Почему вишневый сад назвали пьесой предупреждением. Cочинение «Разъяснение сути конфликта в пьесе «Вишневый сад


Антон Павлович Чехов создавал пьесу “Вишневый сад” накануне череды революций. Многие важные темы затронуты в этом произведении. Автор размышляет над будущим России и русского общества в целом. Комедия, по жанровому определению автора, отражает ту переломную эпоху нового столетия, когда старое уже умерло, а новое еще не родилось. Никто не может понять, что их настигнет в будущем, но все чего-то ждут.

Персонажи произведения принадлежат к нескольким поколениям.

Все герои пьесы ждут наступления новой жизни, кто-то - с опаской и неуверенностью, а кто-то - с верой и надеждой. Проблема в том, что герои не живут настоящим. Некоторые идеализируют прошлое, другие – будущее, но всё это происходит вне вишневого сада, который является олицетворением той самой настоящей жизни.

Вишневый сад – это вечное настоящее, которое связывает и прошлое, и будущее воедино в одном месте. Здесь жили предки Раневской еще задолго до ее появления. Сад воплощает собой единственную правду жизни, истину, которую не могу найти герои произведения. “Вечный студент” Петя Трофимов говорит, что вся Россия – это сад с чудесными местами и широкими просторами. Этими словами герой призывает к активному труду, проповедуя “высшую правду”.

Также автор обращает внимание на несостоятельность дворянства и создает собирательный образ Раневской, заключающий в себе праздность жизни и глупость. Для неё вишневый сад – это связь с прошлым, с молодостью и увядающей красотой, но героиня не живет настоящим, а лишь придается грезам. “О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!..”, - восклицает Раневская. Она не хочет смотреть на жизнь реально, поэтому продает сад из-за долгов и уезжает в Париж.

Вишневый сад воспринимается А.П. Чеховым как духовный центр пьесы, вечный живой организм, в котором все подчинено закону жизни. Срубая сад, топор прерывает единственную связывающую героев пьесы линию. В этом и состоит предупреждение автора. Он предостерегает читателей от потери связи с предками и потомками, с миром и истиной.

Обновлено: 2018-04-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Однако центральное с виду событие - борьба за вишневый сад - лишено того значения, какое отвела бы ему классическая драма и какое, казалось бы, требует сама логика расстановки в пьесе действующих лиц. Конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, у Чехова приглушен. Лопахин, русский буржуа, лишен хищнической хватки и агрессивности по отношению к дворянам Раневской и Гаеву, а дворяне нисколько не сопротивляются ему.

В чем же главный узел драматического конфликта? Вероятно, не в экономическом банкротстве Раневской и Гаева. Ведь уже в самом начале лирической комедии у них есть прекрасный вариант экономического процветания, по доброте сердечной предложенный тем же Лопахиным: сдать сад в аренду под дачи. Но герои от него отказываются. Почему? Очевидно, потому, что драма их существования более глубока, чем элементарное разорение, глубока настолько, что деньгами ее не поправишь и угасающую в героях волю к жизни не вернешь.

С другой стороны, и покупка вишневого сада Лопахиным тоже не устраняет более глубокого конфликта этого человека с миром. Торжество Лопахина кратковременно, оно быстро сменяется чувством уныния и грусти. Этот странный купец обращается к Раневской со словами укора и упрека: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь». И как бы в унисон со всеми героями пьесы Лопахин произносит со слезами знаменательную фразу: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Здесь Лопахин впрямую касается скрытого, но главного источника драматизма: он заключен не в борьбе за вишневый сад, а в субъективном недовольстве жизнью, в равной мере, хотя и по-разному, переживаемом всеми без исключения героями

«Вишневого сада». Драма жизни заключается в разладе самых существенных, корневых ее основ. И потому у всех героев пьесы есть ощущение временности своего пребывания в мире, чувство постепенного истощения и отмирания тех форм жизни, которые когда-то казались незыблемыми и вечными. В пьесе все живут в ожидании неотвратимо надвигающегося рокового конца. Распадаются старые основы жизни и вне и в душах людей, а новые еще не нарождаются, в лучшем случае они смутно предчувствуются, причем не только молодыми героями драмы. Тот же Лопахин говорит: «Иной раз, когда не спится, я думаю: Господи, Ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами». Грядущее задает людям вопрос, на который они, по своей человеческой слабости, не в состоянии дать ответа. Есть в самочувствии чеховских героев ощущение какой-то обреченности и призрачности их существования.

С самого начала перед нами люди, тревожно прислушивающиеся к чему-то неотвратимому, что грядет впереди. Это дыхание конца вносится в самое начало пьесы. Оно не только в известной всем роковой дате 22 августа, когда вишневый сад будет продан за долги. Есть в этой дате и иной, символический смысл - абсолютного конца целого тысячелетнего уклада русской жизни. В свете абсолютного конца призрачны их разговоры, неустойчивы и капризно переменчивы отношения. Люди как бы выключены на добрую половину своего существования из набирающего темп потока жизни. Они живут и чувствуют вполсилы, они безнадежно опаздывают, отстают.

Символична и кольцевая композиция пьесы, связанная с мотивом опоздания сначала к приходу, а потом к отходу поезда. Чеховские герои глуховаты по отношению друг к другу не потому, что они эгоисты, а потому, что в их ситуации полнокровное общение оказывается попросту невозможным. Они бы и рады достучаться друг до друга, но что-то постоянно «отзывает» их. Герои слишком погружены в переживание внутренней драмы, с грустью оглядываясь назад и с робкими надеждами всматриваясь вперед. Настоящее остается вне сферы главного их внимания, а потому и на полную взаимную «прислушливость» им просто не хватает сил.Перед лицом надвигающихся перемен победа Лопахина - условная победа, как поражение Раневской - условное поражение. Уходит время для тех и других. Есть в «Вишневом саде» что-то и от чеховских инстинктивных предчувствий надвигающегося на него рокового конца: «Я чувствую, как здесь я не живу, а засыпаю или все ухожу, ухожу куда-то без остановки, как воздушный шар». Через всю пьесу тянется этот мотив ускользающего времени. Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уже пятьдесят один год, как это ни странно»,- говорит Гаев. «Да, время идет»,- вторит ему Лопахин.

Время идет! Но кому суждено быть творцом новой жизни, кто насадит новый сад? Жизнь не дает пока ответа на этот вопрос. Готовность есть как будто бы у Пети и Ани. И там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему определенно сочувствует. Но в рассуждениях Пети нет личной силы, в них много слов, похожих на заклинания, а порой проскальзывает и некая пустопорожняя болтливость, сродни разговорчивости Гаева. К тому же он «вечный студент», «облезлый барин». Не такие люди овладевают жизнью и становятся творцами и хозяевами ее. Напротив, жизнь сама Петю изрядно потрепала. Подобно всем недотепам в пьесе, он нескладен и бессилен перед нею. Молодость, неопытность и жизненная неприспособленность подчеркнуты и в Ане. Не случайно же Чехов предупреждал М. П. Лилину: «Аня, прежде всего ребенок, веселый, до конца не знающий жизни».

Итак, Россия, как она виделась Чехову на рубеже двух веков, еще не выработала в себе действенный идеал человека. В ней зреют предчувствия грядущего переворота, но люди пока к нему не готовы. Лучики правды, человечности и красоты есть в каждом из героев «Вишневого сада». Но они так разрозненны и раздроблены, что не в силах осветить грядущий день. Добро тайно светит повсюду, но солнца нет - пасмурное, рассеянное освещение, источник света не сфокусирован. В финале пьесы есть ощущение, что жизнь кончается для всех, и это не случайно. Люди «Вишневого сада» не поднялись на высоту, которой требует от них предстоящее испытание.

Погружаясь в состояние глубокого религиозного кризиса, они потеряли над жизнью контроль, и она ускользнула от них к лакеям Яшам, к неудачникам Епиходовым. Насадить новый сад, как и предчувствовал Чехов, им, конечно же, не удалось. А Чехов писал «Вишневый сад» в преддверии революции 1905 года. Это была его последняя драма. Весной 1904 года здоровье писателя резко ухудшилось, предчувствия не обманули его. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался на сорок пятом году жизни.

Еще в самом начале работы над новой пьесой Чехов называет «Вишнёвый сад» комедией, а «местами даже фарс». Почему же сам автор дал именно такое определение своему последнему произведению? Комедия- это театральный жанр, возбуждающий смех зрителя, разоблачая отрицательные общественные и человеческие стороны жизни. Однако именно этот жанр является самым спорным во всем искусстве. Для достижения комического эффекта можно использовать множество разнообразных приемов: преувеличение или приуменьшение, пародия, сближение противоположных явлений. Основная цель любой комедийной пьесы заставить зрителя посмотреть на привычные явления с другой стороны, позволяя через контекстное значение активизировать их эмоции и мысли. Комические герои очень часто не являются теми, за кого себя стараются выдать.

Признаки комедии в пьесе «Вишнёвый сад»

В своем последнем произведении Антон Павлович использовал художественные приемы и средства, характерные именно комедийному жанру, вот почему «Вишнёвый сад» комедия. В пьесе очень ярко показаны противоположности в лице Лопахина и Раневской. Купец и аристократка. Он мыслит цифрами, видит выгоду в каждом своем решении, образования нет, и он сам себя называет «мужиком», однако другие персонажи характеризует его как человека с тонкой и артистичной душой. Она – легкомысленная, увлекающаяся натура, прекрасная представительница уходящей эпохи дворянства. Присутствие смешных ситуаций и комических героев (разговоры Гаева со шкафом, несуразный Епиходов, цирковые трюки Шарлотты Ивановны, падение Пети с лестницы) указывают, что пьеса- комедия. Кроме всего прочего, сам автор говорил, что переживания его героев поверхностны и что они просто не способны на глубокие чувства вообще, следовательно, все их переживания большей частью надуманы и поэтому смешны. Каждый старается показать себя совершенно не теми людьми, кем являются на самом деле. Особенно это видно, глядя на Дуняшу и Яшу. И эти лишь малая часть жанровых особенностей.

Каждое произведение, так или иначе, несет определенный смысл и поучение к читателю. Исключением не стала и пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Она, не смотря на обыденность событий, переполнена эмоциями и переживаниями. Неспроста пьесу называют предупреждением. Она насеет в себе пример реальной жизни людей, столкновения характеров и желаний.
В произведении Чехова можно заметить противоречие двух миров: мечты и действительности. Например, Любовь Андреевна полностью и целиком погружена в мир грез. Ее не интересуют события сегодняшние, она желает находиться в мире воспоминаний, где она была счастлива. Ее жизнь уже давно далека от Парижа, но мысли ее все еще там. Даже когда волею судьбы она вернулась в родной дом, она все равно была в мире мечты, она видела не тот дом, который существует сейчас, в эту минуту. Она хотела лицезреть дом, который помнится из ее детства.
Гаев – это человек, живущий, пожалуй, в самом опасном месте, на стыке двух миров. Он не принадлежит ни миру мечты, ни миру действительности. Он мечется между ними, не в состоянии познать хотя бы один по-настоящему. Он не является мечтателем и не принимает свои воспоминания за реальность. Но и не является зрелым мужчиной, который ясно знает, чего он хочет. О нем говорят как о юнце, хотя его возраст уже перешел в ранг уважительного.
Лопахин – это единственный персонаж, который понял смысл каждого из миров и смог обуздать мечту. Он не идеален, то стремится преобразовать свои грезы в реальность. Он знает, что мечты, которые появляется в его голове, побуждают его к действию и реализации их в свою жизнь.
В чеховском произведении сталкиваются мечта и реальность. И чем больше страниц пьесы прочитано, тем более острым это противоречие становится. Пьеса наталкивает на мысль, что очень часто люди ведут себя безрассудно и глупо. Порой человек не отдает отчет в собственных поступках и играет с огнем, именно об этом и говорил автор в своей пьесе «Вишневый сад». На мой взгляд, автор предупреждает читателя об опасности существования только в одном из миров. Автор намекает, что люди должны сочетать мир грез и действительность, как это делает Лопахин. Чехов стремился сплотить всех людей, называя Россию садом.