В иордании живут с родителями. Иордания глазами курской семьи

Иордания является королевством, которое располагается на Ближнем Востоке, гранича с Сирией, Ираком, Саудовской Аравией и Израилем. Почти все иорданцы этнические арабы, а основная религия, конечно, ислам, хотя изредка встречаются и христиане. Иордания типичная арабская страна, но народ здесь отличается особой теплотой, гостеприимством и искренним дружелюбием.

Иностранцам жители страны легко прощают нарушения традиций, допущенные по незнанию, а уж если видят, что представитель другой страны старается следовать местным обычаям, то уважение к нему со стороны местных людей будет безмерно большое.

Многие семьи в Иордании, особенно проживающие не в городах, ведут традиционно исламский образ жизни, жилые дома, как правило, разделены на две половины, мужскую и женскую. При этом, к женщинам, прибывшим из других стран, относятся так же, как и к мужчинам-иностранцам, то есть как к уважаемым гостям, не пытаясь применить религиозные принципы.

Женское население в Иордании, при всем при том, имеет гораздо больше свобод, чем женщины в соседних арабских странах, они могут голосовать, водить автомобиль, имеют возможность получения хорошего образования. При этом женщины иорданки принимают участие в бизнесе, в политике.

На сегодняшний день в Иордании до сих пор распространены договорные браки, то есть родители полностью берут на себя заботу о создании семьи детей, а ослушаться старших тут недопустимо. Типичная семья строится на основе большой общины, имеющей свои традиции и обычаи, но следующей религиозным исламским догмам. Догмы диктуют оказывать друг другу всю возможную помощь, что очень хорошо, но, только в том случае, когда все семьи в такой общине имеют примерно одинаковый достаток.

Если же у кого-то доходы оказываются выше, чем у остальных, начинаются бесконечные семейные распри и недовольство среди родственников, ведь ислам диктует невозможность отказа в просьбе о помощи со стороны родни, отказать имеют право лишь старейшины, чье главенствующие положение в семейной общине никто даже не думает оспаривать.

Мужчина в иорданских семьях является полноправным главой. Он может иметь гарем, но не более четырех жен одновременно, все, живущие вместе под одной крышей, подчиняются порядкам, установленным в доме мужчиной-главой, любое неподчинение этим порядкам грозит изгнанием из семьи.

Изгнание же ставит на ослушавшемся человеке клеймо общественного мнения, означающее обвинение в неуважении к старшему поколению и законов общины, что общество Иордании строго порицает. Причем порой община выстраивает свои законы в противоречии с гражданскими нормами и даже религиозными догмами.

Правительственные структуры всеми возможными способами пытаются изжить эти пережитки прошлого, но пока не очень успешно, законы общины, формировавшиеся веками, очень стойки и плохо искоренимы.

В Иордании существует несколько типов семейных отношений, в которых положение женщин может разительно отличаться. Если семья состоятельная и не религиозная до фанатизма, то женщина пользуется всеми свободами, доступными и европейкам, единственно, что измены в Иордании практически невозможны в силу религиозных и общественных убеждений. Это является скорее плюсом, чем минусом в плане сохранения целостности семьи и нерушимости института брака.

Если же семья состоятельная, но при этом отличается большой религиозностью, то женская доля зависит от уровня образования и цивилизованности главы такой семьи, относительная свобода превращается порой в полную забитость и подчиненность прекрасной половины человечества мужу-тирану.

Мужчины из такого типа семейств никогда не берут в жены иностранок, выбирая мать своих будущих детей из круга себе подобных. Средний и низкий достаток семьи порождает потребительское отношение к женщине, возможно из-за того, что женщин в Иордании чуть ли не раза в два меньше, чем мужчин.

Это приводит к тому, что если бедная семья заполучила себе женщину, то она будет всеми силами стараться ее удержать и уберечь от постороннего влияния. В таких семьях женщинам запрещают работать, выходить без паранджи, то есть желание удержать эту собственность, приобретает порой нелицеприятные формы.

Поскольку религиозные взгляды требуют нахождения женщин отдельно от мужчин, в доме, как уже говорилось, две половины чужим мужчинам вход на женскую территорию строго воспрещен, а женщины не появляются на мужской половине, если там присутствует чужак.

Угощает и принимает гостя сам хозяин, но готовкой занимаются, конечно, женщины. Паранджа, кстати, в Иордании не требуется по закону, но на улицах часто можно встретить женщин, одетых с головы до пят.

Однако же в основном иорданки любят красиво и броско одеваться, в основной массе предпочитая платок и длинное платье или даже брюки с длинной же блузкой. Рукава их одежды, конечно, закрывают руки полностью, но есть некоторые модницы, не обращающие внимания на традиции и обычаи предков.

Иногда можно увидеть иорданок, словно сошедших со страниц модных журналов Западного мира. Тем не менее, в цене в восточных семьях покорность женщины, в Иордании она так же традиционно должна во всем слушаться мужа, а так же и старших женщин, что диктуют вышеописанные законы общины.

Что же касается воспитания детей, то здесь, конечно, все возложено на женщину, иорданские дети не избалованы вниманием, но и заботой не обделены. Обычно дети играют в стороне от мам, но время от времени подбегают и прижимаются к ним, получая заряд любви и порцию ласки.

Подпитавшись таким образом положительными эмоциями, они бегут играть дальше. Вот такое незатейливое, но действенное воспитание присутствует в Иордании.

Дети же сами по себе ценятся так же, как и семья в иорданском обществе. Особенно, конечно, мальчики, как продолжатели рода, но родительская любовь половых различий не знает. Развод в Иордании не приветствуется, муж иногда может просто выгнать жену без права видеть детей.

Ну вот наконец-то добрались и до этой темы. Конечно, очень многих интересует вопрос, как тут принимают иностранок? Принимают по-разному, в зависимости от семьи. Но в большинстве случаев хорошо, поскольку мусульманину разрешено жениться на христианках и иудейках. Знаю девчонок, которые не меняли религию и не носят платки. Другое дело, что, например, живя в Аммане они могут вести почти европейский образ жизни. А вот в провинции приходится привыкать к местным традициям. Далеко не всем они по нраву.

Есть в нашем районе магазинчик, в котором мои дети любили покупать мороженое. Его хозяин однажды с улыбкой рассказал мне, что скоро его сын привезет невестку из Украины и просил заходить в гости. В гости зайти так и не случилось. Зато мне пришлось переводить на русский бумаги для их развода…Муж принес, сказал, сосед попросил, неудобно отказывать. Он переводил дословно, а я литературно обрабатывала и печатала на компьютере. Не понравилась украинской красавице жизнь в иорданской глуши после Харькова.

Русскими тут называют почти всех славянок – русских, украинок, белорусок, молдованок. Есть девушки из Боснии, например. В Стране мам зарегистрировано около ста жительниц Иордании. А вот в Одноклассниках полно групп, называемых «Иоданочки» или «Замужем за иорданцем» или еще в этом роде. В самой большой группе почти пять тысяч участниц со всех концов Иордании. Так что немало нас тут, немало.)))

А теперь истории девушек, которых я знаю лично. Я расположила их в хронологическом порядке нашего знакомства.

1. Алина.
Я познакомилась с Алиной через месяц после своего приезда в Иорданию. Двоюродная сестра моего мужа выходила замуж за брата мужа Алины (Эк я завернула!))) В общем, мы познакомились на свадьбе. Алине уже тогда было 38 лет. На 8 лет старше своего мужа. Приехала она из Минска. Там Алина работала вахтершей общежития для иностранцев. Там же познакомилась с Ахмадом и они поженились. Прожили в Минске несколько лет, прежде чем приехать в Иорданию.

У Алины были русые волосы и большие голубые глаза, но красавицей ее, к сожалению, назвать было нельзя. Зато она была очень добра и открыта душой. Это признавали все. К ней тянулись дети. К моменту моего приезда Алина жила в мазаре уже год. Более-менее говорила по-арабски. Не приняла Ислам и не носила платок. Иногда накидывала на голову палантин, но это скорее от солнца. У нее уже были подруги из России и Украины, у которых она брала книги и газеты почитать и давала их мне. Для нас тогда было дорого любое печатное слово. Даже «Справочник лекарственных трав» мы читали с удовольствием.)))

Я с дочкой и свекровью частенько ходила к ней в гости. Благо, недалеко. И тогда наши свекрови устраивались в гостиной, а мы сбегали на кухню, где усаживались по русской традиции, чтобы всласть поговорить.) Алина многого не могла принять в местной жизни. Например, ей не нравилось, что ее называют «мартАхмад» (жена Ахмада). «Что я вещь какая-нибудь? Я не чья-то. Я сама по себе.» Я же сразу отнеслась к этой традиции спокойно. Ну принято и принято. Приехала в чужую страну, привыкай к обычаям. Вот такой местный этикет. Детей у них не было, поэтому и в честь первого ребенка ее не называли.
Зато постоянно спрашивали, не беременна ли она и тем самым сыпали соль на рану. Алина с мужем ездили по врачам, лечились, но беременность не наступала. ЭКО тогда в провинции еще не было, а в столице стоило очень дорого.

Через год, третьего марта, Алина пришла ко мне и сказала, что зашла попрощаться…Она разводилась с Ахмадом и уезжала в Минск… Причины не назвала, но думаю, что из-за ее бесплодия. Наверняка родные все время капали, что Ахмаду нужны дети. Была бы она мусульманкой, то приняла бы вторую жену спокойно. Но…Алина выбрала развод. И уехала.

Еще через год, зайдя на почту, я увидела ее письмо к мужу. Почтальон перепутал и дал мне его. Так я узнала алинин адрес в Минске. Правда, написать так и не решилась…
Ахмад женился на девушке из Акабы и какое-то время жил там. Потом построил здесь дом рядом с родительским. Сейчас у них уже трое или четверо детей…

2. Татьяна.

О Тане я уже писала. Она – врач. Приехала из Волгограда. И познакомилась я с ней в поликлинике, когда встала на учет по беременности. Мы подружились очень быстро. Нас даже называли сестрами. Мы обе круглолицы, белокожи, русоволосы и в теле.)))
Тане приходилось принимать колоссальное количество женщин, а иногда она и терапевта дежурного заменяла. Но она была рада, что работает и зарабатывает деньги, потому что это позволило им снять отдельный от свекров дом. Дело в том, что приняли ее не очень хорошо. И это мягко говоря. То есть, когда она приезжала только знакомиться, все было чудесно. А когда они с мужем и сыном приехали жить, начались проблемы. Здесь. чтобы получить право работать врачом, нужно закончить интернатуру (имтияз), сдать экзамен и поработать бесплатно на практике. То есть первое время денег своих у них не было. И родители мужа постоянно попрекали их куском хлеба, не разрешали тратить газ, чтобы воду согреть. Не было возможности купить себе туфли – ходила в старых тапках. А езе ей не разрешали говорить с детьми на русском языке. Таня терпела и упорно учила английский. Дело в том, что она в школе у нее был немецкий, а тут весь курс медицины преподается на английском и на нем же надо сдавать экзамен. Таня выдержала все. И через пять лет вышла на работу.

А еще через пять она открыла свой частный кабинет и теперь в Мазаре и в Моте нет женщины хотя бы не слышавшей о доктОре Татьяне. (доктОра –женский род от доктор по-арабски). Муж работает хирургом в каракской больнице. У них пятеро детей – четыре сына и дочь. Старший уже учится в Волгограде на врача…
Таня с мужем взяли кредит, купили землю и выстроили двухэтажный дом, похожий на маленькую крепость. На первом этаже огромная гостиная с отдельным санузлом, общая комната для семьи с телевизором, ванная и кухня. На втором – четыре спальни и две ванные комнаты, совмещенные с туалетами. Одна отдельно для супругов, вторая - общая.

Ей, конечно, приходится много работать. Зато теперь их семья – гордость родных. Свекровь всем хвастается, что знаменитая доктора Татьяна – ее невестка…

3. Лена.

Лена – моя подруга. Она из Минска. Мы познакомились в поликлинике у дверей кабинета педиатра. Наши младшие дочки – ровесницы. С тех пор и подружились. У Лены огромные голубые глаза, очень белая кожа и очень светлые волосы. Она рассказывала мне, что в детстве снималась с сестрой в советском детском кино – «Про Красную шапочку» (сцена, где детишки на печке сидят) и «Звездный мальчик»(тоже какая-то массовая сцена с детьми).

Лена носит платок, но с кофтами и джинсами. Она – болтушка, веселушка и очень позитивный человек. Когда она с дочками приходит к нам в гости, у нас наступает праздник.) К сожалению, в последнее время это бывает всего один-два раза в год. После семи лет ожидания госработы, ее муж устроился в частный университет. Он доктор исторических наук. Теперь они живут в Аммане. Но мы, конечно, общаемся по телефону и по Скайпу. У них две дочки. Больше детей Бог не дал. После долгих лет лечения Лена махнула рукой и сказала, что ни делается, то к лучшему, и успокоилась.

Зато она очень активно занимается с детьми. Они ходят в русский культурный центр, берут книги в библиотеке, смотрят какие-то научные проекты, бродят по музеям… Старшая учит самостоятельно французский и, мечтая стать дизайнером, занимается живописью и графикой.

В общем, они наши друзья. И я все жду их к себе на новоселье, когда бы оно не случилось.)

4. Алена.

Алена – одна из самых загадочных моих знакомых. Мы провели вместе всего два часа. Она успела рассказать мне свою историю и исчезнуть…

Был августовский вечер. Мы всей семьей семьей наслаждались во дворе наступившей прохладой и ждали грузовик из Аммана, который должен был привезти мебель для наших будущих молодоженов. В сентябре предстояла свадьба младшего брата. И вот грузовик приехал. Вместе с водителем были его жена и сын. Сын остался помогать отцу, а женщину проводили к нам в гостиную. Я пошла готовить чай. И вдруг входит свекровь и радостно мне объявляет, что наша гостья – русская и я могу с ней поговорить на родном языке.
За чаем выяснилось, что гостью зовут Алена. А дальше я услышала потрясающую историю. Алене было всего восемь лет, когда ее мама вышла замуж за иорданца и они, покинув, родной Киев, переехали в Амман. Это было в 1985 году, еще до чернобыльских событий. Девочка пошла здесь в первый класс и арабский стал родным языком.

После школы она вышла замуж и родила дочь и сына. Но семейная жизнь не заладилась и они развелись. И тут, самое интересное, Алена вышла замуж во второй раз. Новый муж принял ее вместе с детьми, которые называют его папой. Случай очень редкий. Она даже просила не рассказывать об этом моим родным, чтоб не задавали лишних вопросов. Но я таки спросила: «А как же родной отец?» И получила ответ: « А он ими не интересуется.»

Мама ее тоже развелась, но, оставшись одна, на Родину не вернулась. Так живет в Аммане. Отношения между ними не очень. Зато очень радуют дети, воспитанные и любящие. Старшая дочь сама выучила русский, сын во всем помощник отцу. Жить бы и радоваться. Но я заметила в глазах Алены печаль. « Почему ты грустишь?» - спросила я.
« Я часто думаю, как бы сложилась моя судьба там, на Родине. Хоть бы разочек еще увидеть Киев…»

Мы обменялись телефонами, но то ли я где-то ошиблась в цифрах, то ли Алена сменила номер, но связаться с ней так и не получилось. А жаль…

Вот такие истории. У меня еще много знакомых славянок. Марина – красавица- стоматолог из Кишинева. Оксана – классный гинеколог и просто очень хороший человек, из Киева (если не ошибаюсь). Ирина – инженер-строитель из русской глубинки. Алина – репетитор английского языка из Боснии. И так далее, и так далее… Все мы разные, но все здесь живем, работаем (и не работаем), рожаем детей, радуемся жизни, гуляем на свадьбах и грустим на похоронах. Обычные иорданские женщины.)

Спасибо всем за внимание и хорошего дня!

Является мусульманской страной со своей богатой историей, библейскими легендами и затерянными городами. Многие традиции и особенности национального характера обусловлены религией, хотя эта зависимость не столь сильна, как во многих других исламских государствах.

Жители Иордании – дружелюбные и гостеприимные люди. Так, нормальным считается пригласить в свой дом человека, с которым только что свёл знакомство, или придти на помощь растерявшемуся иностранцу.

Жаркий климат во многом обуславливает неторопливый темп жизни иорданцев и некоторую их забывчивость. О том или ином деле арабу приходится по несколько раз напоминать, а заказ в ресторане зачастую готовится больше часа.

Иордания относится к числу стран с довольно консервативными взглядами. Ярко это выражается в отношении полов. Женщины ограничены в правах, в ряде случаев им запрещено даже сидеть рядом с мужчинами, а в иорданских домах сделаны отдельные комнаты для женщин. Женщины должны ходить в закрытых одеждах и вести себя максимально скромно и сдержанно.

В то же время, отношение мужчин-иорданцев к своим жёнам очень бережное и ревностное, жена – это святое. Так, в мужских разговорах жену затрагивать нельзя, за исключением крайних случаев (например, серьёзных проблем со здоровьем). Иорданцы, как и большинство мусульман, очень ревностно относятся к своим национальным и религиозным чувствам. В разговорах нужно всеми силами стараться не задеть их. Особое время – пост в месяц Рамадан, когда жители отказываются практически от всех мирских радостей.

Удивление европейского туриста может вызвать повышенная эмоциональность жителей страны и привычка выяснять практически все споры на повышенных тонах, с активной жестикуляцией.

Население

Общее число жителей Иордании составляет порядка 5,9 млн. человек. Население страны в основном состоит из арабов (их 95 %). Внутри них выделяют иорданских арабов (35 %) и бывших жителей Палестины (55 %), которых вынудили перебраться в Иорданию и получить в ней гражданство арабо-израильские войны 1948 и 1967 годов.

Кроме них, в стране живёт довольно большое количество чеченцев, армян, сирийцев и выходцев с Кавказа, называемых «черкесами» или «шеркаси». Можно встретить и иорданцев с европейским происхождением.

После начавшейся в 2003 году войны в Ираке в Иорданию переселяются беженцы из этой страны (их зарегистрировано 150-300 тысяч). Велико число и переселенцев из Ливана, а также рабочих, состоящих, в основном, из египетских арабов.

Язык

Официальным языком нации является арабский. В правительственной сфере, в бизнес кругах и среди образованных граждан активно используется английский язык. Также хорошо им владеют торговцы лавочек в популярных туристских центрах, что позволяет им свободно торговаться с европейскими покупателями. Характерно, что английский язык – обязательный предмет в иорданской школе.

Ряд учебных заведений учит и французскому языку. Хотя обязательным он не является, популярность французского растёт, на нём выходят радиопередачи, а в стране формируется довольно большое франкоговорящее общество.

Религия

Практически всё население Иордании можно причислить к мусульманам-суннитам, активно проповедующим ислам. Около 6 % жителей относится к христианам. Внутри этой общности выделяются приверженцы православного, католического христианства, а также различных направлений протестантизма. Христиане в основном арабского происхождения, хотя службы ведутся и на многих европейских языках.

Меньшую часть жителей Иордании составляют религиозные меньшинства различного толка: представители исмаилитов и сторонников веры бахаи.

Правила поведения

Туристам стоит помнить ряд правил поведения, нарушение которых может оскорбить достоинство иорданцев. Например, в стране не принято злоупотреблять спиртным и расхаживать в нетрезвом состоянии за пределами отелей или баров.

Особенно строгие порядки в период, когда мусульмане соблюдают пост. В это время еда, курение или употребление алкоголя в людных местах считается неприличным и оскорбительным. Туристам лучше питаться в ресторане в гостинице или в заведениях близ достопримечательностей. Да и поведение в период поста должно быть гораздо более сдержанным, чем в другое время.

Иорданцы приветствуют друг друга и прощаются при помощи рукопожатия. При встрече положено задавать вопросы о текущих делах (кроме личной жизни). Приветствия довольно длинные, а интерес к здоровью, детям собеседника и т.п. скорее ритуальный, чем искренний.

Туристам стоит быть осторожными с активной жестикуляцией на публике, так как некоторые движения иорданцы могут понять неправильно. Для большинства жестов жители страны используют правую руку, так как левая связана с понятием «нечистоты». Так, подаваемую пищу нужно брать только правой рукой и не меньше, чем тремя пальцами.

Во время трапезы право первым брать пищу предоставляется хозяину дома, он же завершает принятие пищи. Если еда падает на стол, считается нормальным поднять это и съесть. Пищу лучше брать с подноса, находящегося ближе всего. Гостям всегда предлагают выпить кофе, отказывать не положено, это сочтут неуважением. Нельзя дуть на горячую еду.

Довольно много в Иордании правил, касающихся женщин. Одежду лучше выбирать свободную, прикрывающую колени и руки, скромную, чтобы не вызвать лишних волнений у местного населения. Крайне неприлично женщине пытаться сесть на переднее сиденье в машине. Также женщина никогда не прикасается к малознакомому мужчине, даже при приветствии.

Лучше не рисковать и не появляться на общественных пляжах Иордании в полностью обнажённом виде, в любое время дня. Нудистских пляжей здесь нет и быть не может.

Нужно проявлять осторожность и при фотографировании. В кадр не должны попадать объекты стратегического значения, транспортные средства. При съёмке людей нужно сначала спросить у них разрешения на это.

Национальные иорданские праздники

Мусульмане отмечают свои праздники согласно лунному календарю, он на 10-12 дней короче григорианского. Окончание месяца Рамадана и праздник Жертвоприношения сопровождаются практически недельным всеобщим отдыхом, даже отдельные музеи закрываются.

  • 1 января - христианский Новый год;
  • 15 января - День Дерева;
  • 30 января - День рождения короля Абдаллы II;
  • 22 марта - День Лиги арабских государств;
  • 25 марта - День независимости;
  • 1 мая - День труда;
  • 25 мая - День независимости и Армии;
  • 9 июня - день восхождения на трон короля Абдаллы II;
  • 14 ноября - День рождения короля Хусейна;
  • 25 декабря - католическое Рождество.

Путешествуя по Иордании, я, конечно же, поинтересовалась, как обычно, как живут в этой далёкой малоизвестной стране наши соотечественники. Первое, что поразило, - русские женщины с удовольствием выходят замуж за жителей этой арабской страны.

В прошлом номере я упомянула, что Иордания интересна своей демографией. Это одна из немногих стран мира, где мужчин намного больше, чем женщин. А ещё интереснее то, что 80% населения страны составляют молодые люди до 30 лет. В общем, страна молодёжи. И действительно, здесь совсем не видно стариков, а вот молодые люди просто заполонили все города и пустыни. Местные жители поведали, что любая приезжая незамужняя женщина здесь будет на вес золота и именно она будет выбирать себе мужа из множества претендентов. Как-то, после известных событий в Югославии, в Иордании поселилось множество беженцев. Беженцы женского пола немедленно перестали ими быть, так как молодые мужчины-иорданцы, узнав о лагере мигрантов, прямо-таки атаковали всех югославских девушек и одиноких женщин. Буквально через месяц-два в лагере не осталось ни одной особы женского пола: все они благополучно вышли замуж и уже сегодня нарожали многочисленное новое поколение иорданцев.

Есть информация, что в настоящее время несколько российских туроператоров пытаются заключить договоры с иорданскими представителями о том, чтобы устраивать специальные женские туры в Иорданию.

Здесь я очень близко познакомилась с Ольгой, которая живёт в этой ближневосточной стране уже 20 лет. С мужем-арабом она встретилась, будучи ещё студенткой, в советском тогда Минске. Многие студенты советских вузов были в то время из стран Ближнего Востока. Культура, воспитание и обязательства заставили Абу Али вернуться домой в Иорданию и привезти с собой молодую русскую жену. Арабы живут крепкими семейными кланами и вековыми обычаями. Паранджу на Ольгу не одели, но она добровольно постепенно начала привыкать к чужой культуре. Причём осталась христианкой, так как закон страны позволяет арабу жениться на женщине монотеистической религии. При заключении брака в обязательном порядке подписывается брачный контракт, в котором указывается сумма, которую муж должен выплатить жене в случае развода. Там же прописаны обязанности жены, мужа и случаи, когда можно разводиться. Муж волен немедленно выпроводить жену из дома и просто громко на улице сказать, что он разводится. Многие женщины в Иордании ввиду таких правил быстро обогащаются. Ведь муж в случае развода обязан выплатить оговорённую в контракте сумму. Женщина же долго одна не остаётся, так как за ней уже стоит очередь. Два-три развода - и приличное состояние обеспечено. В случае с Ольгой в её брачном контракте указана сумма, которой хватит лишь на обратный билет в Россию.

Ольге пришлось заняться арабским языком и выучить его в совершенстве, чтобы стать настоящей женой мусульманина-араба. Она рассказала, как участвует во всех семейных мероприятиях. Клан её мужа составляет человек сто пятьдесят. На праздники всем надо обязательно дарить подарки, а детям раздают деньги. А так как праздников в Иордании уйма, все члены огромной семьи живут в состоянии постоянного подношения и получения подарков. Живут спокойно и радостно, растят детей и чтят традиции. В семью Ольгу приняли быстро, а свекровь любит её больше всех. Как говорит Ольга, именно свекровь помогала ей входить в новый тип жизни, учить язык, готовить традиционные арабские блюда для своего мужа. Мужчина в каждом доме - главный в семье, весь быт организуется так, чтобы было хорошо мужчине. Женщины, как правило, не работают или работают по 3-4 часа в день. Главное их предназначение - хранить домашний очаг и воспитывать детей. Муж Ольги - государственный служащий, работает в министерстве транспорта. Сама она недавно стала работать гидом для русских туристов, по её словам, чтобы помогать мужу приносить достаток в дом. Живёт семья в большом белом доме с маленьким садом. Скоро заканчивают школу две дочери, которые свободно говорят и на русском, и на арабском, и на английском. В летние каникулы девушки ездят к бабушке в Россию, на Волгу, и на родине предков им очень даже нравится. Им нравится ходить на дискотеки и допоздна гулять с подружками. Они просто мечтают выйти замуж за русского и остаться жить в России. Каждый раз, когда они уезжают к бабушке Ане, их строгий папа-иорданец Абу Али не спит ночами и постоянно напоминает Ольге, чтобы девочки долго не задерживались на берегах великой русской реки и поскорее возвращались домой, где в очередь за белокурыми черноглазыми невестами уже выстроились самые красивые и богатые иорданские парни.

Об Иордании можно рассказывать очень долго — о ее красоте и гостеприимстве, библейских местах и элитных курортах, но пора уже «заканчивать» это путешествие, кажущееся бесконечным. А напоследок расскажу вкратце о некоторых любопытных сторонах жизни иорданцев, которые мне удалось «подглядеть» или «подслушать».

Читайте также:

Пе́тра

Знаменитый иорданский город Петра, сегодня поражающий туристов своей красотой и величием, розовым цветом высеченных в скалах гробниц, в ветхозаветные времена носил название Едом. С этим городом, некогда бывшим столицей крупного набатейского царства, связаны страшные слова пророка Иеремии:

Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов.

Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь. И будет Едом ужасом; всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет, смотря на все язвы его. Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и там ни один человек не будет жить, и сын человеческий не остановится в нем. (Иер.49,16.18)

Если вы приедете в Петру, то не поверите в истинность этого пророчества: днем город полон туристами и зарабатывающими на них бедуинами, стоят торговые палатки, закусочные – жизнь бьет ключом. Но ночью этот красивейший город, претендент на статус восьмого чуда света, пустеет. Здесь никто не живет. Даже и признаков жизни почти не сохранилось: все эти удивительные постройки – гробницы. От столицы, в византийский период даже имевшей епископскую кафедру, осталось фактически кладбище. Как это напоминает судьбу Содома и Гоморры, с которыми сравнивает Петру-Едом пророк Иеремия.

Мертвое море

«Место с колоссальным вектором космической энергетики» - под таким соусом подают Мертвое море туристические сайты и рассказывают о его чудесных целебных свойствах. Православные же туристы сразу вспоминают историю его возникновения и спорят о том, грешно ли в нем купаться.

Монахиня N., которая сопровождала группу, не стала пугать нас рассказами о страшных последствиях купания в море, но поведала нам назидательную историю его появления.

«Почти четыре тысячи лет тому назад здесь была прекрасная долина, о которой в книге Бытия сказано, что она «орошалась водою, как сад Господень» (Быт.13,10). Здесь были пять больших городов: Содом, Гоморра, Адма, Бела и Сигор. И вот, жители этих городов развратились и согрешали страшными содомскими грехами. Это грех, который сам о себе вопиет и просит отмщения у Господа. Потому что это грех против человеческой природы. Грехи делятся на грехи против Бога и против человека.

А содомский грех - это грех против самого естества. И вот Господь явился в образе трех ангелов патриарху Аврааму у дуба Мамврийского. Он обещал, что через год у Авраама родится сын и, уходя, сказал: «Разве такому праведнику, как Авраам, не скажу Я, что собираюсь сделать?» Господь сказал, что идет уничтожить эти города вместе с жителями. Авраам был праведником и в одном из этих городов жил его племянник Лот. И Авраам решился просить у Господа: «Если в этих городах найдется пятьдесят праведников, может быть, чтобы Ты помиловал эти города? Не может быть, чтобы Ты погубил праведного вместе с нечестивыми.» И Господь сказал: «Да, ради пятидесяти праведников помилую». И Господь стал уходить. Авраам подумал: «А ведь не найдет Он пятьдесят праведников». Сказал: «Господи, а если найдешь там сорок праведников, помилуешь?» Господь сказал: «Да, ради сорока помилую». Авраам опять засомневался и так они дошли до числа десяти. Господь сказал, что если в этих городах найдется десять праведников, ради их праведности, помилует и всех остальных.

Но когда Господь пришел в Содом, не нашлось там и десяти праведников. Единственным был праведный Лот, которого Господь вывел из этой земли и таким образом спас (Быт.18,1-19,29).

Пещера, в которой прятался Лот со своими дочерьми, сохранилась до наших дней. Знаменательно, что это место, где спасался ветхозаветный праведник от огня, истребляющего грешников, впоследствии стало местом, где люди стали спасаться от огня, который может погубить и праведного, – от греха: здесь был основан монастырь. Благодаря чему это место и сохранилось. Сейчас здесь ведутся восстановительные работы. А неподалеку возвышается соляной столб. Возможно, это жена Лота, нарушившей повеление Господа не оглядываться на гибнущий Содом. Впрочем, еще несколько таких находят на сегодняшней территории Израиля.

В Мертвом море, как известно, не растет ни одна живая клетка. Это при том, что вода - это основа жизни. Мертвое море - это напоминание всему человечеству о том, что такое содомский грех. Это место, где каждый может задуматься и о своих грехах».

Откладывать эти спасительные мысли не следует: время, пока туристический автобус едет вдоль моря, – самое лучшее время для таких размышлений.

Потому что как только он привез нас к морю, мы оказались в комфортабельном отеле, где все устроено так, чтобы человек забыл о небе и Отечестве Небесном и наслаждался раем на земле. Монахиня N., сопровождавшая нашу группу на протяжении всей поездки, рассказывала про один из отелей на берегу Мертвого моря, что он оформлен с таким тонким вкусом и изяществом, такая там красота: «внутри попадаешь на улочки древних городов: Дамаска, Иерихона, Иерусалима… У каждого домика есть выход в небольшой сад, где журчит вода и в пруду мирно плавают золотые рыбки… такая красота, - говорила матушка, - что мне просто было не по себе там жить. Просто рай на земле! Куда еще лучше?!» Мы жили в другом отеле, который оформлен не так оригинально, но зато славится своими SPA (от лат. Sanus per Aquam (Sаnitas pro Aqua) - «здоровье через воду» или «здоровье с помощью воды»), - в общем, неплохое окончание паломничества.

За ужином нам впервые за всю поездку предложили вино, причем на таком условии, что платишь один раз, а пьешь сколько хочешь - очень неосторожно. Видимо, здесь еще слабо знакомы с русскими: мужчины решили, что, поскольку пока за столиком сидит хотя бы один человек, вроде как убирать нельзя, они организуют дежурство и выпьют все, что горит. Правда, досидели только до полуночи – надо было еще встать пораньше, чтобы испробовать все доступные водные удовольствия.

А́каба

Акаба - это единственный город в Иордании на берегу Красного моря. Снова мы почувствовали переменчивость местного климата. Когда утром садились в автобус, шел дождь и холодный ветер чуть не сбивал с ног. А когда приехали в Акабу, оказались, овеваемые ласковым морским ветерком, на пляже. Кое-кто из нас даже в сапогах, а мимо пробегали босые, едва одетые дети – явление редкое для мусульманской страны. Здесь я имела возможность проверить адекватность работы торговли запросам туристов: у меня не было купальника. Оказалось, что такие вещи можно купить только в гостинице, местные женщины купаются в особой одежде в зависимости от меры религиозности семьи, но уж точно не в таких купальниках, как мы.

Пляж здесь очень живописный, хотя и довольно маленький, как и участок моря, отведенный для купания. Совсем близко уже плавают израильские суда, а на противоположном берегу видна территория Израиля и Египта.

Зимой рано становится холодно, поэтому свободное время мы решили провести не на пляже, а в городе – просто посмотреть на настоящих, не ради туристов разодетых, иорданцев и на настоящий восточный базар. Базар оказался абсолютно обыкновенным кварталом, состоящим из таких же, как у нас, витрин магазинов: времена Синдбада-морехода и Али-Бабы с его сорока разбойниками давно прошли. А вот люди… Попадались довольно интересные личности, но фотографировать их я как-то не решалась: в чужой стране, в провинции, где люди попроще, дело могло принять нежелательный оборот. Здесь чаще встречаются женщины, совсем замотанные в черное, раздается протяжный голос муллы, кругом только арабы (зимой здесь очень мало туристов). Не ошибетесь: все смотрят на вас. Мы для них не менее необычны, чем они для нас.

Амман

Амман, столица Иордании, – это библейский город Аммон. Здесь стояли войска царя Давида. В то время, которое описано во Второй книге Царств, царь Давид полюбил красавицу Вирсавию. Она была уже замужем, но царь пошел на компромисс со своей совестью и сказал, чтобы во время сражения ее мужа Урию поставили в такое место, где он наверняка погибнет. Так и произошло – Урия погиб. Таким образом, Вирсавия, оставшись вдовой, свободной женщиной, стала женой царя Давида. Так и с нами бывает: мы не всегда осознаем свои низкие поступки сразу же.

Господь умилосердился над царем Давидом и послал ему пророка Нафана и тот рассказал ему притчу. У одного бедняка не было ничего, кроме одной овечки, которую сам вырастил, так что она ела тот же хлеб, что и дети его.

Он ее очень любил. А у богатого человека было много скота, но когда к нему пришел странник, он не захотел лишаться своих волов или овец, а забрал ту овечку у бедняка и из нее приготовил обед страннику (см. 2 Цар.24,1-4). Царь Давид, будучи справедливым и мудрым правителем, услышав эту историю, конечно, пришел в негодование и сказал: «Достоин смерти человек, сделавший это. Назови его имя! Мы с ним сейчас разберемся». И пророк сказал: «Ты, царь. Ты так сделал». И тогда царь Давид раскаялся. Это было великое раскаяние, великие слезы. И, в покаянных мыслях о соделанном, был написан 50-й псалом, который стал одной их самых любимых молитв христиан: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…


Возвращение

Об Иордании можно рассказывать очень долго - о ее красоте и гостеприимстве, библейских местах и элитных курортах, но все хорошо в меру. Пора уже «заканчивать» это путешествие, кажущееся бесконечным. А напоследок расскажу вкратце о некоторых любопытных сторонах жизни иорданцев, которые мне удалось «подглядеть» или «подслушать».

Судьба иностранки

В Аммане живет две трети населения Иордании. Живут здесь и русские, особенно женщины, в советское время или позже вышедшие замуж за иорданцев. Наша гид Татьяна - одна из них. Она рассказала, что когда ехала сюда, то вовсе не знала, что это за страна - оно и понятно, Советский Союз. Женщины вроде нее считались предательницами Родины. Иордании она очень благодарна за то, что здесь ей дали гражданство, работу, ее дочери - образование. Она никогда не чувствовал себя в чем-либо ущемленной. Ее муж был мусульманином, но это не сильно ее ограничивало. Хотя есть семьи, более строгих правил, попадая в которые, даже русские женщины ходят полностью закутанные. Но таких здесь немного. Вообще Иордания - умеренная страна. Большинство женщин носят платки, но одеты очень современно, хотя и достаточно скромно: те же джинсы, но сверху длинный пиджак или кофта.

Чувствуйте себя как в гостях

Здесь ощущается особенное гостеприимство. Весь обслуживающий персонал в отелях, ресторанах, на туристических объектах, включая нашего водителя капитана Зиада, которого мы успели полюбить не только как маэстро вождения (на узких улочках Аммана и горных тропах встречались сложные ситуации), но и как всегда приветливого и внимательного человека, - все они действительно гостеприимны. Они улыбались нам не только потому, что это их работа, но и потому что в их культуре заложено особое уважение к гостям - это ощущается. Их улыбки не перепутаешь с натянутым выражением лица сотрудников «МакДоналдса». А уж каждой девушке и подавно кажется, что ей улыбаются как-то иначе, чем остальным, ее особенно рады видеть. Что уж тут скрывать - в такой атмосфере приятно отдыхать.

Ты мне друг или католик?

Нам удалось побывать в гостях у христианской семьи. Наталья русская, православная. Её муж родился и вырос в Иордании, католик. Соответственно, по местным законам, дочь католичка. Недавно она вышла замуж… за православного. Долго мы мучили наших бедных братьев–христиан, пытаясь вытащить из них рассказ о проблемах межконфессионального брака, различиях в воспитании ребенка у католиков и православных, о разности двух традиций и тяжелой необходимости православной женщины ходить в католический храм (здесь все решает муж) и тому подобное… А они никак не могли понять: о чем это мы? Здесь, в мусульманской стране, где христиан абсолютное меньшинство, никто и думать не думает, кто католик, кто православный, а кто баптист - все они называют себя христианами и не спорят о вере.

Мусульмане-братья

По словам этой семьи, проблем с мусульманами у христиан тоже не возникает. Даже наоборот: Наталья, делая первые шаги к вере, многому у них училась. А в начале ее карьеры - она достаточно известный и уважаемый кардиохирург - коллеги-мусульмане очень ей помогали. В государственных учреждениях христианам, помимо общего для всех выходного дня в пятницу, дается дополнительно два часа на посещение церкви в воскресенье и в дни больших праздников. В дни мусульманского поста и христиане из уважения к ближним на работе не едят, курящие не курят.

В Аммане почти нет высотных домов, а те, что есть, - это торговые комплексы и гостиницы. Сами же амманцы живут в 4-5-этажных домах, по две квартиры на этаже. Квартиры, как правило, большие, потому что большие семьи: три комнаты, гостиная, кухня, два-три туалета, у каждой семьи гараж. Города в Иордании представляют из себя достаточно интересное зрелище: дома все почти одного типа и одной высоты, все белые - строятся из известняка. Крыши горизонтальные и почти из всех торчат штыри, готовые к продолжению строительства. Город выглядит как большая стройка. Это удобно тем, что на крыше можно посушить белье большой арабской семьи, собраться всем вместе, даже и с гостями, кроме того, на крыше хранят воду - ее привозят только два раза в неделю. А можно построить еще одну квартиру в случае, если сын соберется создавать свою семью.

«Проще повеситься»

Очень интересны правила создания семьи, которых люди придерживаются здесь до сих пор. Во-первых, отношения вне брака обществом категорически не одобряются. Во-вторых, чтобы жениться на полюбившейся девушке, молодому человеку необходимо, понятное дело, встретиться с отцом. Разговор у них будет серьезным, юноша будет ответствовать, хорошо ли он подумал, обладает ли он достаточными средствами для создания семьи. Ибо жених (внимание!) должен предоставить невесте квартиру (жить вместе с родителями здесь благоразумно не принято, будущие бабушки возиться с внуками не намерены – со своими детьми насиделись), обставить эту немаленькую и недешевую квартиру мебелью, купить золота тысячи на две-три долларов, а то и больше (золото - это некий гарант выживания женщины в случае смерти мужа), желательно машину, ну, и т.д.. Многие ради такого дела уезжают на заработки куда-нибудь в Саудовскую Аравию или в Европу и женятся, соответственно, не слишком рано.

Не пить, не курить, машину не водить

Очень вольготно в Иордании живется пешеходам: по местным законам во всех авариях на дороге вину несет водитель. От этого пешеходы наглеют, а водители осторожничают. И уж точно никто не поедет нетрезвым, даже гаишникам никогда и в голову не придет проверять это. Чтобы хоть что-то заподозрили, надо, наверно, просто зигзагом ехать по встречной полосе. Такая вот здесь жизнь.

Поездка организована при содействии