Урок музыки "Не молкнет сердце чуткое Шопена…". Игра «Музыкальное лото»

Петрашова Оксана Дмитриевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: г. Железногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Не молкнет сердце чуткое Шопена.
Дата публикации: 19.11.2016
Раздел: начальное образование

Ход урока. Вход в зал: Полонез – ля мажор.
Учитель:
Здравствуйте, садитесь… Сегодня урок у нас необычный, т.к. у нас присутствуют гости, а ещё он необычен тем, что проводим мы его в зале… Музыка, которая будет сегодня звучать очень часто исполнялась и исполняется в небольших концертных залах. Как вы думаете, какая цель нашего урока?(послушать эту музыку и постараться запомнить). Итак мы начинаем. Для сегодняшнего урока я попросила ребят из 4 «б» и 4 «г» классов и учителя по танцем Светлану Юрьевну подготовить для вас сюрприз. Внимание на сцену.
Звучит музыка: Вальс Ф. Шопена
(на сцене исполнятся танец танцорами школьного кружка) .
Учитель:
Ребята, скажите какой танец исполнили ученики?
Ученики:
Вальс.
Учитель:
Кто скажет, что такое вальс? (ответ…)
слайд 1 (Вальс-это…)

Учитель:
Правильно. Танец вальс, а музыка Ф. Шопена.

СЛАЙД 2

(портрет Шопена)

Слайд 3 (тема урока)

Учитель:
На прошлом уроке мы смотрели фильм о Ф. Шопене, я просила вас дома записать в тетрадях, то что вам больше всего запомнилось. Расскажите нам сейчас…. (ответы).
Слайд 4 (могила Шопена в Италии)

Слайд 5 (сердце Шопена в Польше)

Учитель:
Следующий танец, который я предложу вашему Вы услышите впервые – это полонез. Внимание на экран:
Слайд 6 (полонез- это….)

Слушаем
: Полонез ля мажор.
Учитель:
Как звучит музыка полонеза? (торжественно, ярко). А не Показалась вам эта музыка знакомой? (звучала, когда входили). На какой счёт исполняется полонез? Давай прохлопаем в ладоши шаг полонеза. (хлопаем). А теперь представьте, что мы с вами попали на бал и нам Нужно его открыть полонезом. (
встаем в круг и исполняем несколько шагов полонеза).

Учитель:
Кульминацией бала была мазурка. Этот танец мы тоже сегодня услышим впервые. Что такое мазурка? Внимание на экран.
Слайд 7 (мазурка-это….)

Слайд 8(видео фрагмент Мазурки)

Учитель:
Вот мы и познакомились некоторыми танцами Фридерика Шопена.
Учитель:
Вначале урока мы говорили о том, что Шопен очень Любил свою Родину. Ребята, как вы думаете а каждый Из нас должен любить свою Родину, как Шопен? (ответы…) Мы не раз обращались к теме Родины на уроках музыки.
Исполнение:
давайте для наших гостей исполним песню о Родине. «Я люблю тебя Россия».

Учитель:
Наш урок подходит к своему завершению. О чём мы сегодня говорили? Что слушали? Что нового узнали для себя. Понравилась ли музыка Шопен? Будете ли вы её слушать ещё ?
Как вы думаете так смолкло сердце Шопена или всё

же нет?

Учитель
: Давайте проверим, что вы запомнили? Внимание на экран.
Слайд 9 (Проверь себя)

Учитель:
Понравился урок или нет? Если да, то похлопайте в ладоши, а нет потопайте ногами. Если останется время посмотреть видео клип.
Слайд 10 (клип песни Шопен).

Слайд 1

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена»

Слайд 2

Фредерик Шопен

Слайд 3

Слайд 4

Родился в смешанной французско-польской семье; родным языком Шопена был польский.
Во времена Шопена Варшава насчитывала 100 тыс, жителей и была культурным центром, находившегося под властью России Царства Польского.

Слайд 5

Юный Фридерик развлекает собравшихся друзей необычным для его возраста мастерством игры на фортепиано.

Слайд 6

19-летний Шопен играет в Берлине перед избранной публикой в салоне князя Антония Радзивилла. Сам Радзивилл тоже был одаренным виолончелистом, гитаристом и композитором. Подружившись с Шопеном, он содействовал его Дальнейшей карьере.

Слайд 7


Судьба этого человека сложилась трагически, т.к. большую часть своей короткой (около 40 лет!) жизни и последние дни он провел на чужбине, вдали от горячо любимой Родины, которую он очень любил, безмерно тосковал о ней и всю свою музыку посвятил ей.

Слайд 8

В августе 1849 г. Шопен переехал в роскошную квартиру на Вандомской площади (Париж).
“…Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой? Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя родина…Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”

Слайд 9

Любовь к Родине этого талантливого человека была настолько велика, что после его смерти по просьбе Ф.Шопена сердце его было вынуто из груди и, как священная реликвия, переправлено на родину, в Варшаву. Сегодня оно замуровано в стене одного из главных костелов (храмов)Варшавы и об этом свидетельствуют такие поэтические строки:
“Стоит в Варшаве церковь, Там стена скрывает человечества святыню –
Шопена сердце – Тишина полна биеньем сердца этого поныне!”

Слайд 10

«Душа фортепиано»–так называли польского гения.
Полонез
Произведения для фортепиано- Вальсы Полонезы Мазурки Прелюдии Этюды

Слайд 11

Полонез-польский

Слайд 12

Танцы, танцы, танцы…
Вальс

Слайд 13

Проверь себя
… Шопен- назови имя
Фредерик
Как переводится полонез-
польский
Где родился Шопен?-
Желязова Воля,близ Варшавы
Какой любимый инструмент Шопена
рояль
Перечисли что писал Шопен для рояля?
Вальсы, полонезы,этюды,мазурки,прелюдии

Слайд 14

Журавли, тополя Хлеб, да соль, лик Кремля Это ты, Родина моя Это ты, Россия Детский смех, перепляс. Доброта синих глаз. Это ты, Родина моя. В мире нет красивей. Россия, Россия - ты моя звезда Россия, Россия - ты моя судьба Россия, Россия - повторю я вновь Россия, Россия - ты моя любовь!
Хохлома, волжский плес, Ширь полей, плач берез. Это ты, Родина моя, Это ты, Россия. Купола, неба высь. Для тебя наша жизнь. Это ты, Родина моя. В мире нет красивей. Россия, Россия - ты моя звезда Россия, Россия - ты моя судьба Россия, Россия - повторю я вновь Россия, Россия - ты моя любовь!
«Звезда России»

Презентация "Не молкнет сердце чуткое Шопена…"

Полонез, мазурка, вальс.

Фредерик Шопен (1810 – 1849) Польша

Уникальное явление в мире музыки – он не оставил ни одной симфонии, ни одной оперы, ни одной симфонической увертюры. Композитор сочинял почти исключительно для фортепиано.

Родился Шопен в музыкальной семье: отец его играл на скрипке и флейте, мать – хорошо пела и немного играла на рояле.

Первые успехи

Портрет Шопена Э. Делакруа

Рояль композитора и одна из последних фотографий.

Свою последнюю мазурку Шопен уже не смог исполнить, а лишь записал нотами…

Кладбище Пер-Лашез в Париже: могила композитора.

Костёл Святого Креста в Варшаве – последнее пристанище сердца Шопена.

А теперь о танцах…

Торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся в начале бала, подчёркивая торжественный характер праздника. Пары двигались по установленным геометрическим фигурам. Музыкальный размер – ¾.

Происхождение

Возник в Польше в XV веке и сначала был исключительно свадебным танцем. Затем стал атрибутом любых народных торжеств.

Интересно, что танец известен под разными названиями: ходзонный (вышагиваемый) , генсий (гуськом) , велький (большой, великий) , окронглый (плавный) , повольный (медленный) , ходзонный зе свецом (пеший танец со свечой) .

В пышный дворцовый танец полонез превратился лишь в конце XVI века

Польский народный танец, отличающийся мелодией с острым ритмом, стремительный и динамичный, воинственный и лиричный одновременно, размер ¾.

Возник на равнинах Мазовии на основе нескольких танцев: мазур, обертас и куявьяк. Эти танцы обладали общими ритмическими и хореографическими чертами.

Бальным европейским танцем мазурка стала в XIX веке

Мазурка оказала огромное влияние не только на развитие польского танца, но и на всю польскую культуру. Кстати, она является частью польского гимна, созданного в 1797 году.

Мазурки Шопена

Мазурки Шопена наиболее известны в мире. Вся его преданность и любовь к Родине в его мазурках. Они обладают неповторимым стилем и сочетают в себе три вида: лирические, городские и сельские.

Парный танец, где основное движение – плавное кружение, музыкальный размер ¾, темп от медленного до самого быстрого.

Происхождение

Прародители вальса австрийский народный танец лендлер и французский танец вольт, оба танца парные и размер ¾. В лендлере партнёр вращал партнёршу вокруг себя, а в вольте преобладали прыжки, к которым добавились быстрые повороты и вращения. Смешение лендлера и вольта образовало новый танец, ставший популярным в Германии, Чехии, Австрии. Танец приобрёл новый характер – широкие, скользящие и плавные движения, избавился от прыжков и получил название – вальс.

Своё победоносное шествие по бальным залам вальс начал в начале XIX века.

Послесловие

«Душа фортепиано» – так называли польского гения. Почему?

Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшее ли?

Что, кроме танцевального характера, вложил в свои танцы композитор?

Что, по-вашему, объединяет эти такие разные по характеру и звучанию танцы?

Благодарю всех за внимание и поддержку!

Данную презентацию подготовила учитель музыки МБОУ СОШ с УИОП № 12

Мелентьева Ирина Викторовна