Сочинение на тему любовь к родине. Любовь к родине и патриотизм Любовь к родине своему народу

Любовь к Родине - это любовь к родной земле

Родина - это дом. Дом, где ты родился, вырос, из которого каждое утро бежишь в школу и куда возвращаешься. Дом, в котором легко и радостно жить. И не важно, будет ли это хижина в тайге, шестнадцатиэтажный великан на берегу большой реки или юрта в далёкой тундре…

Родина - это родной дом, земля, на которой жила и живёт твоя семья. Это родной край, его природа. Всё то, что глубоко врезалось в память на всю жизнь и хранится в душе как самое сокровенное.

Родина часто ассоциируется с дорогим и милым сердцу городком. Воспоминания о его улочках и двориках погружают в беззаботное детство. Это время мечтаний и фантазий, которое сопряжено с ощущением абсолютного счастья.

Родиной может быть всё: дом, улица, село, город, страна. Однако это не только географическое положение, а более широкое понятие. Оно не ограничивается собственным домом или определённой территорией. Это народ, родной язык, традиции, культура, природа родного края… Всё то, что мы представляем, когда говорим слово «Отечество». В любом уголке Родины легко дышится и радостно живётся - тому, кто считает этот уголок своей родной землёй.

Что такое любовь к Родине в моём понимании?

По моему мнению, любить родную землю означает относиться к ней с благоговением и уважением. Каждый человек должен не просто любить Родину, почитать её историю и культуру, но и быть готовым защитить её от врагов.

Будущее весьма неопределённо. Нельзя исключать вероятность возникновения военного конфликта. Поэтому священный долг каждого сознательного гражданина - встать на защиту Отечества и не дать врагу поработить свой народ. В этом и заключается истинная сущность патриотизма - быть верным сыном своей страны, своей Отчизны.

С чего начинается любовь к родной земле?

Я считаю, что истоки любви к родной земле проистекают от любования её живописными пейзажами, милыми сердцу видами. Если человек не замечает красоту родного края и не гордится его природой, он не способен любить Родину - свою страну. Я в этом убеждён.

Любовь к Родине чиста и бескорыстна. Она не предполагает каких-либо условностей и сродни любви к матери, к своей семье. Мы ведь не выбираем родителей, но считаем их самыми лучшими, самыми дорогими людьми во всём мире.

Каждый гражданин обязан знать и уважать своей страны. Ведь это символ независимости государства, его самобытности. Даже те люди, которые по разным причинам вынуждены ежедневно общаться на иностранном языке, всё равно должны свободно владеть родным языком и не забывать его. Также важно знать историю и культуру своей страны.

Родина - это место, где мы родились и провели лучшие детские годы. У каждого человека Родина одна, как и семья, поэтому её обычаи, традиции и праздники почитаются и соблюдаются. Любите родную землю!

Виды патриотизма

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм (национализм) - в основании имеет чувства любви к своему народу ;
  4. государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству .
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в истории

Автомобильный магнит - популярный способ демонстрации патриотизма у всех партий в США 2004 г.

Само понятие имело различное наполнение и понималось по разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора.

Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма . Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовали сближению народов Римской империи и препятствовали местному национализму. Поэтому на уровне городов проповедь христианства наталкивалась на противодействие патриотически настроенных язычников, которые видели в местных культах основу благополучия города. Яркий пример такого противостояния - реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному культу богини Артемиды, который составлял основу материального благополучия города. (Деян. 19:-24-28)

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации ; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости » и «Марсельеза ». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению .

Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники , стоики - в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa , то есть «гражданина мира»).

Патриотизм и христианская традиция

Раннее христианство

Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику , «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» . Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» .

Современное христианство о патриотизме

Мнения современных богословов и христианских иерархов о патриотизме до некоторой степени расходятся. Патриарх Алексий II , в частности, заявил:

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<...>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» .

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью . По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» .

Современная критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служащим главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму . Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона : . Владимир Ильич Ленин неоднократно писал, что «у пролетариата нет отечества». В Апрельских тезисах он идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством . Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом , в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс : если патриотизм - добродетель , а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны ; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель .

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. - Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: "Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств". Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм , как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». . В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм - хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь - выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви.» Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта . Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви . По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране». .

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов». . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части.» . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» .

Высказывания известных людей

  • Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! - Александр Пушкин
  • Те, кто радостно маршируют в строю под музыку (…) получили головной мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом «патриотизм», равно как презираю подлую войну, что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций - Альберт Эйнштейн .
  • Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств. - Владимир Ленин
  • Патриотизм - это изумительное чувство, которого не существует у людей, которые вслух произносят это слово. - Игорь Губерман .
  • Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились. Вы никогда не будете жить в спокойном мире, пока не выбьете патриотизм из человеческого рода. - Бернард Шоу
  • Права она или нет - это наша страна. - Стивен Декейтер
  • Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость - Марк Твен .
  • Чтобы быть патриотом, надо было сказать и повторять: «это наша страна, права она или нет», и призывать к маленькой войне. Разве не ясно, что эта фраза является оскорблением для нации? - Марк Твен
  • Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. - Николай Чернышевский
  • Патриотизм – это готовность убивать и быть убитым по пошлым причинам - Бертран Рассел
  • Патриотизм - это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека. - Эдлай Стивенсон
  • На мой взгляд, является ужасным унижением, если душу контролируют по географическому признаку - Джордж Сантаяна
  • Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами. - Томас Маколей
  • Патриотизм – добродетель порочного - Оскар Уайльд
  • Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству. Н. Г. Чернышевский
  • Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т. е. 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Владимир Ильич Ленин
  • Наша революция боролась с патриотизмом. Нам пришлось в эпоху Брестского мира идти против патриотизма. Мы говорили: если ты социалист, так ты должен все свои патриотические чувства принести в жертву во имя международной революции". (В.И.Ленин, ПСС, т.37, стр.213).
  • Патриотизм, это - такое чувство, которое связано с условиями жизни именно мелких собственников. (В.И.Ленин, ПСС, т.38, стр.133)
  • Долг сознательного пролетариата отстоять своё классовое сплочение, свой интернационализм, свои социалистические убеждения от разгула шовинизма патриотической буржуазной клики (В.И.Ленин, ПСС, т.26, стр.17)
  • Судьбы страны его (пролетариат) интересуют лишь постольку, поскольку это касается его классовой борьбы, а не в силу какого-то буржуазного, совершенно неприличного в устах с<оциал>-д<емократа> "патриотизма" (В.И.Ленин, ПСС. т.17, стр. 190)
  • Нет патриотов там, где речь идёт о налогах. Джордж Оруэлл
  • Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. Джон Кеннеди
  • Патриотизм - это последнее прибежище негодяя . Сэмюэл Джонсон (Биограф Джонсона, цитирующий это устное высказывание, поясняет, что речь шла не об искренней любви к отечеству, а о ложном патриотизме ).
  • Патриотизм необязательно заключается в мятеже: можно ненавидеть своего короля и при этом не любить свою страну Сэмюэл Джонсон .
  • Патриотизм - это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе. А. И. Герцен .
  • Патриотизм - это убеждение, что к людям, живущим по одну сторону от некой условной черты, проведённой на поверхности планеты, следует относиться лучше, чем к живущим по другую сторону. А все остальное – выбор аргументов почему это должно быть так. Виктор Олсуфьев
  • «Патриотизм» - чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, - всякий человек, под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести. Л. Н. Толстой .
  • Мне говорят: «Умри за Ирландию», а я отвечаю: «Пусть Ирландия умрёт за меня» Джеймс Джойс .
  • Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки. Иоганн Вольфганг Гёте
  • Мы прежде всего джентльмены, а уж потом - патриоты. Эдмунд Берк
  • Мой патриотизм - это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других. Мохандас Карамчанд Ганди
  • Мерить дюйм на свой аршин патриотично, но утомительно. В. А. Шендерович
  • Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма. Н. М. Карамзин
  • Патриотизм - разрушительная, психопатическая форма идиотизма. Джордж Бернард Шоу
  • Каждый гражданин обязан умереть за отечество, но никто не обязан лгать ради него. Шарль Луи Монтескье
  • Истинный патриот - это человек, который, заплатив штраф за неправильную парковку, радуется, что система действует эффективно. Билл Воган
  • Иные так расхваливают свою страну, словно мечтают её продать. Жарко Петан
  • Если Ваша мать родила бы Вас на корабле, то Вы что, старались бы остаться в море навсегда? Эльчин Гасанов
  • Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. Теодор Рузвельт
  • В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Н. А. Добролюбов
  • В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Мы берём на себя смелость назвать это прибежище первым. Амброз Гвиннет Бирс
  • Мне случалось говорить про патриотизм, указывая на его несовместимость с христианством. И всегда я встречал один ответ. Патриотизм дурной - да, но есть хороший. В чем же хороший, никто не сказал. Как будто патриотизм так же, как и эгоизм, может быть хороший и согласный с человечностью и христианством. Л. Н. Толстой
  • Патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа. Адам Михник
  • Патриотизм - достоинство порочного человека. Оскар Уайльд
  • Патриотизм не дан человеку, а задан ему, он должен быть отмыт от всей эгоистической, самоупоённой мерзости, которая к нему прилипает. С некоторым нажимом педали можно было бы сказать, что патриотизм надо "выстрадать", иначе ему грош цена. В особенности патриотизму русскому. Г.В. Адамович
  • Интеллект, патриотизм, христианство и твёрдое доверие к Нему, кто никогда не оставлял эту благословенную землю, по-прежнему в состоянии наилучшим образом уладить все существующие у нас сегодня трудности. Авраам Линкольн , Первая инаугурационная речь, 4 марта 1861 года
  • Патриотизм - означает поддержку своей страны. Это не означает, что патриотично поддерживать президента или иных должностных лиц. Только в той степени, в какой они служат интересам страны. Теодор Рузвельт

Примечания

  1. в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
  2. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.
  3. «Культурный шок » от 2 августа , дискуссия о русском патриотизме, Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев, Ксения Ларина. Радио «Эхо Москвы ».
  4. на сайте ВЦИОМа .
  5. Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“ » - Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия », 12 сентября . Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
  6. Информационный материал ВЦИОМа . Отчёт об опросе общественного мнения года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
  7. Пример трактовки патриотизма: Вирус предательства , неподписанный материал, статья из подборки сайта ультраправой националистической организации РНЕ . Содержит мнение, будто в обязанности настоящего патриота входит поддержка антисионистских акций.

Любовь к Родине – это не просто слова. Для взрослого, разумного человека – это ответственность за всё, что происходит с Родом и с Родиной. Это обязанность постоянно делать всё, что в его силах, для защиты и процветания Родины...

Я люблю свою Родину! И любовь эта неотделима от уважения ко всем достойным людям, с которыми я вырос, живу в бок о бок, которые, прежде всего, являются моими родственниками – и по культуре и по генетике. Я – Рус, и я люблю землю, на которой живу. Её судьба корнями уходит в далёкий Космос, и мой Долг сделать всё для того, что бы земля эта вновь стала чистым и защищённым домом для живущих на ней людей, для детей которые родились или которым ещё только предстоит родиться!

Я люблю свой Род , и любовь эта выражается в стремлении продолжить дела моих близких и далёких предков. Мой Долг сохранить всё лучшее, что накопил мой Род, что сидит в каждой моей клеточке – сохранить и приумножить. И поэтому, мой Долг продолжить свой Род! Но также из этого следует и то, что мой Долг состоит в том, чтобы делить свою судьбу только с тем человеком, который полностью и осознанно разделит мою судьбу, что невозможно без реальной близости наших душ.

Мой Долг лежит перед моей семьёй ещё до того, как эта семья будет создана, я несу ответственность за те отношения, которые будут внутри семьи и через 50 лет, и которые должны строиться не на привычке, а на Любви. И поэтому, мой Долг – очень хорошо узнать того человека, с кем я разделю свою жизнь, с кем наш жизненный Путь станет общим, с кем станем примером для своих детей, и с кем преумножим свершения нашего Рода.

Мой Долг быть нравственным человеком – жить по Совести , по Чести и по Справедливости , и эти понятия – которые не являются для меня пустым звуком, но приобрели глубокий смысл – и создают в моей жизни всё то, что я могу называть своим Долгом!

Наверное, любой человек, который заявит сегодня , что он живёт по вышеприведённым принципам, покажется большинству людей в лучшем случае чудаком, а в худшем – сумасшедшим или даже лгуном. Люди давно отвыкли от высоких принципов, отвыкли от правды, и даже перестали верить в правду, хотя, пока ещё внутри своей семьи для них жизнь без вранья остаётся тем приоритетом, которому они придают большое значение. А вот за пределами семьи... такие красивые речи кажутся сегодня невыполнимыми.

Настолько плохой ситуации, наверное, ещё не было! Вот если мы, например, откроем книгу, написанную две-три сотни лет назад каким-нибудь известным русским «классическим» писателем, подобные высокие слова героя книги не покажутся нам нелепым ярким пятном на полотне серой повседневной реальности, потому что мы привыкли, мы знаем, что очень многие люди в то время в действительности берегли и жили понятиями – Совесть и Честь.

Откуда же взялись такие высокие отношения в обществе? Быть может, церковь способствовала этому? Но то, что мы знаем из книг, что знаем, благодаря воспитанию, и что считаем правильным, далеко не всегда вписывается в христианскую модель. Например, для русского человека понятие «Совесть» заключает в себе не только – не сделать плохого , это ещё и – не дать злодею совершить преступление , что никак не вяжется со смирением, которое церковь усиленно всем навязывает. Церковь намеренно превращает людей в смиренных овец, в духовных рабов, о чём достаточно много и прямо написано и сказано самими попами, и всё это отнюдь не способствует повышению уровня нравственности – ни в человеке, ни в обществе.

Недавно, выступая по телевизору, один ульяновский священник, оправдывая введение в школах обязательного предмета, изучающего религии, привёл в пример те отношения в обществе, которые существовали лет тридцать назад, которые позволяли, в отличии от сегодняшнего времени, безбоязненно гулять людям по вечерам. Поп говорил об уважении, о морали и о нравственности, но в тот момент ему не пришла в голову простая мысль, что тридцать лет назад религия не имела в обществе положения законодателя нравственности. И я уверен, религия такого положения не имела никогда, и не будет иметь в будущем. По самым простым причинам. Хотя бы потому, что раб никогда не сможет жить и поступать с Достоинством , и потому что в духовном рабстве нет места Чести , что хорошо показывает отсутствие в лексиконе церковников такого слова, в прямом отношении к известному нам смыслу.

Христианство навязывает послушание перед богом и монархом (начальником). Но смирение и раболепие пропадают куда-то в критические моменты, и только сильный внутренний стержень позволяет человеку оставаться Человеком. И как не было смирения и всепрощёния (подевались куда-то) в братоубийственной гражданской войне после ленинской революции, так и не было влияния христианской церкви в то время, когда люди в Советском Союзе берегли и воспитывали в своих детях Совесть , уважение к старшим, серьёзное внимание к отношениям между мужчиной и женщиной, к семье, когда «во главе угла» стояла реальная, а не напускная нравственность!

Но и коммунизм не имеет к Нравственности никакого отношения, что показали всё те же события начала двадцатого века. Я уверен, что высшие качества, по которым должно жить общество, и которые совершенно естественны для русского общества, для русского человека, всегда широко проявлялись тогда, когда с людей снималась удавка рабства, когда их переставали морально и физически угнетать и уничтожать!

Но даже во времена властвования церкви в литературе и в образовании, во времена жёсткой цензуры всегда были люди, которые своим примером хранили и воспитывали в обществе высокие нравственные принципы. И извините, не эти люди делали революцию, а те, в ком был дух раба, кто готов был убивать брата за рай на земле. После революции наступило время страшнейшего геноцида, и вновь на русской земле потекла кровь, и вновь вырезали и уничтожали самых сильных , самый цвет нации, потому что иначе сломать русский стержень было невозможно, так как сломать можно только раба. На смену одной религии пришла другая, под лозунгом атеизма, но и тогда в нашем обществе находились люди, чей сильный дух и личный пример, чьё воспитание позволяло обществу продолжать жить высокими нравственными принципами.

А что же сейчас?

Люди видят, но не осознают, насколько обильные потоки лжи и похоти развращают молодёжь и детей – будущее нашей страны! Люди видят, но не осознают, как с другой стороны, снова навязывается им духовное рабство с помощью религий и политических новшеств, например, таких как «толерантность». Люди не осознают, что всё это делается одной и той же силой, и эта же сила достигла важной тактической победы, когда люди уже не верят ни во что, и не хотят верить! Не хотят верить в добро и справедливость – и всё потому, что понятия эти перестали ими пониматься .

Но, и не надо верить. Сейчас, как никогда, важно знать !

Не бывает той правды, которая у каждого своя. «Своя правда» – это хата с краю, это нежелание видеть очевидного зла, которое для всех одинаково является ЗЛОМ ! И если понять, в чём его действие, какие возникают последствия и вред, то зло из абстрактного понятия превращается в объективное, очевидное негативное явление. И я уверен, убеждаюсь очень часто, что русские люди, которые живут вокруг меня, не ориентируясь «в высоких материях», тем не менее, порой видят, в чём заключается сегодняшнее зло. Это наследие, нет, не Советского Союза – это результат Воспитания бабушками и дедушками, мамами и папами, которых не успела в полной мере коснуться разрушающая русский дух церковно-толерантная машина. Приведу пример.

Сегодня из телевизора, и не только, активно пропагандируются свободные, «лёгкие» отношения. А также гомосексуальные отношения. Но я думаю, что большинство людей из взрослого населения России против таких отношений , потому что это противно русской традиции, русскому воспитанию, нравственности русского человека, потому что это разрушает крепкие отношения, основанные на любви, или вовсе мешает их появлению, появлению полноценной семьи. И я надеюсь, что хотя бы внутри семьи об этом ещё говорится, надеюсь, что это ещё является частью воспитания.

Но этого уже мало! При такой внутренней замкнутости, при обособленности каждой семьи, и при таком агрессивном навязывании развращённой морали, при активном разобщении русского общества – очень скоро даже внутрисемейное воспитание не принесёт результатов. Уже сейчас мы наблюдаем «плоды демократии», и наступление ведётся на последний рубеж – на семью. Всё это очень важно осознать, это нужно было осознать ещё вчера!

Ну, а воспитанию необходимо уделять очень пристальное внимание. У русского, и других коренных народов нашей страны изначально традиции воспитания несут в себе не слепое повторение, не суеверие, а конкретный смысл с глубокими корнями. Надо только заглянуть поглубже, прислушаться к своей душе, к своей генетике, присмотреться к своим корням, и может открыться очень многое. А чтобы быстрее достичь открытия – необходимо постараться Понять .

Возьмём для примера те же отношения. Непризнанная (естественно) наука Телегония описывает факт «собирания» женщиной отпечатков от каждого мужчины, с которым у неё была близость. «Букет» таких отпечатков весьма негативно отражается на будущих детях, и это ярко проявляется сегодня в тех странах, где «прогремела» в разные годы «сексуальная революция». Наши предки прекрасно знали этот феномен, и соответственно воспитывали будущих матерей – не пустыми запретами, а через понимание , через обретение человеком ответственности за свою будущую семью.

Более подробно этот, малоизвестный сегодня феномен описывает русский учёный, академик Николай Викторович Левашов. Среди немалого количества очень полезной информации, которую предлагает Николай Викторович, я кратко остановлюсь на ещё одном факте, играющем важнейшую роль в воспитании человека .

Дело в том, что каждый человек с детства является, по сути, разумным животным : смышлёным, впитывающим всевозможную информацию, учитывающим и копирующим многое из того, что делают окружающие люди. По мере развития сознания, поведение человека становится всё более сложным, но есть одна особенность – пока человеком управляют инстинкты , пока не он хозяин над ними, а они над ним хозяева, человек так и остаётся взрослым, капризным и безвольным ребёнком – разумным животным .

И если человек не получил хорошего воспитания, что выражается в предоставлении ребёнку, в нужный период времени, достаточного количества соответствующей полезной информации, в прививании ему трудолюбия, в воспитании у него силы воли и независимости мышления, то без всего этого ребёнок не сможет развиться в нужной степени и стать действительно Человеком. И ведь именно такое воспитание – многогранное и требующее множества сил, самоотдачи и от родителей и от детей – именно такое воспитание и является традиционным русским воспитанием !

Сегодня враждебная, надобщественная система делает всё возможное, чтобы не позволить человеку стать Человеком. Всё, от музыки до учебников служит этой цели. Даже реклама обращается именно к детским стрункам мужчин и женщин. Вы наверняка знаете все эти автомобильно-пивные ролики, где машина для мужчины – это такая игрушка, где главное в жизни, это весело проводить время за бутылочкой пива с такими же друзьями. Что уж говорить про рекламу для женщин! Вкус, эмоции, настроение – вот, по сути, и всё, чем оперирует нынешняя реклама.

В этом ей не уступают нынешние новости – технология новостей продумана очень тщательно. Вообще, всё это – целый комплекс, стратегия, куда входят не только реклама, новости, но и например художественные фильмы на историческую тему. И вроде бы все знают, что это художественная фантазия, но подаётся всё так, что у зрителя, в особенности у молодого зрителя, складывается соответствующее отношение к историческому периоду или персонажу. РПЦ тоже не брезгует этими технологиями, ведь не случайно появилось несколько мультфильмов на тему «крещения Руси» и тому подобного. Это атака на современных русских детей , и очередная атака на прошлое нашей страны, на прошлое Русов!

Способов выключения человека из реальной жизни очень много. Давайте посмотрим, чем увлекают современного мужчину, так называемый, спорт. Например, английский футбол. Хорошая детская игра, развивающая координацию и командное взаимодействие, раздута до абсурда – до величины огромного стадиона, множества телекамер и сотен тысяч зрителей. Чем занимаются все эти сороки, обручи и дрозды? Тратят время своей жизни, живут этой игрой, что бы, всего-то, лучше других загнать в сетку кусок современной резины. А выстроенная система шоу-бизнеса обеспечивает этому всему популярность, тем самым забирая внимание как детей, так и взрослых детей. А ведь можно смотреть игру без того азарта, который так активно навязывается, а лучше играть самому, для поддержания хорошей физической формы.

А что нам навязывают?

Нам предлагают болеть . И кстати, в этом во всём есть и другая цель. Задумайтесь, для чего такой ажиотаж и телевизионные трансляции больших турниров, для чего собираются многотысячные стадионы, и для чего футболисты выходят перед матчем за руку с маленькими детьми?

Ответить на этот вопрос очень легко. Если раньше примером для детей служили воины, трудяги, пионеры-путешественники, космонавты и подводники, геологи и тому подобное, то сегодня это… в лучшем случае, всё те же футболисты. В лучшем – потому что быть олигархом, бандитом, проституткой, звездой МТВ на мой взгляд гораздо более печальная участь. И этого почти никто не понимает!

Сейчас наиболее важным приоритетом может быть только полная, правдивая информация о мире и процессах в нём, которую человек должен осознать, переварить, понять! Если каждому раздать по миллиону рублей, это не спасёт его от деградации, скорее приблизит. А вот, если разбудить душу человека, если правильно воспитывать ребёнка, то и не понадобится никому искать свой кусочек «счастья» в этой финансовой кабале. Мы все просто будем жить так, как это действительно правильно для общества – объективно правильно для большинства людей!

Это такие условия, которые позволят обществу жить и цвести, так же, как верные условия позволяют расти и цвести дереву, течь реке, вращаться планете. В природе существует не столько конкуренция, сколько гармония качественно разных её частей. Для общества тоже существуют объективно правильные, необходимые для жизни условия, так как общество тоже является закономерной частью природы. В русской традиции это не выживание или конкуренция, это жизнь по Справедливости , что позволяет всему обществу развиваться, и каждому человеку предоставляется не равный кусок пирога, а равная возможность для реализации своего потенциала – возможность, которой сегодня у большинства просто нет.

Многое скрыто в нашей русской культуре, многое скрыто в нашем русском языке. Мы используем эти «вещи», эти слова, эти способы воспитания, но уже не понимаем их. А нужно! Почему нельзя ругаться матом? Почему разбаловавшегося ребёнка ставят в угол? У этих и многих других явлений есть причина, нужно только постараться её отыскать. И вот ещё один пример.

Как поступает животное, когда оно сильно проголодалось? Правильно, набрасывается на еду при первой же возможности. А как должен поступить в этой ситуации уважающий себя человек? Наверное, человек должен, если есть возможность, чисто, красиво накрыть стол, и с достоинством, которое есть суть уважение к самому себе, спокойно съесть столько, сколько это необходимо, и не более того.

Теперь вам, наверное, понятно, почему в русских семья за столом всегда была жёсткая дисциплина, когда неразумному отроку и ложкой по лбу съездить не помешает, чтобы напомнить ему о том самом Достоинстве . Но самый лучший способ воспитания – личный пример. В благородных семьях правильное поведение, в том числе за столом, было законом. Для человека, воспитанного в благородных традициях, было ниже своего достоинства вести себя и за столом, и на людях, и по отношению к женщине, и вообще в жизни – как разумное животное. И даже если инстинкты пока ещё бурлят и требуют «нужных» действий, когда-то же нужно учиться их контролировать!

А вот в «благородных семьях» многих европейских стран прошлых веков, попытка казаться благородными превратилась в пустое попугайничество, когда, например, за столом, из благородного был только металл – золото да серебро. И без понимания прописных истин , правильное поведение за столом, да и вообще в жизни, превратилось в набор правил, иногда противоречивых и нелепых, названных этикетом .

К сожалению, многие стороны жизни перестали по разным причинам пониматься и в России. И мы получили ситуацию, когда, например, достойные люди добровольно предоставляли негодяю шанс убить себя, только потому, что этот негодяй посмел их оскорбить. Многие истины просто-напросто давно извращены, и пытаться восстановить правду сейчас очень сложно. Но это необходимо!

Нравственность , Честь , Совесть , Достоинство – это то, что есть ещё у многих русских людей, это то, что только сам человек может отдать или променять на сиюминутные «блага». Это то, что можно в себе открыть и воспитать, пробудить в своих близких, это наше богатство, подарок от наших предков, и променять эти качества на пустое, означает окончательно умереть.

Будущее нашей страны, полная победа в этой затянувшейся войне зависит сегодня, как и всегда, от каждого русского человека! Но впервые так сложно достичь её, потому что поражено самое сокровенное – усыплена совесть, размыто само понятие справедливости, а дух опутан путами рабства. А ведь бить врага нам всегда помогали именно здоровые качества русского человека.

Поэтому, чтобы изменить существующее сегодня положение, я уверен, необходимо начать с самого первого шага – проявить Уважение к самому себе, воспитать своё Достоинство, возродить тот Русский Дух (а не духОвность), который был у наших с вами предков! И быстрее всего это будет сделать через обретение понимания, через обретение знаний о нашем прошлом , о различных сторонах жизни – получить полную, объективную информацию и осознать её. А осознав – помочь проснуться своей стране.

Вот что, по моему мнению, является действительной любовью к Родине !

Любовь к Родине - это священный долг каждого гражданина. В нравственном становлении человеческого общества понятие долга, чести трактовались по-разному.

Какой смысл вложен в эти слова? Как выразить чувство любви к Родине?

Глубина понятия

Родина - это слово для любого человека содержит свой, особенный смысл. Думая о Родине, люди вспоминают о прекрасной, великой стране, в которой они родились, выросли. В настоящее время возрождается чувство патриотизма. В школах появляются кадетские классы, формируются военно-патриотические группы.

Для современных подростков любовь к родине - это уважение традиций своей страны, ее истории и культуры.

Сочинение о Родине

"Размышляя о Родине, я вижу перед собой прекрасную, великую страну, где я родилась. Я считаю, что любовь к Родине - это гордость за ее насыщенную, часто трагическую судьбу. Я горжусь тем, что являюсь частью данной страны, большого мира. Считаю, что недостаточно просто родиться в России, чтобы стать ее полноценным гражданином. Любить страну - это означает знать о ее трудностях, проблемах, бедах. В моем понимании любовь к Родине - это сопричастность к ее настоящему и будущему, поиск способов улучшения

Я горжусь тем, что родился в России

Предлагаем еще один фрагмент сочинения школьника по данной тематике. Родине - для меня это не пустой звук. Я увлекаюсь фотографией, всегда стараюсь выбирать для съемки те объекты, которые демонстрируют красоту родного края. Любовь к малой Родине невозможно увидеть, передать словами. Для того чтобы показать свое отношение к родному городу, близким людям, нужно попробовать изменить что-то к лучшему. Я стараюсь помогать людям старшего возраста, чтобы они ощущали заботу и любовь. Занимаясь своими повседневными делами, я стараюсь помнить о своей стране. Если мы, молодое поколение России, не будем гордиться историей и культурой своей страны, она не сможет быть сильной державой на мировой политической арене".

Сочинение о родном крае

Как описать любовь к Родине или путешествие по стране в выпускном сочинении? Предлагаем фрагмент работы старшеклассника, посвященной данной тематике.

"Многие люди считают, что место, в котором человек рождается, он будет помнить всю свою жизнь. А когда покинет его, неведомая сила обязательно будет тянуть назад, к истокам. Каждый человек имеет свою Родину. Для кого-то она является теплым морем, имеющим песчаные живописные пляжи. Есть и те люди, Родина которых - это суровая тундра, прожить в которой практически невозможно.

Родная природа - это то, что с детства окружает малыша. Люди могут путешествовать по разным уголкам земного шара, удивляться невиданными красотами, экзотическими растениями и животными. Но, какими оригинальными бы они ни были, человека всегда тянет вернуться в те места, которые сохранились в его памяти. Эта любовь к своей природе, обычаям, не угаснет ни через год, ни через пять лет. Любовь, которая подарена человеку с самого рождения, подкрепляется уверенностью, что именно родная природа всегда придет нам на помощь в трудные минуты нашей жизни.

Знакомые и родные с детства места - то, что вселяет в нас дополнительные силы. Задача каждого гражданина - сохранить, приумножить богатства любимого края".

Познавательный рассказ

Для того чтобы показать отношение к родному краю, дети пишут творческие сочинения, используя литературные произведения. Например, рассказ Андрея Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Здесь идет речь о воробье, который мечтал попасть в теплую страну. Ему удалось осуществить свою мечту, но сытная жизнь быстро наскучила ему. Он тосковал по куску черного хлеба, которым его кормил когда-то старый скрипач. Возвращение домой оказалось тяжелым, но в итоге воробей снова оказался у своего старого друга. Суть рассказа в том, что нет ничего дороже для человека, чем его Родина. Произведение Андрея Платонова призывает каждого сначала хорошо подумать, прежде чем покидать свою Родину. Рассказ учит быть полезным окружающим людям и обществу, ведь именно так человек может доказать свою любовь и преданность родному краю.

Заключение

Человек живет в обществе, в котором существуют свои правила и обычаи. Для того чтобы страна процветала, необходимо вести системную работу по привитию подрастающему поколению чувства патриотизма. Чувство любви к своей Родине - это качество, которое необходимо воспитывать, начиная планомерную работу с младшего дошкольного возраста. Для того чтобы вести подобную деятельность, в отечественной системе образования были проведены серьезные реформы.

В рамках модернизации внеурочной деятельности в школе стали появляться военно-патриотические клубы. Они функционируют по специальным программам, направленным на формирование у подрастающего поколения россиян чувства гордости за свой край, страну. Обязательным элементом в деятельности клубов военно-патриотической направленности является региональный компонент. В его рамках ребята узнают о героических людях края, знакомятся с историческим и культурным наследием своего региона.

Такое светлое чувство, как любовь к своей Родине, закладывается с раннего детства. Именно поэтому так важно обращать внимание на экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях. Во время прогулок воспитатель рассказывает малышам о том, как можно помогать живой природе, защищать от гибели ее обитателей. С бережного отношения к цветам, кустарникам, деревьям начинается уважительное отношение к растительному и животному миру, зарождается настоящая любовь к своей малой Родине.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…» и др.

Цели:

Образовательные:

  • раскрыть своеобразие темы Родины в стихотворениях разных поэтов;
  • учить анализу поэтического текста.

Развивающие:

Содействовать развитию

  • умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы, сравнивать однотематические литературные произведения разных авторов;
  • воображения на основе положительной мотивации через выполнение заданий творческого характера с использованием средств ИКТ;
  • совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала;
  • навыка рефлексивных действий.

Воспитательные:

  • воспитание гражданских и патриотических чувств;
  • формирование читательской культуры;

Форма урока : урок – эвристическая беседа.

Технологии: личностно ориентированное обучение (создание личностно значимых ситуаций), использование ИКТ в предметном обучении, технология РКМПЧ.

Оборудование : Мультимедийная презентация; высказывания известных людей о Родине.

План урока:

  1. Вступление. (Инсценировка)
    1. Актуальность.
    2. Постановка целей и конкретных задач.
  2. Основная часть урока.
    1. Работа с пословицами и высказываниями «великих» людей о любви к родине.
    2. Работа с текстами художественных произведений.
      • Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»
      • А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
      • А.А.Ахматова «Мне голос был…»
      • О.Э.Мандельштам «Я вернулся в мой город»
      • Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
      • С.А.Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ»»
      • И.С.Тургенев. «Русский язык»
    3. Обсуждение результатов.
  3. Заключение.
  4. Рефлексия. Составление синквейна.

Эпиграфы:

И все пройдя пути морские,
И все земные царства дней,
Я слово не найду нежней,
Чем имя звучное: Россия.
(К. Бальмонт, г. Париж, 1922 г.)

«Без любви к Родине нет поэта»
(Е.А. Евтушенко)

Ход урока

Ι. Вступление.

Звучит начало песни «Как упоительны в России вечера».

Входят Белый и Рыжий Клоуны (ученики.

Инсценировка. (Учебник «Дом без стен. Литература. 8 класс», 1 часть, стр. 253)

Рыжий клоун . Что это с ними? Почему они такие восторженные!

Белый клоун . О! Так они проявляют свою любовь к родине. Это обязательная составляющая человеческой жизни: слезы при разглядывании деревьев родной страны, мурашки по спине при церемонии поднятия государственного флага, желание кинуться в драку с каждым, кто плохо скажет о стране, где ты родился.

Рыжий клоун . Как ты можешь так об этом говорить! Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты чувствовать себя защищенным. В древности у некоторых народов существовало самое страшное наказание – изгнание с родины…

Белый клоун . Да брось ты! Родина там, где сытно, дешево и удобно. А всё остальное сантименты. Тысячи людей покинули и покидают родину. Посмотри на них: они любили одну страну, теперь любят другую. Всё очень просто!

Рыжий клоун . Но это… всё равно что бросить старых немощных родителей и пристроиться к новым – молодым и обеспеченным. У человека есть такая же потребность в родине, как, скажем, в воздухе, воде и пище. И если, не дай бог, человеку приходится бежать с родины, чтобы спасти свою жизнь или жизнь близких, он заболевает страшной болезнью. Имя ей – ностальгия. Она мучает и разрушает человека, если, конечно, он Человек.

Белый клоун . Ты опять за свое! Не рассказывай мне о рабах привычек и привязанностей. Я говорил о настоящих людях, свободных от всех этих предрассудков. А поговорить и поплакаться о потерянной родине нынче очень модно…

Рыжий клоун. Нет, я когда представляю себя вне родины, ощущаю, что земля уходит из-под ног. Чтобы жить, мне нужно держаться корнями за землю. А что можно за неё отдать – это мера для каждого своя, но никто о ней не говорит…

1. Актуальность. Обсуждение:

Как бы вы определили, что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость? (СЛАЙД 1 )

– Есть ли в нашей стране, в нашем районе или в вашем доме что-то такое, что является лично для вас олицетворением понятия «Родина»?

Выступление индивидуально подготовившихся учащихся с демонстрацией коллажа «Моя Родина». (СЛАЙДЫ 2-4)

/Примечание. Коллаж приготовлен и демонстрируется с помощью компьютерных технологий. Как правило, ребята представляют традиционный набор и вполне объясняют свои зрительные образы: государственная символика и города-символы – Москва и Петербург; люди-символы: Пушкин, Ломоносов, Гагарин и другие; русская природа, берёзка, ромашка; родной город, улица, дом, школа, близкие люди, семья, друзья/

Итак, тема нашего урока «Что такое любовь к родине?»

– Что мы можем узнать на нашем уроке? (из чего складывается это понятие)

– А надо ли нам это? Почему именно сейчас нам это надо? (Именно сегодня, в XXI веке, особо остро стоит этот вопрос, так как люди, особенно молодежь, думают, прежде всего, о материальном благосостоянии, забыли о Родине, никто служить не хочет в армии, не хочет работать, все смотрят на запад)

2) – Итак, у нас есть две точки зрения (СЛАЙД 5): первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно.

Какую точку зрения будете отстаивать вы?

– Каким образом мы можем доказать свою правоту? (обратимся к высказываниям известных людей, к народной мудрости, к литературе)

– Дома вы составили витражи мудрости – высказывания известных людей о Родине. Поделитесь находками.

II. Основная часть

1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине .

  • Нет места милее родного дома. Только отечество заключает в себе то, что дорого всем. (Цицерон)
  • Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. (Сенека)
  • Дерзайте отчизну мужеством прославить. (Ломоносов)
  • Самое лучшее предназначение есть защищать отечество. (Державин)
  • Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Байрон)
  • Есть разные страны на свете, а Родина – только одна… (Д. Алтаузен )
  • Родина – это огромное, ды шащее существо, подобное человеку… (А. Блок)

2. Вторая группа собирала пословице, назовите их.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Своя земля и в горести мила. Любовь к родине сильнее смерти. Родина – мать, умей за неё постоять. Человек без родины что земля без семени. Отрекающийся от родины отрекается от совести.

Что общего в этих словах?

Сегодня на уроке мы посмотрим, какое место занимает Россия в творчестве А. Блока, С. Есенина, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Евгения Евтушенко.

3. Работа с текстами художественных произведений.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…». (СЛАЙД 6)

Евгений Александрович Евтушенко – яркий, талантливый поэт. Около сорока лет Евтушенко является голосом правды и совести России. Стихотворение «Идут белые снеги»- одно из ранних в лирике поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вечных вопросах: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.

1. Выразительное чтение стихотворения (аудиокассета, запись стихотворения сопровождается любой классической музыкой) Приложение 1 .

2. Анализ стихотворения.

– О чём это стихотворение? (О России). Стихотворение представляет лирический задушевный монолог с читателем.

– Какое настроение передаёт стихотворение? Одинаковое ли оно в начале стихотворения и в конце?

Нет, сначала грустное, затем передаёт взволнованное воодушевление

– Почему меняется тон стихотворения, в каких строчках это происходит?

(когда начинает говорить о России)

– Какие образы-ассоциации возникают при чтении стихотворения? (Белый снег, зима, природа, деревенские избы, Пушкин, Степан Разин) (СЛАЙД 7)

– Какой словесный образ олицетворяет Россию?

«Идут белые снеги» – это поэтический символ России. Эта строчка выполняет в стихотворении роль рефрена, т.е. она связывает в стихотворении картины прошлого и будущего, она помогает лирическому герою осознать неотделимость от народа, Родины и понять свою необходимость им. Он с полной ответственностью заявляет: «для России я жил», «я России помог», а в кульминационных строчках делает признание:

Но надежда моя:
Если будет Россия,
Значит буду и я.

Поэт говорит о том, что все, в сущности, преходящее, кроме родины; пока она будет, будет и он. «Белые снеги» - это нечто такое, что заметает наши следы на земле, и вместе с тем – символизируют бессмертие России. (СЛАЙД 8)

Вывод : Что для Евтушенко любовь к Родине? Единение с Родиной, с её природой, с её историей.

– Евгений Евтушенко – наш современник, нам близка и понятна его позиция. А что думали и писали поэты начала 20 века о родине

А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» (СЛАЙД 9)

1. Слово учителя о Блоке.

Александр Блок – поэт, живший на рубеже веков. Это было время великих потрясений, время революций. Многие покидали Россию навсегда. У Блока был свой взгляд на мир, на жизнь, на революцию, на Родину. Октябрьскую революцию Блок принял и приветствовал. В статье «Интеллигенция и революция» (1918) Блок писал, что верит в будущее России: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому – великой». У Блока очень много стихотворений и России. В 1908 году он написал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель;

Сейчас послушаем стихотворение «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? и ответим на вопрос: «Какой предстаёт перед нами Россия у Блока?»

2. Чтение стихотворения наизусть (заранее подготовленный ученик) Приложение 1.

Какой же предстаёт Россия? (таинственной, непонятной, загадочной) (СЛАЙДЫ 10-12)

Россия Блока – вечная любовь, вечная Боль, вечная Тайна. Она талантлива, но беспечна. Она нищая, но при этом сильная и гордая Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив.

3. Анализ стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

– Найти ключевые слова в 1-ой строфе. («Русь моя, жизнь моя», «маяться», «разлучиться» «раскаяться», «вольному сердцу», «твоя тьма»)

– Какая мысль не дает покоя лирическому герою? (Мысль о том, не разлучиться ли им, не расстаться ли? Она мучительна для поэта и лирического героя. Такое впечатление, что он хочет вырваться на свободу и знает: это невозможно не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее. Так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной).

– Объясните значение неизвестных слов в 3-4 строфах.

  • Чудь и Меря – древние славянские племена, населявшие северные области России.
  • Гати – настилы из ветвей для перехода через болота;
  • Грады – города;
  • Царьградские святыни – христианские памятники Царьграда, т.е Константинополя, столицы Византийской империи;
  • Соколы и лебеди – это и птицы, и олицетворение русского воинства.

– Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси в 2-4 строфах? И почему страна для него Русь, а не Россия?

Русь для Блока есть нечто древнее, таинственное, дикое, необъяснимое, что-то уходящее корнями в незапамятные времена. Здесь Чудь и Меря, Царьградские святыни, от слова «гать» уже веет болотом и дремучим лесом, дороги, верстовые столбы, лодки да деревянные грады, соколы и лебеди в степи, черная мгла нашествия кочевников и татарские очи, которые «мечут огни» – все это Русь.

– Как понимаете смысл последней 5 строфы стихотворения. Какой образ возникает здесь?

«Тихое, долгое, красное зарево / Каждую ночь над становьем твоим …» – это вечный , трагический, обагренный кровью и озаренный дрожащим пламенем путь Руси в истории. Две последние строки возвращают нас к основной мысли поэта: «вольный дух» (в первой строфе «вольное сердце» лирического героя) – игрушка этого древнего, таинственного, странного мира, этого «сонного марева». А значит, воля лирического героя, его свобода от Руси – лишь призрак. Да и захочет ли он этой свободы?

Теперь понятно, почему Александр Блок не покинул Россию? Он слишком её любил, так же, как любила свою Родину Анна Ахматова, современница Блока, написавшая знаменитое стихотворение «Мне голос был, он звал утешно…»

Чтение стихотворения наизусть. (ученик) Приложение 1

– Какой путь выбирает лирическая героиня? (остаться со своим народом, со своим любимым городом Санкт-Петербургом, о котором в 1915г. писала «Мы ни на что не променяем пышный гранитный город славы и беды». (СЛАЙД 14)

В 1917 году многие покинули Россию. Мы не имеем права осуждать их. Они любили свою родину, об этом говорят строки поэта-эмигранта К.Бальмонта (эпиграф). Но Ахматова осталась. Осталась потому, что считала «недостойным» покинуть Отечество в трагическую для него минуту. Это ли не высшее проявление патриотизма? Александр Блок заучил наизусть это стихотворение и однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор»

О.Э. Мандельштам «Я вернулся в мой город…» (СЛАЙД 15)

1. Слово учителя.

Петербург – город детства и юности Осипа Мандельштама. Образ города присутствует во всех книгах поэта. Сюда он возвращался много раз в своей жизни, и каждая встреча с городом таила в себе новые открытия. В 1930 году после поездки на Кавказ Мандельштам вновь возвратился в Ленинград, но город встретил его неприветливо.

2. Чтение стихотворения наизусть. Приложение 1.

3. Комментарий к стихотворению (ученик)

«Мой город», такой знакомый и близкий, обернулся к поэту новым ликом. Он обращается к нему за спасением, но город глух к его мольбам, потому что несвободен, его словно бы тоже арестовали: молчат телефоны, звонок вырван с мясом, дверные цепочки напоминают кандалы. Жёлтый мутный свет – как лицо мертвеца. И в крике: «Я ещё не хочу умирать!» звучит боль, но город глух и нем, он – мёртв.

СЛАЙД 16.

Учитель. И Александр Блок, и Анна Ахматова, и Осип Мандельштам любили Россию, верили в неё, как любил её Фёдор Иванович Тютчев- поэт и дипломат, написавший знаменитое четверостишие:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

С.А. Есенин. «Шаганэ, ты моя Шаганэ» (СЛАЙД 17)

Учитель. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - писал поэт Сергей Александрович Есенин. Любовь к России не просто чувство, это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни

  1. Чтение стихотворения наизусть (ученик) Приложение 1.
  2. Какие чувства переполняют душу лирического героя? (восхищение Востоком, его ярким колоритом и чувство неразрывной связи со своей северной Родиной).

III. Заключение

– Ребята, а из чего вырастает огромная человеческая любовь к родине? В чём вы видите её истоки?

Истоки её – в уважении, трепетном отношении к месту, где родился, вырос, к отчему дому, к людям, воспитавшим нас, к своей истории. Мы не должны вырасти Иванами, не помнящими родства. Общая жизнь на родной земле, общие беды и радости, общая любовь к своей Родине и к своему языку – всё это делает нас русским народом. Всё это мы передадим нашим детям, они – своим детям. И тогда Россия будет жить вечно. В это свято верил русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, который незадолго до смерти написал знаменитое стихотворение в прозе «Русский язык» (чтение стихотворения) Приложение 1.

Вывод. НЕ может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть ВЕЛИКИМ. А если народ велик, то и будущее у народа должно быть великим.

  • А что вы можете сказать о России?

IV. Творческая работа. Составление синквейна о Родине.

(СЛАЙД 18) (Во время написания синквейна звучит музыка).

(Чтение 2-3 работ)

В заключение я хочу еще раз обратиться к вам стихами нашего современника В. Леушкина. (СЛАЙД 19)

Давайте вместе – без “ура”,
Без истерических упреков…
Заглянем, братья, во вчера
В тьму исторических уроков!
И освещая лица лет,
Посмотрим им в глаза, как в бездну.
Да, это больно, но полезно,
Нам, убегающим от бед.
А после сядем у огня
И помолчим, кто сколько сможет.
Покуда век еще не прожит,
Воспрянем, дух Руси храня

Звучит последний куплет песни «Россия» (Стас Михайлов)

Д/З : Наизусть стихотворение Е.Евтушенко «Идут белые снеги» (СЛАЙД 20)