящего от жемчужного до глубокого темного тона. Игру цвета художник обогащает вибрацией складок и светотени."

Время : с 14 декабря 2012 года по 10 февраля 2013 года (часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00 [кассы до 18:00]; по четвергам с 10:00 до 21:00 [кассы до 20.00]; понедельник - выходной)

Место : Москва, Россия; ГМИИ имени А.С. Пушкина, основное здание; ул. Волхонка, 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)

Событие : Выставка « Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний»

Стоимость билета на выставку для граждан РФ составляет 300 руб.

Благодаря новой выставке в ГМИИ имени А.С. Пушкина российские любители искусства впервые имеют возможность достаточно подробно познакомиться с творчеством Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto ) (1480-1556), одного из крупнейших итальянских мастеров Высокого Возрождения , чинквеченто . В этот период в Италии работало столько гениев живописи, что за их могучими спинами легко мог затеряться даже недюжинный талант. Именно так произошло с Лоренцо Лотто, который, к тому же, был художником весьма самобытным и независимым, да еще и обладал неуживчивым, беспокойным нравом и не был склонен к созданию идеализированных образов. Немалую роль сыграло и то, что Лотто, хотя и был по рождению венецианцем, работал в основном не в крупных художественных центрах того времени (Риме, Флоренции, Венеции), а в провинциальных городах Северной Италии и области Ма́рке в центре страны. В общем, вскоре после его смерти о Лотто очень надолго забыли.

Лишь в конце XIX века Лоренцо Лотто воскресил для общественности критик Бернард Беренсон, большой специалист по части итальянского Ренессанса. После этого художником стали активно заниматься искусствоведы, а в 1953 году в Италии состоялась большая выставка, где этот своеобразный мастер был заново открыт и признан. В последние годы о нем было написано много статей и книг, а совсем недавно, в 2012 году, в Италии прошла обширная выставка, в полном объеме представившая творчество этого необычного художника, с таким опозданием заслужившего посмертную славу и так до конца и не вышедшего из тени своих великих современников.

На выставке в Москве демонстрируются десять произведений Лоренцо Лотто - не слишком много, но достаточно, чтобы составить представление о творчестве не самого известного, но, безусловно, выдающегося итальянского живописца первой половины XVI века . Даже эти немногочисленные работы ярко показывают, насколько оригинально, неожиданно, по-своему художник трактовал даже самые распространенные сюжеты.

Экспонаты прибыли в основном из небольших музеев области Марке , где художник провел значительную часть жизни, а также из Квиринальского дворца в Риме и Академии Каррары в Бергамо. Многие из этих шедевров редко покидают пределы Италии, и тем более ценно, что они какое-то время будут гостить в России.

Представленные на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина картины были написаны Лоренцо Лотто в разные годы, но все они созданы для городов области Марке , расположенной в Центральной Италии на восточном адриатическом побережье Аппенинского полуострова (в первую очередь это города Анкона, Реканати, Ези, Лорето ). Художник неоднократно возвращался в эту провинцию для выполнения частных и церковных заказов. Впервые он поехал туда в 1506 году для создания большой алтарной композиции в церкви San Domenico в городе Реканати. Впоследствии он возвращался в область Марке не раз, и там же, при храмовом комплексе Санта Каза (Святой дом Богородицы) в Лорето он окончил свои дни обездоленным и одиноким человеком.

Шедевры Лоренцо Лотто из городов региона Марке

Самая ранняя из представленных на выставке работ Лоренцо Лотто - совсем небольшая картина «Св. Иаков странник » (San Giacomo pellegrino /San Giacomo Maggiore ) (1511-1513), хранящаяся в пинакотеке города Реканати (Museo civico Villa Colloredo Mels ), где она и была написана. Картина изображает апостола Иакова Старшего (Иакова Зеведеева) в образе паломника и ранее находилась в посвященной этому святому часовне. Работа была написана Лоренцо Лотто после посещения Рима, где он вместе с Рафаэлем работал над росписью Ватиканских станц (в 1511) (его рросписи в Риме не сохранились).

Однако по своему художественному решению картина свободна от влияния классических образцов, а указывает скорее на контакты с заальпийской культуры и особенно - знакомство с творчеством Альбрехта Дюрера. Святой представлен в виде зрелого мужчины с печальным, утомленным лицом. Он изображен с традиционными атрибутами, книгой и посохом, в классическом плаще паломника, а у его ног на земле лежат фляга, перемётная сума и шляпа с ракушкой (раковина Св. Иакова является символом пилигримов и странников - видимо, этот образ был близок и самому Лоренцо Лотто). В этой картине сразу просматривается несколько примет, характерных и для будущего искусства Лотто. Так, например, почти во всех его произведениях встречается изображение пейзажа. В данном случае это, возможно, изображение порта городка Реканати. Сама фигура Иакова, несмотря на весьма скромные размеры картины, поражает мощью и статью.


Лотто работал не только в области религиозной живописи. Он также создал обширную галерею портретов и по праву считается одним из ведущих мастеров этого жанра. Об этой стороне его творчества помогает составить представление знаменитый «Портрет Лючины Брембати » (Ritratto di Lucina Brembati ) (ок. 1518) из собрания Академии Каррара в Бергамо. Работа подтверждает славу Лоренцо Лотто как прекрасного портретиста , мастера тонких психологических характеристик. Мы видим фигуру молодой дамы на фоне ночного неба. Женщина смотрит прямо на зрителя, с гордостью демонстрируя свой наряд, богатые драгоценности и прическу, выписанные художником с необычайной тщательностью. Не вызывает сомнений, что художник далек от желания создать идеальный образ портретируемой. Напротив, портрету не чужда определенная ирония и очень личное отношение художника к модели. Отступая от господствовавшей в Венеции тенденции к идеализации образов, Лотто придерживается реалистичного подхода и не боится изобразить асимметричные черты лица, тяжелый подбородок, малосимпатичный нос и острый взгляд.

Интересно, что имя изображенной на портрете дамы было установлено лишь в начале XX века. На принадлежность женщины к известной семье Брембати указывает герб, украшающий ее кольцо на левой руке, а имя Лючина (Lucina ) зашифровано в следующем ребусе: буквы «CI» на фоне луны (luna ) в соединении дают имя «Lu-CI-na». Отметим и еще одну любопытную деталь. Предполагают, что наличие на портрете луны (Лючина или Луцина, то есть «светлая», - один из эпитетов богини Юноны, покровительницы брака и материнства, а для эпохи Возрождения, как известно, было характерно обращение к античности), а также жест правой руки дамы намекают на то, что эта женщина беременна.

К подлинным шедеврам Лоренцо Лотто принадлежит замечательная картина «Мистическое обручение св. Екатерины» («Мистический брак») (Matrimonio mistico di santa Caterina d"Alessandria/Nozze mistiche di Santa Caterina ) (1523), также из собрания Академии Каррара в Бергамо . Слева от Мадонны на картине представлен заказчик произведения, Николо Бонги (Niccolò Bonghi ). Полотно было написано в Бергамо - городе, для которого Лотто выполнил большое количество произведений в период с 1513-го по начало 1520-х годов. На картине изображен момент, когда младенец Христос надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины.

Действующие лица выдвинуты на передний план, причем три персонажа смотрят на зрителя и взывают к диалогу: Мадонна, святая Екатерина, а также сам заказчик картины (стоит обратить внимание на скошенный взгляд святой Екатерины - этот фирменный прием Лоренцо Лотто многократно использовал и в других своих работах). Картину отличают широкие плоскости интенсивного цвета, множество изысканных деталей, тонкие движения тел и рук персонажей и знаменитые наклоны голов, характерные для многих работ Лотто. Фигура заказчика выделяется среди них строго выдержанной вертикалью.

Персонажи картины изображены на фоне парапета, через который перекинут ковер с восточным орнаментом. По воспоминаниям современников, за ним открывался изумительный пейзаж с видом на гору Синай (вероятно, он был написан с реальных пейзажей области Марке). В 1527 году, когда французские войска находились в Бергамо, один из наемных солдат вырезал этот фрагмент картины и увез с собой. Теперь эта часть картины густо закрашена серой краской, и мы, наверное, уже никогда не узнаем, как выглядел этот пейзаж.

Некоторые из представленных на выставке работ в прошлом были частями алтарных композиций, но дошли до нас лишь во фрагментах. Это относится, в частности, к композиции «Благовещение », которая состоит из двух отдельных изображений Девы Марии и ангела (Angelo Annunciante e Vergine Annunciata ) (ок. 1525-1527), некогда служивших боковыми створками алтаря. Сегодня эти две картины хранятся в пинакотеке города Ези (Jesi, Pinacoteca civica e galleria di arte contemporanea ). Сцена Благовещения решена художником в совершенно новом, независимом ключе, не похожем на известные интерпретации этого религиозного сюжета. Лотто чрезвычайно тонко чувствует движение и цвет и доносит до зрителя глубинный смысл евангельского события. Особенно выразителен ангел , облаченный в голубой развевающийся плащ, напоминающий легкую воздушную пену. Этот изумительный образ с очень сложным движением одновременно стоит на земле и парит в воздухе, зависает в невесомости. Фигура ангела изображена в динамичном движении вперед, тогда как коленопреклоненная Мария отпрянула назад, вскинув руки с раскрытыми ладонями. Ангел приносит благую весть о том, что Мария станет матерью Христа, но Мария, воспринимающая это известие, явно удивлена и смущена. Жесты ее рук выражают скорее трепет и отталкивание. Обе фигуры как бы светятся изнутри, что превращает сцену в небесное мистическое событие. Теплый красный оттенок одеяния Марии контрастирует со светящимся голубым цветом плаща небесного посланника, что создает наглядное противопоставление двух миров.

Среди других работ Лотто, посвященных религиозной тематике, - большая картина «Святое семейство со Святой Екатериной Александрийской » (Sacra Famiglia con santa Caterina d"Alessandria ) (1533), написанная, однако, не для церкви, а в качестве молельного образа для частного лица. Этот шедевр Лоренцо Лотто хранится в Бергамо, в Академии Каррара. Всё необычно в этой композиции, построенной на асимметричном расположении фигур, которое нарушает обычную схему изображения данного сюжета, но вносит в произведение необычайную динамику.

Авторская трактовка этого многократно изображавшегося сюжета отмечена эмоциональной напряженностью сцены и необычностью композиции. В центре картины, вопреки всем канонам, оказывается не Дева Мария, а святой Иосиф.

Мария же смещена влево, а у ее ног на каменной плите лежит, прикрыв глаза, младенец Иисус, над которым Иосиф держит белую ткань. Символическое толкование этих деталей очевидно: белый плат и каменная плита намекают на грядущую искупительную смерть Христа, олицетворяя, соответственно, саван и надгробие. На втором плане изображено раскидистое дерево - смоковница, отсылающая к идее первородного греха (Адам и Ева прикрыли свою наготу листьями смоковницы).

«Святое семейство» Лоренцо Лотто является одним из наивысших образцов колористического мастерства этого художника, создавшего удивительную по красоте гамму оттенков. Игру цвета живописец обогащает вибрацией складок и светотени, что делает композицию чрезвычайно подвижной как в смысле визуальном, так и эмоциональном. В очередной раз, как и во многих других картинах Лотто, нас поражает сложное переплетение и пересечение взглядов и жестов действующих лиц, особенно Марии и Иосифа. Не характерные для тициановской моды того времени контрасты диссонирующих цветов также свидетельствует о самобытности творчества Лотто.

В регионе Марке Лоренцо Лотто в основном выполнял заказы религиозного характера, предназначенные для церквей - большие алтарные образы. В частности, на выставке можно увидеть гигантскую композицию «Мадонна, коронуемая ангелами, с младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием », которая хранится в городской пинакотеке Анконы (Pinacoteca civica Francesco Podesti, Ancona ). Другое название этого произведения - «Алтарь алебарды » (Pala dell"Alabarda ). Эта монументальная алтарная композиция была выполнена ок. 1539 года для церкви Sant"Agostino в городе Анкона.

Как и в других религиозных произведениях Лоренцо Лотто, здесь главенствует идея сострадания, объединяющая в небесное сообщество Мадонну, младенца Христа и святых, молящих о заступничестве и покровительстве. Картина выдержана в духе традиционной иконографии, получившей название Святого собеседования (Sacra Conversazione ) (особенно распространенной в ту эпоху в Венеции), но имеет свои особенности. В центре картины изображена восседающая на троне Мадонна с младенцем, окруженная фигурами четырех святых и коронуемая ангелами. Слева представлены Стефан Первомученик, забитый за свою веру камнями, и евангелист Иоанн, автор Апокалипсиса, справа - апостол Симон Кананит и христианский святой Лаврентий. Взгляды двух персонажей обращены не на Марию с младенцем, а на зрителя, что необычно для композиций подобного типа, но отражает желание художника включить и нас в этот диалог. Как и в других произведениях мастера, симметрию разбивают многообразные жесты и позы персонажей. Вся композиция окутана всполохами света, что создает эмоциональное напряжение, характерное для работ Лоренцо Лотто.

Великомученик Симон опирается на сломанную и перевернутую алебарду , откуда и происходит второе название композиции. Этот алтарный образ был заказан Лотто всего через шесть лет после переворота, в результате которого город вошел в состав Папской области. Сопротивление местного населения было кроваво подавлена, многие бунтовщики были обезглавлены по приказу папского легата, и память об этих событиях была еще жива. В связи с этим предполагают, что сломанная алебарда служит символом надежды на мир.

Относительно небольшая картина «Святой Рох » (San Rocco ) была написана Лотто в 1549 году и находится сегодня в городе Урбино (Urbino - Galleria Nazionale delle Marche ). Рох из Монпелье (ок. 1295- 1327) - очень почитаемый христианский святой, и его изображения весьма распространены в искусстве XVI века. Рох был знаменитым целителем и заботился о больных чумой. Однажды он и сам заразился этой болезнью, но исцелился благодаря собаке, которая принесла ему хлеб. Вернувшись в родной город после исцеления, Рох был посажен в тюрьму как шпион. В заключении он и скончался. Святого Роха похоронили в Монпелье, но уже в 1485 году его мощи похитили венецианцы, создавшие религиозное братство его имени - благотворительное общество Скуола Сан-Рокко (Scuola Grande di San Rocco ), известное тем, что его здание в Венеции расписал Тинторетто.

«Святой Рох» Лоренцо Лотто ранее являлся частью алтарной композиции (диптиха). Как и на других классических изображениях, святой поднимает одежду, указывая на чумную язву на левой ноге. Паломнический посох также является характерным иконографическим атрибутом этого святого.

Завершает экспозицию картина «Принесение во храм» («Сретение Господне») (Presentazione al Tempio ) (1554-55), которая находится в Лорето, в Музее-пинакотеке (Museo pinacoteca ) храма Santa Casa (Святой дом Богородицы). Большинство исследователей признаёт ее последней работой мастера. Картину даже называют художественным и духовным «завещанием» мастера. Исходя из некоторой непрописанности образов и блеклой гаммы, многие считают, что картина не закончена. Другие предполагают, что это был сознательный выбор художника в пользу предельной сдержанности и скупости изобразительных средств.

Так или иначе, картина полностью отражает состояние духа художника и его отношение к жизни. Особая живописная манера и горькое трагическое ощущение позволяет специалистам сравнивать это произведение с картинами жившего целым веком позже Рембрандта.

В нижней части композиции помещена сама сцена Сретения (Марию с младенцем Иисусом встречают в храме Симеон Богоприимец и Анна Пророчица), а наверху изображен интерьер храма (по-видимому, реального храма в Лорето). Из этого сумрачного пространства выглядывает бородатый монах (некоторые считают, что это автопортрет пожилого Лоренцо Лотто). Встречающие Спасителя три священника, стоящие один позади другого, иногда трактуются как символическое изображение трех возрастов человеческой жизни. Покрытый белым полотном престол с четырьмя вполне человеческими ногами, очевидно, олицетворяет тело Христово, его искупительную смерть.

Если присмотреться к действующим лицам, то, помимо священников, мы увидим странников, народные типы, которых часто видел во время своей скитальческой жизни Лоренцо Лотто. Это произведение, волнующее своей мистической атмосферой и эмоциональной напряженностью, завершает сложный и не очень счастливый путь художника, закончившего свои дни в благотворительном приюте в Лорето.


♦♦♦♦♦♦♦

Выставка картин Лоренцо Лотто, столь непохожих на творения Рафаэля, Леонардо, Микеланджело и Тициана, расширяет наши представления об искусстве итальянского Ренессанса , приоткрывает неожиданный образ Высокого Возрождения - не идеально-возвышенного и безмятежного, а тревожного и эмоционального, живого, оригинального и антиконформистского.

Лоренцо Лотто - исключительная фигура в итальянской художественной культуре XVI века. Внимание к психологической выразительности и эмоционально волнующим образам духовно роднит его с живописцами более поздних эпох. В творчестве Лотто видят новаторство, предвосхитившее важные линии развития позднейшего европейского искусства. Его называют предвестником Караваджо, а некоторые специалисты протягивают эту линию вплоть до Гойи.

Знаменитый искусствовед Роберто Лонги (1890-1970) через четыре столетия после кончины художника писал: «Если бы время смогло по достоинству оценить революционную суть искусства Лотто и он занял бы место духовного пастыря живописцев, то тогда, возможно, венецианское искусство развивалось бы в дальнейшем в направлении к Рембрандту, а не Тинторетто».

Дополнение. Неприкаянный Лоренцо Лотто (о жизни и творчестве художника)

Венецианец по рождению, Лоренцо Лотто уехал из родного города в юном возрасте и впоследствии приезжал сюда лишь эпизодически, не вписываясь в атмосферу враждебности и острого соперничества между Тицианом и другими художниками. Как уже было сказано, чаще всего он получал заказы в провинциальных городах, причем, будучи скитальцем по натуре, непрерывно переезжал, нигде не оставаясь надолго. Впрочем, причиной частых переездов, вероятно, была не только независимость его натуры, но и постоянные поиски заказчиков, поскольку творчество Лотто далеко не всем приходилось по вкусу.

Живописцу были чужды идеалы безупречного гармоничного человека эпохи Возрождения. Он видел жизнь более непосредственно и эмоционально, проявлял интерес к приметам народной жизни, создавал волнующие образы, которые не успокаивают, а будоражат зрителя. Лотто не подражал своим великим современникам, но всегда оставался верен самому себе, с годами всё острее ощущая, что его искусство чуждо родному городу.

Уже в своем раннем творчестве Лотто был далек от лирической созерцательности венецианских картин. В его работах постепенно начинают доминировать драматические интонации, он развивает тему диалога, сострадания, обращается к зрителю с призывом к соучастию и сопереживанию. Его единомышленником становится немецкий художник Альбрехт Дюрер , второй раз посетивший Венецию в 1505-1506 гг.

Скорее всего, Лотто и Дюрер были знакомы лично. В богатейшей графической коллекции Лотто насчитывалось немало гравюр Дюрера. Неслучайно также и то, что в течение долгих лет Лотто хранил портрет реформатора и богослова Мартина Лютера. Всё это указывает на его контакты с северной заальпийской культурой, увлечение идеями Реформации и творчеством художников Германии и Нидерландов. Неудивительно, что многие произведения Лоренцо Лотто отличаются остротой характеристик, реализмом деталей, экспрессией и мистическими пейзажными вставками, характерными для северного искусства.

В 1508-1509 гг. Лотто пригласили в Рим для росписи покоев верхних этажей Ватиканского дворца. Здесь он познакомился с искусством Рафаэля и Браманте, что оставило след в его творчестве, хотя и не затронуло его сути. У художника появилось новое чувство масштаба, что проявилось уже в первых работах, выполненных Лотто в Бергамо, куда он переехал в 1513 году по приглашению местного аристократа Алессандро Мартиненго.

В Бергамо Лотто выполняет динамичные и полные внутреннего напряжения алтарные образы для церквей San Bartolomeo , San Bernardino и Santo Spirito , а также выдающийся цикл фресок для частной молельни загородного имения семьи Суарди (Cappella Suardi ) в городке Трескоре-Бальнеарио.

В 1525 году Лотто едет в Венецию, где много работает над частными заказами. В этот период он в основном пишет портреты . Всего им создано свыше 40 портретных изображений, которые отличает особая эмоциональная глубина и очень личное отношение к модели. Индивидуальным чертам модели в портретах Лотто отвечает и выбор атрибутов (письма, книги, осыпавшиеся лепестки роз...), несущих символическое значение и играющих очень важную роль для понимания личности изображенного.

С конца 1520-х годов Лотто особенно тесно сотрудничал с городами области Марке . Он создает монументальные алтарные образы для церквей и небольшие молельные картины для частных заказчиков. Особенно стоит выделить выполненный в 1532 году алтарь Св. Лючии, отмеченный необычайной свежестью и светоносностью палитры.

Последние годы жизни живописец также провел в области Марке, не имея близких и имущества. Он жил близ Анконы, в Святом доме Богородицы (Santa Casa ) в Лорето, где и скончался.

Лоре́нцо Ло́тто (итал. Lorenzo Lotto; 1480, Венеция - 1556, Лорето) - один из крупнейших венецианских живописцев. Неспособный к компромиссам и в творчестве, и в области духовной, Лоренцо Лотто прожил беспокойную жизнь и часто испытывал материальные затруднения. Не подстраиваясь под господствовавшие вкусы, Лотто путешествовал в поисках заказчиков, которые могли бы понять и оценить его работы. После краткого периода успеха, он был забыт, а в Венеции осмеян. В конце XIX века (1895) Лотто был открыт вновь для широкой общественности искусствоведом Бернардом Беренсоном. По мнению Беренсона: «Чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана ».

Реконструкция биографии и творческого пути Лотто основана на его переписке, особенно относящейся к периоду его пребывания в Бергамо, и Libro di spese diverse - записи о приходах и расходах и реестре его произведений, составленном самим художником. Многие свои работы Лотто подписывал и датировал.

Лоренцо Лотто родился в Венеции в 1480 году и провёл в этом городе свои детство и юность. В Венеции он получил начальное художественное образование: Вазари пишет, что Лотто, «подражавший некоторое время манере Беллини, примкнул впоследствии к манере Джорджоне ». Исследователи творчества Лотто, однако, предполагают, что он был учеником Альвизе Виварини, находя сходство манеры двух художников в ранних работах первого. Но определённо Беллини, как наиболее известный и значительный венецианский мастер, повлиял на Лотто.

Молодой художник имел возможность также познакомиться с достижениями современной ему северной живописи: в Венеции в 1494-1495 (возможно) и в 1506-1507 годах бывал Дюрер , а гравюры немецкого художника получили широкое распространение и к югу от Альп. Возможно, от Дюрера Лотто перенял реалистичное изображение деталей, и, в то же время, пафос фантастических видений. Яркий свет, сияющие цвета, чёткие контуры в произведениях Лотто - характерные особенности северной живописи. Стиль таких художников, как Чима да Конельяно , был гораздо ближе Лотто, чем живопись Джорджоне, Беллини и его учеников с мягким светом, обволакивающим контуры.

Между 1503 и 1504 годами Лотто упоминается впервые в качестве художника в Тревизо, где он получил свой первый важный заказ и испытал первый успех. Культурная жизнь провинциального городка вращалась вокруг двора епископа Бернардо де Росси, который составляли учёные и художники. Портрет епископа, выполненный Лотто в 1505 году, своим «острым психологизмом предвосхищает портрет будущего». Для портрета де Росси Лотто создал «крышку» - сложную аллегорию, подобную «Аллегории целомудрия», написанной также около 1505 года, картине, полной загадочных символов.

Для церкви Святой Кристины в Тивероне близ Тревизо Лотто создал в 1505 году алтарь. В центральной части алтаря представлена Дева Мария с младенцем, окружённая святыми, тип изображения Богородицы, называемый Святым собеседованием. Несомненна связь этого алтарного образа с «Алтарём св. Захарии» Беллини и «Алтарём Кастельфранко» Джорджоне. Традиционная иконография у Лотто получает новое развитие. Художник отступает от обычной трактовки Святого собеседования как сцены углублённого созерцания. Взгляды, которыми обмениваются персонажи, их жесты, вносят элемент беспокойства, который усиливается холодным светом и резкими контурами.

«Успение Марии» для собора в Азоло и «Портрет молодого человека», (Музей истории искусств, Вена) в 1506 году стали последними работами для Лотто в Тревизо.

Приобретший за несколько лет значительную репутацию, художник был приглашён в 1506 году в Марке доминиканцами Реканати. С этим монашеским орденом он поддерживал связь до конца своих дней. В 1508 году Лотто закончил большой запрестольный образ для церкви Сан Доменико в Реканати (в настоящее время хранится в Городской пинакотеке). Работа завершает цикл первых произведений Лотто, художник стал зрелым, вполне сложившимся мастером.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →