Новогодняя быль автор. Сергей Михалков

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»

Цели:

Предметные: познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.

Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.

Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.

Прогнозируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой и др., выставка рисунков по сказке «Два Мороза» (домашнее задание); портрет С.Михалкова; карточки для работы в парах и группах.

Ход урока:

I . Организационный момент. Этический заряд.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса… (И.Бунин)

— Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).

— Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать?

II . Проверка домашнего задании.

Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза».

— Вы должны были не только нарисовать рисунок, но и к своему рисунку приготовить выразительное чтение отрывка из сказки.

Спросить 5 учеников, предложить каждому объяснить одну из пословиц:

«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит», «Береги нос в большой мороз».

III . Речевая разминка.

На доске написаны стихотворные строки:

В снегу стояла ёлочка –

Зелёная иголочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

— Прочитайте шёпотом.

— Смысл, какого слова для вас не понятен?

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— Прочитайте с восклицательной интонацией.

— Прочитайте удивлённо.

— Прочитайте выразительно.

IV . Работа по теме урока.

Сегодня мы читаем с вами сказку «Новогодняя быль» главной героиней, которой будет Ёлочка, а написал её Сергей Владимирович Михалков. (Повесить на доске портрет писателя и название произведения).

— Поднимите руку, кто это произведение ещё не читал.

— Как вы думаете, о чём это произведение?

Сказку читает учитель, подготовленные дети роли Ёлочки, Сороки, человека и мальчика.

— Понравилось произведение?

— Выразите своё мнение о произведении одним словом.

— Докажите, что это сказка.

— Что вам особенно понравилось в этой истории?

— Какова основная мысль сказки?

— Чему учит это произведение?

— От чьего лица ведётся рассказ?

V . Работа в группах.

Соберите слова и объясните, что они означают и каким образом связаны с темой нашего урока: экология, флора, фауна.

VI . Закрепление изученного. Выборочное чтение и обсуждение.

— Где происходят события?

— Где жила ёлочка? Зачитайте.

— Прочитайте описание Ёлочки.

— Были ли у неё друзья?

— Как жилось Ёлочке одной в лесу? Зачитайте.

— Что заставило Ёлочку забеспокоиться?

— Какие чувства возникли у Ёлочки? Представьте себя на её месте.

— Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён? Зачитаем по ролям в группах по 3 человека, роли распределите сами.

— Что с ней случилось, когда она очнулась?

— Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему?

— Какой характер был у Ёлочки?

— С.Михалков эту историю записал и в стихах. Мы с началом этого стихотворения познакомились на речевой разминке.

Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик).

В снегу стояла ёлочка –

Зелёная иголочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её! –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка!…

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

— Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?

VII . Физ. минутка.

Дети произносят стихи и выполняют движения:

Есть в лесу три полочки

Ели, ёлки, ёлочки.

Висят на елях небеса,

В ветвях на ёлочках роса.

VIII . Закрепление изученного. Тест.

Дети работают над тестом в парах.

а) С.Маршак;

б) С.Михалков;

в) Н.Сладков.

    Недалеко от чего росла ёлочка?

а) от леса;

б) от города;

в) от дома лесника.

    С кем она однажды познакомилась?

а) с зайцем;

б) с лисой;

в) с волком.

    Кто рассказал ёлочке про Новый год?

а) ворона;

б) сорока;

в) сова.

    В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:

а) весну и лето;

б) лето и осень;

в) осень и зиму.

    Когда нашли Ёлочку?

    Ёлочку:

а) срубили;

б) нарядили;

в) срубили и нарядили.

— Проверим фронтально, сверяя ответы с доски.

— Встаньте группа, которая не допустила ни одной ошибки. Похлопаем ребятам.

IX . Рефлексия.

Что у вас особенно получилось на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Кто, по вашему мнению, заслуживает особую похвалу? Почему?

— Пригодятся знания, полученные на уроке, где?

X . Подведение итогов урока.

— Какое произведение читали на уроке?

— Что хотел донести до нас С.Михалков?

— О чём должен помнить каждый человек на планете?

Оценки за урок.

XI . Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Ёлочки.

Литература:

С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. К учебнику Л.Ф. Климановой и др., 2 класс. Москва «Вако» 2012

В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая.
Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом.
Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…
Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
— Пожалуйста, не раскачивайся на мне! – вежливо попросила Ёлочка. – Ты мне сломаешь макушку!
— А на что тебе твоя макушка? – прострекотала Сорока. – Тебя всё равно срубят!
— Кто меня срубит? Зачем?! – тихо прошептала Ёлочка.
— А кому надо, тот и срубит! – ответила Сорока. – Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду!..
— Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! – неуверенно возразила Ёлочка.
— Ну так тронут! – сказала Сорока и улетела в лес…
В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья.
А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
— Это даже хорошо! – решила Ёлочка. – Теперь меня никто не заметит!
Наступил последний день уходящего года – тридцать первое декабря.
— Только бы пережить этот день! – не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви.
— Я правильно тебя выбрал! – сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..
А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети – брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал:
– Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год!..
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство…

Михалков С., сказка "Елочка. Новогодняя быль"

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки "Елочка. Новогодняя быль" и их характеристика

  1. Елочка. Молодая, красивая, робкая.
  2. Сорока. Зловредная, завистливая, жестокая.
  3. Лесник. Добрый, заботливый.
План пересказа сказки "Елочка. Новогодняя быль"
  1. Молодая Елочка
  2. Предсказание Сороки.
  3. Страхи Елочки
  4. Многоснежная зима
  5. Последний день декабря
  6. Лесник и Елочка
  7. Нарядная красавица
  8. Взрослое дерево
Кратчайшее содержание сказки "Елочка. Новогодняя быль" для читательского дневника в 6 предложений
  1. В лесу родилась Елочка и росла посреди лесной поляны
  2. От Сороки Елочка узнала, что ее могут срубить на Новый год.
  3. Она весь год думала об этом и боялась.
  4. В последний день декабря к Елочке пришел лесничий и она потеряла сознание
  5. Когда елочка очнулась, она росла на том же месте, но была украшена по-новогоднему.
  6. Через много лет Елочка с удовольствием вспоминала свое детство.
Главная мысль сказки "Елочка. Новогодняя быль"
Не надо рубить елочки на новый год, ими лучше любоваться в лесу.

Чему учит сказка "Елочка. Новогодняя быль"
Сказка учит бережному, заботливому отношению к природе, а конкретно к елочкам. Учит не губить молодые красивые деревья ради одной новогодней ночи. Учит быть добрым и отзывчивым.

Отзыв на сказку "Елочка. Новогодняя быль"
Мне понравилась эта сказка, у которой есть подзаголовок Быль. Видимо автор придумал эту историю, взяв за основу что-то реально произошедшее. Но главное в этой сказке - это то, что Елочка осталась жива. И она еще долго приносила пользу и радость людям и планете. Это очень хороший поступок лесничего - нарядить елочку прямо в лесу.

Пословицы к сказке "Елочка. Новогодняя быль"
Взгляни на елочку и она согреет твое сердце.
Большое дерево и от дождя, и от снега спрячет.
Дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят.
Сломить дерево секунда, вырастить - годы.
Не беречь поросли, не видать и дерева.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Елочка. Новогодняя быль"
В лесу, недалеко от дома лесничего, росла молодая и красивая Елочка. Летом ее поливали дожди, зимой заносило снегом. Она росла как все остальные елочки.
Однажды под ее ветвями переночевал заяц, а в другой раз прилетела сорока.
Сорока уселась на макушку и стала ее раскачивать и Елочка забеспокоилась. Она стала просить Сороку, чтобы та не сломала ей макушки, а сорока надменно сказала, что Елочку все равно срубят.
Елочка пришла в ужас и спросила, кто ее срубит и зачем.
Сорока ответила, что в лес под новый год всегда приходят люди и рубят красивые елочки.
Елочка робко сказала, что растет уже не первый год и никто ее не рубил, а Сорока грубо предсказала, что все равно срубят.
Все лето и осень Елочка думала о словах сороки и переживала. А когда начался декабрь она и вовсе потеряла покой.
В ту зиму было много снега и даже у высоких елей под тяжестью снега обламывались ветки, а маленькую Елочку засыпало по самую макушку. И Елочку это только радовало, она думала, что теперь ее точно не заметят люди.
И от пришло 31 декабря. Елочка мечтала пережить этот день, как вдруг увидела человека, который направлялся прямо к ней. Это был лесничий. Он подошел к Елочке и с силой встряхнул ее ветви. Потом он залюбовался красивой Елочкой и сказал сам себе, что правильно выбрал дерево.
Елочка от страха лишилась сознания.
А когда Елочка пришла в себя, она очень удивилась. Оказывается, она по прежнему росла посреди полянки, но все ее ветки оказались украшены разноцветными шарами, окутаны серебряными нитями, а на макушке блестела звезда.
Утром первого января из домика лесника вышли двое детей и направились на лыжах к Елочке. Они подошли к Елочке и долго на нее смотрели. А потом мальчик сказал сестре, что это будет их елочка и они каждый новый год будут ее наряжать.
Прошло много лет, давно не стало лесника, давно выросли его дети, а красивое и стройное дерево возвышается посреди лесной полянки и с улыбкой вспоминает свое детство.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Елочка. Новогодняя быль"

Тютрина Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Ульканская СОШ №2"
Населённый пункт: посёлок Улькан, Иркутская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "С.Михалков "Новогодняя быль"
Дата публикации: 06.04.2016
Раздел: начальное образование

Урок литературного чтения во 2 в классе.
Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»

Цели:

Предметные:
познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
Метапредметные:
учить работать в парах; развивать умение услушать товарищей..
Личностные:
воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно.
Оборудование:
учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой и др., карточки для работы в парах; новогодняя ель; таблички «Какая была», «Как вела» Ход урока
I.Организационный момент

II. Работа с заголовком
- Ребята, какой праздник у нас скоро наступит? - Любите ли вы этот праздник? - Что вы от него ждёте? Слайд 1 - Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением, которое для нас написал писатель Сергей Михалков. - Давайте откроем учебник с.203 и прочитаем, как называется произведение. -Что значит Новогодняя? - Как вы думаете, почему автор назвал быль?
III. Первичное восприятие текста.
подарки праздник сбываются мечты дед Мороза снегурочку сказочного настроения бенгальских огней
Дети читают произведение по ролям (сорока, ёлка, автор, лесничий, мальчик). - Вы, сейчас прослушали произведение. - Почему же автор назвал произведение Новогодняя быль? - Как вы думаете, что такое быль? - Давайте, с вами объясним, что же такое быль? (на столах листы в них начатая таблица, продолжают дети сами) -Итак, вот, что такое быль! - А вас ничего не смущает в произведении? Что же необычного в произведении? -Чего не бывает? - Какой вывод можно сделать? В каких произведениях такое бывает? - и именно поэтому Михалков назвал свою сказку новогодней былью. Зачем он это сделал. Нам предстоит об этом узнать на уроке. - Почему именно быль и почему сказка?
IV. Вторичное восприятие
- а сейчас очень внимательно прочитаем сказку быль и попробуем разгадать замысел автора. - посмотрим, как жила Ёлочка, какой она была и как она себя вела. - итак, будем внимательно читать текст. Походу объяснять, останавливаться, и рассуждать, почему именно так. ….. Как вы думаете, зачем автор поставил здесь троеточие. Значит, какая она была, продолжите. Быль В лесу растут Живет лесничий Летают сороки живут зайцы В лесу выпадает много и засыпает маленькие деревьяснега Наряжают елку в лесу и дома На новый год ходят срубать елку сказка Пишется с большой буквы Взрослые деревья Птицы разговаривают Ель упала в обморок
Как вы думаете, а звери ее любили? Почему она раскачивалась? (сорока была незнакомая) Как елочка себя вела? (вежливо попросила) Что имела сорока введу, когда говорила Такая как ты?(красивая, пушистая) Почему неуверенно возразила Елочка? (беспокоилась) Зачем она хотела спрятаться, затеряться в лесу? (ей было страшно, ей не хотелось, чтобы её срубили) Что здесь происходит? (приободрилась) Какая она был? (пушистая, зелёная) Почему он так сказал? (она ему понравилась) Какая она стала? (нарядная) , но при этом она где осталась (стояла на этом же месте) Какая Ёлочка стала? (НОВОГОДНЯЯ) что испытывала Ёлочка (радость) Какая стала Ёлочка (высокая, стройная ель) Как вы думаете, что произошло дальше? Как закончилась сказка - быль? А почему, как выдумаете? Зачем Михалков написал. Что хотел нам показать Михалков?
V. Рефлексия.
Если вас это произведение чему- нибудь научило то возьмите..желтый бантик Если вам было сложно работать, но понравилось, возьмите ….синий бантик Ели вам нужно еще поучиться работать с текстом ……зелёный бантик
VI. Итог урока.
Д/ З выберите любой отрывок произведения и почитайте по ролям.