Сила или слабость катерины проявляется. Сила и слабость характера Катерины Кабановой (Островский А

Катерина в «Грозе»: сила и слабость героини

Судьба Катерины в драме «Гроза» вызывает жалость и вместе с тем уважение. Эта простая русская женщина отличается от людей, окружавших ее, не только своей несчастной судьбой и страшной кончиной, но и редкими духовными качествами. Русские критики окрестили ее «лучом света в темном царстве». Почему, если она не смогла ничего изменить и ушла из жизни как побежденная?

Изначально Катерина - сильный духовно человек, с богатым оригинальным воображением. Благодаря воспитанию ее мечты были устремлены в русло религиозности. Но Катерина умела поэтично переосмыслить церковные истины. Так, ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, видела ангелов.

Религиозность Катерины и делает ее уязвимей (она не может лгать, так как это грех), и в то же время дает ей силу правды в неявной борьбе с ханжой Кабанихой. Любовь к Борису сталкивает Катерину один на один с «темным царством», хотя она и не воспринимает свой протест как возмущение против существующей системы. И тем не менее для каждого жителя Калинова очевидно одиночество Катерины в их «темном царстве».

Оно подчеркнуто композицией произведения. Катерина - единственный герой, не имеющий пары (в отличие от пар Кабанова - Дикой (богачи-самодуры), Тихон - Борис (их слабовольные рабы), Варвара - Кудряш (удачно приспособившиеся). Катерина по своему происхождению - чужой в Калинове человек.

Катерина - высшее, самое поэтическое воплощение идей и принципов патриархального мира. Не случайно ее образ явно был навеян автору образами русской поэзии. Мотив стремления Катерины к Борису, своему «погубителю» как будто заимствован из народной песни («Ты убей, загуби меня со полуночи...»): « Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой?»; «Зачем ты моей погибели хочешь?»; «Ты меня загубил!». Каким же сильным должно быть ее чувство, если она во имя него идет на верную гибель! «Не жалей, губи меня!» - восклицает она, решившись ответить Борису взаимностью. И постепенно Катерина приходит к выводу: «Уж коли мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.»

Но патриархальный мир вокруг уже не таков, каким он является в душе Катерины. Нарастает ком противоречий, и, наконец, в Катерине уже не остается ничего схожего с тем, что окружает ее.

В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со сломанной волей и растоптанной душой. «Маменька ее поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск», - говорит о жене Тихон.

Мы готовы увидеть бессильную жертву, но на сцене является человек, способный мечтать, любить; еще способный жить. Она человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таится, но «громко, во весь голос» зовет любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!»

Последний монолог Катерины рисует ее внутреннюю победу над силами «темного царства». «Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!» Характерно здесь слово «нехорошо»: жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катерины, противоестественно и безнравственно: «А поймают меня, да воротят домой насильно...» «Ах, скорей, скорей!» Жажда освобождения торжествует и над темными религиозными представлениями. Катерина проникается убеждением в своем праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя!» - размышляет она о самоубийстве, которое с точки зрения церкви является одним из самых страшных грехов. Но она нашла в себе силы подвергнуть сомнению это представление: «Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...»

Как гроза в жаркий летний день приносит прохладу, так и после смерти Катерины в жертвах «темного царства» просыпается чувство собственного достоинства и стремление вырваться из унизительного положения. Варвара и Кудряш бегут из Калинова. Кулигин обращается к собравшимся на берегу с упреком. Даже Тихон находит силы обвинить свою мать: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Смерть Катерины, как солнце, осветила «темное царство» со всеми уродливыми обитателями.

В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у Островского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова - одна из их множества.

Урок 35. Тема: СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ.

Цели: углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского;

раскрыть силу и слабость характера Катерины;

развивать умение анализировать образы-персонажи;

совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения;

определить, в чем смысл заглавия пьесы.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?
  2. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.)
  3. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
  4. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В детстве

В семье Кабановых

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».
Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».
Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Катерины главное - жить согласно своей душе

Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему

(Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)

  1. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису - это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви - это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.)
  2. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.
  3. Докажите, что смерть Катерины - это протест. Далее решается проблема выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет? Думаю, у нее было 3 пути:

Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”

Бежать с любимым человеком- Борисом

Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.

Учитель: Почему она выбрала 3-ий путь?

Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства. Ложь, ханжество, давление Кабанихи на всех членов семьи, отсутствие всякой возможности жить так, как хотелось, несвобода во всем сделали саму жизнь, дом, невыносимыми.

Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, но он отказывает ей. Ведет себя малодушно.

Он раб своей маменьки. И Катерина поняла, что она не дождется радости в этом доме. И тогда она решается на свидание с Борисом, хотя мучается, терзается, но желание хоть раз поступить так, как хочется одерживает верх: “Будь что будет, а я Бориса увижу. Ах, кабы ночь поскорее!”

Учитель: Оправдались ли надежды Катерины?

Работа в группах :

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Вывод: надежды Катерины в любви к Борису не только не оправдались, но и стало даже хуже. Совестливая Катерина, не умеющая жить во лжи, испытывает сильные нравственные муки, чувствует себя грешницей, которая может отчиститься лишь в аду. Борис тоже, как и Тихон, оказался слабым человеком, он не мог быть ей парой, хотя духовно он был ей ближе, чем Тихон. Он уезжает, призывая Катерину смириться, покориться свекрови. Теперь ей предстоит остаться наедине с позором и с душевными муками. И она приходит к мысли, что лучше умереть. Трагически звучит ее монолог (анализ д.5, явл.6).

В первых трех строчках слово могила повторяется 4 раза, и, наконец, она (в 5-ый раз!) повторяет его: “Под деревцем могилушка… как хорошо…..”

“…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!”

В ее монологе могила противопоставляется дому, а значит и самой жизни.

В могилах – хорошо, дома – плохо, а больше идти-то некуда. Вот и получается, что выход у нее один – могила. Из ее монолога следует, что жить так, как ее вынуждают, она не хочет. Значит, другого выбора нет. В этом и заключается трагедия ее жизни. А смерть ее можно рассматривать как протест против устоев жизни “темного царства”.

  1. Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Вывод: Н. Добролюбов пишет о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня Островского, в отличие от окружающих ее людей, – натура искренняя, поэтическая. Катерина везде ищет красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в душе, для нее важнее событий внешнего мира.

Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую героиню «переделать» или подчинить кому бы то ни было. И вот такая женщина попадает в обстановку произвола и лицемерия. Катерина пытается противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного достоинства. В этом – начало ее гибели.

Трагедия Катерины обусловлена тем, что она не любит мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство – это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

«Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», – пишет А. Анастасьев .

Домашнее задание.

Конспект статей Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Писарева «Мотивы русской драмы» (по вариантам). Сопоставить положения о жанре произведения, взгляды на образ Катерины.


Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид - проявлением силы или слабости - достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление - гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины - сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов - это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Добролюбов при анализе образа Катерины, говорил, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Критик считал, что именно «в цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно - она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением силы. Её решение не было импульсивным. Катя прекрасно знала, что скоро умрёт. Она была из той породы людей, которые живут крайностями для того, чтобы сохранить себя. Катя не хотела оставлять свою душу на растерзание самодурам тёмного царства, девушка просто не могла поступить иначе. Смириться и молча терпеть выходки Кабанихи, равно как и врать, пусть и во благо, девушка не смогла бы. Получается, для неё жизнь невозможна ни в каких смыслах. Нельзя ни оставаться больше, ни уйти. Катя принимает решение переступить порог реального мира, чтобы обрести свободу через смерть.
Интересно, что Добролюбова можно считать адвокатом Катерины, а вот Писарев, другой русский критик, вполне заслуживает место прокурора. Дело в том, что в статье «Мотивы русской драмы» Писарев искренне недоумевает: Борис посмотрел - Катя влюбилась, «Кабаниха ворчит - Катерина изнывает». Критик расценил самоубийство Кати как бессмысленный поступок, который ничего не изменил. Вместо тог чтобы облегчить страдания себе или другим, Катя бросается в Волгу. С такого ракурса Катерина представляется жертвой самой себя; слабой девочкой, которая не видит других способов решения проблем.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати - личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» - сила или слабость?».

Тест по произведению

2 декабря 1859 года. Она сразу же имела большой успех, о ней говорили и спорили. Спорили в основном по поводу трактовки судьбы и характера главной героини, Катерины Кабановой, а также о главной идее пьесы, наметившей нового "героя времени". "Самоубийство Катерины - сила или слабость?" - вот главный вопрос, на который пытались дать свой ответ многочисленные критики. Среди них особенно выделяется Н.А. Добролюбов.

Мнение Н.А. Добролюбова

Николай Александрович посвятил этому произведению свою статью "Луч света в темном царстве", написанную в 1860 году. В статье критик "Современника" дает детальный анализ пьесы с точки зрения "реальной критики", с революционно-демократической позиции. Это была уже втора статья Добролюбова о "Грозе". Первая, "Темное царство", была написана еще год назад, в 1859 году.

Главная тема этих и многих других статей, посвященных данному произведению, - характер главной героини. Судьба Катерины Кабановой действительно заставляет о многом задуматься, и в данной статье хотелось бы подробно рассмотреть характер главной героини и причины ее несчастной судьбы. Николай Александрович использовал образы "темного царства" и "луча света", которые в дальнейшем часто цитировались при анализе этого произведения. На вопрос: "Самоубийство Катерины - сила или слабость?" - он отвечает, что этот поступок свидетельствует о мужестве главной героини, противостоящей злу "темного царства".

Мнение Д.И. Писарева

Однако не все критики соглашались с точкой зрения Добролюбова, между ними часто возникала полемика. Например, Д.И. Писарев в своей статье "Мотивы русской драмы", написанной в 1864 году, не согласился с мнением Николая Александровича о том, что Катерина является новой исторической героиней, которую принесла нам эпоха. По мнению Дмитрия Ивановича, таким персонажем является Евгений Базаров, разночинец-демократ из произведения Тургенева "Отцы и дети".

Мнение А.А. Григорьева

Интересна точка зрения еще одного критика, Григорьева. Еще за несколько месяцев до выхода в печать статьи "Луч света в темном царстве" он упрекал ее автора в том, что тот предлагает односторонний подход к пониманию Островского, к изображению им жизни. По мнению этого критика, в первой статье Николая Александровича, "Темное царство", Островский предстает карателем и обличителем самодурства.

Однако в оценке главной героини мнения этих двух литераторов совпадают. Они оба говорят о том, что Катерина - героический характер, вышедший из народной среды, отмечают поэтичность ее души и трагизм судьбы. Давайте вместе попробуем ответить на вопрос: "Самоубийство Катерины - сила или слабость?", подробно остановившись на внешней и внутренней стороне характера главной героини.

Патриархальное купечество в изображении Островского

Следует сказать, что у Островского это было уже не первое произведение, изображающее патриархальное купечество. Его быт был описан и в других пьесах автора конца 1840х - начала 1850х годов, например в комедии "Свои люди - сочтемся!". Однако в ранних пьесах Александра Николаевича еще не было столь яркого образа, подобного Катерине. Характер героини, происходившей из купеческой среды, - настоящее художественное открытие, которое создает Островский Александр Николаевич ("Гроза").

На первый взгляд возникновение героини, имеющей столь нехарактерный для патриархальной среды города Калинова взгляд на жизнь, кажется случайным. Однако это было не так. Ее судьба, ее стремление к счастью по велению сердца, а не по "закону", - результат происходивших в то время в обществе глубинных процессов, постепенно разрушающих патриархальный строй купечества. Пьеса "Гроза" насыщена диалогами о "конце света", "последних временах", о том, что молодежь перестала чтить традиции и обычаи; и на этом фоне разворачивается сюжет произведения.

Символизм "Грозы"

"Гроза" - символическая пьеса, ее символика связана с фольклором, и этим она отличается от ранних пьес Островского. В произведении многое напоминает сказочный мир, даже сам образ города Калинова вызывает ассоциации с миром сказки. Герои как будто живут в своей собственной замкнутой реальности, ограниченной пределами узкого калиновского миропонимания.

В реальности, которую создал Островский Александр Николаевич ("Гроза"), нет действующих лиц, хотя бы немного выходящих за эти пределы. Даже Катерина, стремящаяся к иной жизни, имеет весьма смутное представление о том, какова же эта другая жизнь. Она лишь осознает, что нынешнее существование ей опостылело. Возлюбленный Катерины, племянник Дикого Борис, похож на чужеземца, прибывшего в этот сонный город из чужой страны, в которой была совершенно другая жизнь. Однако и он тоже превращается в подданного "темного царства" Калинова, и вовсе не напоминает образ Ивана-царевича, спасающего свою возлюбленную.

Катерина похожа на "спящую красавицу". Но ее "пробуждение" отнюдь не было радостным. Сладкий сон Катерины Кабановой - жизнь в доме любящих родителей - был грубо прерван выходом замуж за нелюбимого человека. Тихон слабоволен, во всем подчиняется своей матери, которая является в пьесе подлинным тираном.

Внешний конфликт

Что же привело к такому трагическому финалу? Самоубийство Катерины - сила или слабость? В пьесе нет конкретных виновников случившегося. Виноват весь калиновский мир. Главная героиня явилась жертвой уклада жизни, сложившегося как будто под действием злых чар, которые удерживают в подчинении весь город. Жители Калинова не способны им противостоять. В лучшем случае они лишь молча сочувствуют Катерине или дают ей советы, как обмануть Кабаниху и организовать свидание с возлюбленным. Однако любое предложение калиновцев вызывает в ее душе протест, так как все они предполагают некоторый компромисс с нравами города, с ее положением купеческой жены.

Калиновцы привыкли повиноваться судьбе, а Катерина бросает ей вызов, и город ее отвергает. Главная героиня олицетворяет мечты о переменах. Они притягивают ее, манят, в отличие, например, от Кабанихи, которой мерещатся "последние времена" и "конец света". Катерина осознает, что обречена в своем стремлении к новому, и, убедившись в том, что на перемены этот замкнутый мир неспособен и поддержки ждать не от кого, героиня решает уйти из жизни. Однако при попытке дать ответ на вопрос: "Самоубийство Катерины - победа или поражение?" стоит рассмотреть еще и внутренний конфликт героини.

Внутренний конфликт

Трагедия "Гроза" самоубийство Катерины определяет не только как ее внешний конфликт с "темным царством", но также и как внутренний конфликт героини. В ее душе происходит борьба между старым и новым. Мысль о нарушении морального долга преследует Катерину: она считает, что согрешила, что ей никогда не получить прощения. Это греха особенно тяжело и мучительно для главной героини. Ей попеременно овладевают сознание собственной вины и героическое отчаяние. Каждый свой поступок главная героиня воспринимает как шаг по направлению к пропасти, считая, что обратной дороги нет. Надежды на спасение Катерина не видит, к ней ни разу не приходит мысль о возможности прощения грехов и спасения души.

Социальный, философский и психологический аспекты трагедии

Таким образом, в понимании трагической судьбы главной героини можно выделить несколько аспектов.

Первый аспект - социальный, ведь для того, чтобы стать счастливой, Катерина должна либо покинуть Калинов, либо разрушить весь социально-бытовой уклад этого города. Ни то ни другое в данной ситуации невозможно, героиня является пленницей этого заколдованного мира.

Катерины включают и философский аспект - это нежелание подчиняться, противостояние собственной судьбе. Здесь героиня также не может оказаться победительницей. У нее есть два выхода: либо смириться с судьбой, со своей ролью жертвы "темного царства", либо уйти из жизни. В пьесе самоубийство Катерины представляется как закономерный финал.

Психологический аспект трагедии - внутреннее противоречие между осознанием своего тяжкого греха и свободной волей, побуждающей героиню переступать через внутренние нравственные запреты. Следует отметить, что форма, которую принимает этот запрет у Катерины, - религиозная - не имеет особенного значения. Ведь самоубийство - еще более тяжелый, чем прелюбодеяние, грех.

Все три аспекта взаимосвязаны, и все они важны для полного понимания причин трагической смерти героини и ответа на вопрос: "Самоубийство Катерины - победа или поражение?". Так, обычная супружеская измена превратилась в "Грозе" в масштабную трагедю личности, а сама по себе эта измена является скорее не причиной, а лишь следствием ее противостояния калиновскому миру.

Любовь Катерины к Борису

Любовь у Катерины не является высшей потребностью души, как у героини "Бесприданницы" Это лишь форма протеста против быта купеческой среды, символ свободы. К Борису Катерина относится не как к возлюбленному, а как к воплощению своей мечты о свободе.

Эти персонажи так и не находят общий язык: главная героиня смогла подняться над бытом калиновского общества, а Борис оказался неспособен на это. Так почему Катерина решилась на самоубийство?

Героиня решила утопиться не от "несчастной любви" и даже не от греховной, "невозможной" - ее толкнул на это калиновский быт, поскольку подобное желание не могло осуществиться в узких рамках этого города. Таким образом, у Островского впервые быт становится формой жизни, отражением стремлений человека, появляется так называемая "философия быта".

Философия быта

В этом произведении он наделен специальной функцией: отражением низменного, материального в жизни людей, под которым прячется все возвышенное и духовное. Разрушение быта предвещает скорый развал привычных общественных отношений.

Даже сюжетно-композиционные элементы "Грозы" подчинены вниманию к нему. В произведении отмечается статичность сюжета, пропуск самой любовной интриги, а также множество сцен, которые не связаны с развитием сюжета, но необходимы для описания бытовой среды города. Неторопливое развитие событий соответствует темпу жизни калиновцев, размеренному и неторопливому. Обширная предыстория главной героини, а также предыстории второстепенных героев создают ощущение, что события начинаются еще задолго до начала повествования. Финальная сцена не исчерпывает полностью своего смысла, намекая этим на возможность повторения описанных событий в реальной действительности.